3В Воронеже произошел театральный скандал. На Третьем международном Платоновском фестивале половина зрителей ушла из зала, возмутившись поведением эстонских актеров, которые матерились, снимали трусы и изображали однополую любовь.

На Третьем международном Платоновском фестивале, который позиционируется в Воронеже как «главное культурное событие года», разгорелся скандал. Почти половина зрителей в середине первого акта покинула спектакль таллинского театра №099 «Педагогическая поэма» по мотивам произведений Антона Макаренко и Константина Станиславского. Горожане возмутились обилием мата, переводившегося на русский язык в субтитрах, и обнажением актеров. Они изображали однополую любовь, а один даже снял трусы.

«Педагогическая поэма» эстонского театра №099 анонсировалась дирекцией Платоновского фестиваля как один из гвоздей форума, часть его экспериментальной программы. Постановку по мотивам одноименного романа Антона Макаренко и книги Константина Станиславского «Работа актера над собой» осуществили Тийт Оясоо и Эне-Лиз Семпер, которые одновременно выступают учредителями, художественными руководителями и единственными штатными режиссерами театра.

Оба произведения выдвигают на первый план самосовершенствование человека, его постоянную потребность думать и проявлять интерес к окружающей жизни; побудительной причиной такой потребности является не чувство долга, а чувство ответственности — перед собой и миром. Сложное переплетение отношений отдельной личности и общества, сущность художнического таланта, моральное воспитание человека — те вопросы, которые волнуют создателей постановки. В спектакле театра №099 воплощена идея высвобождения из-под гнета системы вообще и системы Станиславского в частности.

Однако многие воронежцы не приняли спектакль, продемонстрированный в местном концертном зале. Почти половина зрителей покинула действо в середине первого акта.

Правда, многие из них шли на педагога Антона Макаренко и взяли с собой детей, не обратив внимание, что на билетах имеется маркировка «16+». Но настоящий скандал разгорелся, когда воронежец Денис Пасько, сидевший в первом ряду, выскочил прямо на сцену и принялся эмоционально объяснять актерам, что ему не нравится в спектакле. «Вы, эстонцы, не уважаете русских, матом ругаетесь, девушек бьете, голые расхаживаете!» — заявил, в частности, Пасько. После чего его вежливо выпроводил из зала Михаил Бычков, директор Платоновского фестиваля.

Уже на следующий день тот же Денис Пасько сорвал пресс-конференцию эстонской труппы. Он попытался объяснить ее участникам, что такое настоящее искусство, и пригрозил дирекции Платоновского фестиваля судом. Бычков предложил ему вернуть стоимость билета, 2 тыс. рублей, но внятного ответа не дождался.

Интересен контекст, в который оказался вписан скандал вокруг эстонского театра №099. Открывая Третий международный Платоновский фестиваль, губернатор Алексей Гордеев заявил, что считает развитие культуры более важным, чем развитие экономики.

Платоновский фестиваль стал не только главным культурным событием Воронежского края, но и мощным импульсом для развития культурной сферы региона и духовного состояния воронежцев. Во многом благодаря фестивалю Воронеж признан одной из культурных столиц России. Анализируя развитие нашей страны и понимая, что сегодня непросто строить рыночную экономику, на вопрос о том, что важнее, я бы все-таки ответил, что экономика на втором месте, а на первом — культура. Нам, воронежцам, повезло. И мне бы хотелось, чтобы третий фестиваль мы воспринимали как праздник.

Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области, SmartNews
Ссылка на цитату Поделиться ссылкой на цитатуЭксперты разошлись в оценках случившегося. В частности, и.о. ректора Воронежской государственной академии искусств Эдуард Бояков, больше известный как основатель федерального театрального фестиваля «Золотая маска», считает, что дирекции форума нужно было заранее готовить зрителя к современному авангардному искусству.

Экспертное мнение:

Эдуард Бояков (и. о. ректора Воронежской государственной академии искусств), SmartNews

— Я не поклонник творчества театра №099, но его спектакль «Педагогическая поэма» вполне вегетарианский. В Перми, скажем, публика принимала его хорошо. Ну, много целуются в спектакле, иногда даже имитируя что-то большее. Ну, звучит мат на эстонском с переводом на табло. Но в спектакле нет пошлости и жести. Он про борьбу за свободу, борьбу со своими комплексами, прежде всего сексуальными. Мне кажется, причина того, что воронежцы не приняли постановку, заключается в неправильном позиционировании Платоновского фестиваля в Воронеже. При первом приближении его афиша кажется абсолютно прекрасной. Но потом возникает отсутствие коммуникации с теми, к кому, по идее, и обращена «Педагогическая поэма» (и вообще, всякое настоящее современное искусство). К молодым, свободным, ищущим, бунтарям.

Директор Платоновского фестиваля, худрук местного Камерного театра Михаил Бычков назвал спектакль «Педагогическая поэма» хорошим. Но от других комментариев воздержался. Официально в дирекции фестиваля сказали, что «Воронеж болезненно перенес прививку авангардного искусства». Между тем авторитетный театральный критик Бронислав Табачников заявил, что считает постановку театра №099 «похабщиной».

Экспертное мнение:

Бронислав Табачников (историк, искусствовед, педагог, публицист, профессор Воронежского госуниверситета, руководитель секции критики воронежского регионального отделения Союза театральных деятелей России), SmartNews

— Мне, к сожалению, не удалось побывать на спектакле эстонского театра. Но там был мой друг, который позвонил мне в возмущении. Насколько я могу судить по своему богатому опыту театрального критика и его рассказу, спектакль примитивен. Я бы и сам с него ушел. На сцене происходило нечто непотребное, там стоял отборный мат. За долгие годы я очень хорошо изучил воронежскую публику, а Воронеж — один из самых театральных городов России. Так вот, наша публика пошла на название постановки. Ну как обычно, мы ходим на автора и конкретного актера. А название постановки неизбежно ассоциируется с замечательным педагогом и писателем Антоном Макаренко. То есть воронежцы ждали глубокого смысла, философии. Но, получили, извините, похабщину. Воронеж силен своими театральными традициями, в хорошем смысле консервативен, способен отличить талантливый авангард от фейка и поэтому, естественно, не принял постановку. На мой взгляд, дирекции Платоновского фестиваля, а он стал одним из самых значимых событий в культурной сфере города, нужно более тщательно подходить к отбору спектаклей, учитывая вкусы местной публики.

Интернет-пользователи отреагировали на скандал довольно бурно.

Для многих актеров сцена — святое место. И никому в голову не придет снимать на сцене штаны и материться. А вот эстонские актеры, видимо, решили, что мы — дебилы. Но у воронежцев есть понятие чести и достоинства. Терпеть на сцене хамство, выдаваемое за искусство, да еще и платить за него деньги никто не должен.

Анаконда, из обсуждения на moe-online.ru

— На спектакле не была, и слава Богу! А хотела 15-летнюю дочь с подругой отправить, все-таки «Педагогическая поэма», классика. Теперь вот радуюсь, что билеты не успела купить, а то мои девочки подумали бы, что вот таким и должен быть театр.

Анна, из обсуждения на moe-online.ru

— хаять современное искусство сейчас модно, а за поведение воронежцев обидно: что мешало посмотреть анонс постановки в интернете? Директор Платоновского фестиваля Михаил Бычков правильно указал возмущенному зрителю на дверь: все-таки надо иметь хоть какое-то уважение к артистам, хотя бы просто встать и уйти, а не устраивать шоу одного актера. На мой взгляд, по сравнению с эстонским театром №099 наш драмтеатр сильно проигрывает в постановках, режиссуре и игре актеров.

Ирина, из обсуждения на moe-online.ru

— Допустим, вы купили в магазине продукты питания и дома при вскрытии упаковки поняли, что купили тухлятину. Что вы сделаете? Выбросите продукты или пойдете разбираться в магазин. Так и с театром. С хороших спектаклей зрители не уходят, а кричат: «Браво!», одаривая актеров и постановщика шквалом аплодисментов.

Полина Ягодкина, из обсуждения на moe-online.ru

Для начала на сцене изобразили хоккейную площадку, на которой стоял гроб. Потом вышли босиком 16 прибалтийских юношей и девиц нежного возраста. А к ним из гроба поднялась слегка престарелая мадам, потребовавшая сигаретки. Минут десять они ее укуривали с четырех рук, а мадам кривлялась и жеманилась. Однако, покурив, всех построила и заставила долго-долго мыть сцену. Мыли они ее творчески, то демонстрируя публике свои зады в обтягивающих лосинах, то позволяя заглянуть за линию корсажа, где у некоторых девиц побалтывались упругие перси. Иногда, возбудившись при виде ведра или тряпки, начинали тереться друг о друга нижней частью живота. А слегка престарелая дама ходила между юной порослью граждан Евросоюза и то заставляла всех строем маршировать а ля гитлерюгенд, то похохатывала в духе русской классики, то фальшиво-драматически восклицала: «Не верю!»

Дмитрий Чугунов, доктор филологических наук, профессор Воронежского госуниверситета, очевидец, SmartNews

По отзывам очевидцев, особенно публику шокировало то, что актеры изображали на сцене поцелуи и однополую любовь, а к концу первой части спектакля начали раздеваться. Тем временем на экране шел дословный русский перевод диалогов, которые изобиловали матерными словами, в том числе описывающими совокупление героев.

А чтобы темный русский зритель хоть чуть-чуть прикоснулся к европейской культуре и повысил духовность, один вдохновенный актер снял штаны совсем. И трусы снял, тоже совсем. И всем показал свой талант! А чтобы и его коллеги талант почувствовали, он с талантом наперевес стал за ними гоняться и одного таки догнал, повалил.

Вскоре после начала спектакля зал начали покидать зрители — поодиночке и группами.

Read more: http://smartnews.ru/regions/voronezh/7771.html#ixzz2VSwSTrMZ

...