Слово «прокуратура» происходит от латинского «procure», что значит – «обеспечиваю», «проявляю заботу». В большинстве стран мира прокуратура осуществляет функцию уголовного преследования и поддержки государственного обвинения в уголовном судопроизводстве.

Российская прокуратура, созданная Петром I в 1722 году как «око государево» наделена более широкими полномочиями. Она должна не только ОБЕСПЕЧИВАТЬ соблюдение законов на территории страны, но и ПРОЯВЛЯТЬ ЗАБОТУ о соблюдении экономических, социально-политических прав и свобод граждан.

Вот об этой стороне деятельности людей в синих мундирах и вел разговор журналист «Коммуны» с прокурором Воронежской области, государственным советником юстиции второго класса Николаем Шишкиным.

— В общем объёме работы прокуратуры какую часть занимает защита прав человека? Вы довольны, Николай Анатольевич, тем, как она организована?

— Я бы сказал так: в определённой степени удовлетворен. К нам ведь люди не приходят поделиться радостью и счастьем, идут с огорчениями и бедами. И ни одну жалобу, ни один тревожный сигнал мы не должны оставлять в стороне. Потому что все они в той или иной мере касаются защиты прав либо отдельных граждан, либо юридических лиц. Образно выражаясь, мы стоим на острие человеческой боли и делаем всё возможное, чтобы её было меньше. Что касается объёма за весь прошлый год, то в органы прокуратуры области поступило 29089 жалоб и коллективных обращений.

— Если брать гражданские, трудовые, семейные, пенсионные, жилищные проблемы, какие из них решаются наиболее сложно?

— Здесь нельзя сказать – вот этот блок проблем более сложный, а вот этот – менее. Хотя бывают и не такие уж сложные ситуации, но гражданин в одну чиновничью контору пошел, а ему – «поворот от ворот». Он в другую сунулся — то же самое. Госслужащие порой даже просто поговорить с человеком не хотят. Вот он, «весь на нервах», и направляется в прокуратуру: помогите защитить мои права! Конечно самые сложные коллизии — в гражданском праве. Здесь каждая из сторон доказывает свою правоту, и в хитросплетениях жизненных ситуаций разобраться порой ой как непросто.

— Но разве вы во все жалобы и якобы нарушенные права граждан обязаны вникать?

— Нет. Нередко в прокуратуры, особенно районные, приходят обиженные друг на друга соседи. Мы им объясняем, что споры между двумя гражданами, по закону, должен решать только суд – мировой или федеральный. А вот когда государство в лице чиновника вмешивается в жизнь гражданина, или юридическое лицо нарушает его права, вот тогда уже прокуратура должна сказать своё слово. Это касается прав на жильё, оформление льгот, субсидий, получение пенсий, компенсаций и так далее.

— Старики, инвалиды, малоимущие люди в большинстве своём юридически малограмотны, они не знают своих прав, да и не могут защитить их с помощью юриста, поскольку не имеют средств на оплату его услуг. Как быть таким обездоленным? Вы сказали, что люди приходят к работникам прокуратуры со своими бедами. Как часто приходили в минувшем 2009 году?

— Вы затронули крайне болезненную тему, которая на государственном уровне пока не решена. К сожалению, сегодня почти всё меряется рублем, и бесплатно даже совет нельзя получить. Естественно, это не относится к сотрудникам прокуратуры. В пределах своей компетенции мы всё делаем бесплатно. Во всех районных прокуратурах и областной на видных местах висят графики приема посетителей. Любой из них может посмотреть – по каким дням принимают помощник прокурора, его заместитель, сам прокурор. В областной прокуратуре дежурный сотрудник находится практически круглосуточно.

В прошлом году в аппарате облпрокуратуры было принято 2216 человек, в кабинеты ко мне и моим заместителям приходили 156 граждан.

— С чем приходят к вам люди?

— Семья Плотниковых из Семилук много лет проживала в аварийном доме. Все эти годы она «стучалась» в администрацию города, но отказ следовал за отказом. По жалобе Плотниковых прокурор района обратился с иском в суд о признании незаконным бездействия администрации города и потребовал предоставить семье нормальное жилое помещение. Иск был удовлетворен, и в июне 2009 года администрация города купила для семьи квартиру по улице Крупской.

Глава администрации Таловой запретила въезд на площадь в центре рабочего поселка всех видов транспорта, даже инвалидам не было сделано исключение. Люди выражали недовольство, но их и слушать не хотели. Тогда они пошли в прокуратуру, которая в интересах граждан и обратилась в суд. Было признано, что главой поселения превышены полномочия, и запрещение потребовали отменить. Это и было в конце концов сделано. Не понятно только, зачем местная администрация проявляла столь ненужное упорство?

Примерная ситуация возникла и в Павловском районе. В течение нескольких лет родители учащихся районных школ обращались к директорам учебных заведений и в администрацию района с просьбами обеспечить школьников нормальной питьевой водой. Никаких результатов. Прокуратура потребовала проверить качество воды. И когда документально была подтверждена её опасность, предъявила в суд 13 исков по устранению нарушений санитарного законодательства. Решение суда было однозначным, и теперь в школах установлены фильтры. Воду можно пить, не опасаясь за здоровье. Вызывает удивление, почему Роспотребнадзор все эти годы не мог решить проблему.

— Видимо, местные санитарные врачи не хотели портить отношения с начальством. Кстати, бывает, что приходят жалобы на действия или бездействие самих прокуроров?

— Конечно. В прошлом году в судах области 12 раз обжаловались действия (бездействие) прокуратуры области или отдельных должностных лиц – начальников отделов и управлений. Во всех случаях жалобы признаны необоснованными. Значит, по мнению суда, мы действовали правильно. Хотя, с другой стороны, такие жалобы заставляют нас всегда быть в форме и постоянно контролировать собственные действия.

— С уверенностью можно сказать, что негодная работа ЖКХ — и ваша головная боль тоже. О коммунальном хаосе журналистами написаны десятки статей. Читатели газеты постоянно сообщают, сколько безобразий творится и при выборе способа управления многоквартирными домами, и в установлении тарифов, и в соблюдении прав дольщиков жилья. В нашей области один скандал следует за другим…

— Назову несколько цифр. В ушедшем году органами прокуратуры выявлено более 2100 нарушений закона в области жилищных прав граждан: опротестовано 114 нормативно-правовых актов, к дисциплинарной ответственности привлечено 270, а к административной — более 70 должностных лиц, направлено в суд 100 исковых заявлений. Тем не менее органы местного самоуправления всё так же продолжают «штамповать» незаконные нормативно-правовые акты. Не знаю, чем, например, руководствовались в Аннинском, Богучарском, Острогожском, Россошанском, да и в других районах, когда устанавливали абсолютно не обоснованные нормативы и тарифы на водоснабжение? Пришлось районным прокурорам вмешаться и добиться их отмены. В областном центре отменили плату за вывоз крупногабаритных отходов и плату за освещение мест общего пользования.

Более двухсот нарушений закона выявлено при проверке долевого строительства жилья в области. По результатам таких проверок следственными органами возбуждено четыре уголовных дела. Установлены факты мошенничества и хищения денежных средств дольщиков руководителями ООО «Атомстрой», ООО «Строй –Арт», ООО «Строймонтаж-99», ЗАО «Монолитстрой Воронеж». Сегодня все дела находятся в стадии расследования.

— Но более двухсот нарушений закона и …четыре уголовных дела. То есть, соотношение вызывает некоторое недоумение, или проблема более глубока и требует комплекса мер?

— Вы правы. Силами только правоохранительных и контролирующих органов восстановить права пострадавших граждан невозможно. Мы уверены, что нужны усилия и со стороны органов государственной власти. Отмечу, что наша позиция находит понимание в Правительстве Воронежской области. По инициативе областной прокуратуры создана оперативная группа, которой удалось «сдвинуть» вопрос обеспечения жильем 328 граждан, пострадавших от деятельности КТ «Социальная инициатива». Домостроительный комбинат уже передал пострадавшим вкладчикам 90 квартир, в ближайшее время планируется передать ещё 50. Выразил желание помочь и ЗАО СМП «Электронжилсоцстрой».

— В нынешних рыночных отношениях не менее остро стоят вопросы труда. Люди по несколько месяцев не получают зарплату, теряют работу, потом долгое время не могут найти её. Понятно, как это отражается на их самочувствии. Как можно помочь гражданам в этих случаях?

— Начну с задолженности по зарплате. В начале прошлого года она составляла по области 176 миллионов рублей, к концу года снизилась до 17 миллионов. У Семилукского огнеупорного завода, например, в июне была 37 миллионов долга, у «Рудгормаша» – 71 миллион. На 31 декабря задолженность на обоих предприятиях была погашена полностью. В других местах положение тоже значительно улучшилось. Как только нам становится известен факт невыплаты зарплаты свыше двух месяцев, тут же начинаем процессуальную проверку для решения вопроса об уголовном преследовании руководителей. Это предусмотрено недавно введенной статьёй 1451 Уголовного Кодекса РФ.

— Но, Николай Анатольевич, вы решаете вопросы об уголовном преследовании, даже дела возбуждаются, однако до суда они чаще всего не доходят. И это вызывает недоумение у страдающих от безденежья людей. Почему таких начальников не наказывать самым жестким образом, вплоть до освобождения от работы и хотя бы солидного штрафа?

— Факт невыплаты зарплаты – происшествие чрезвычайное, и каждому такому случаю должна даваться правовая оценка. Но это вовсе не означает, что руководителя государственного предприятия или частного предпринимателя надо третировать и постараться упечь за решетку. Важнее помочь ему разобраться в ситуации, чтобы впредь не допускать такой оплошности. На совещании в Москве в прошлом году прокурор соседней с Воронежем области с гордостью заявил, что он возбудил десять уголовных дел против предпринимателей, задерживающих зарплату. Понятно, каким героем он выглядел в глазах коллег. А через небольшое время выяснилось, что он получил из судов…десять оправдательных приговоров.

Безусловно, новая статья в Уголовном Кодексе РФ – нужна, но ей необходима определённая корректировка. Ведь сегодня следователь должен доказать, что предприниматель из корыстной заинтересованности не платил деньги работникам. Доказать это очень сложно, потому что у защиты директора всегда находятся веские аргументы его невиновности. Вот и получается, что статья есть, но она плохо работает.

— То есть, директору предприятия или иному бизнесмену можно раз за разом нарушать закон, и все будут только смотреть на это?

— Почему — смотреть? В течение года по результатам рассмотрения постановлений районных прокуроров приняты решения о дисквалификации шести руководителей предприятий различных форм собственности. Это директора ООО «Пионер Агро» Калачеевского района, ООО «Барокко-Черноземье» Советского, ЗАО «Руссо-Балт-Тяжэкс» Коминтерновского, ООО «Сухогаевское» и филиала ОАО «Воронежавтодор» Верхнехавского района, МУП «Каширские коммунальные сети». Прокуроры Павловского, Рамонского, Эртильского, Бутурлиновского и Острогожского районов объявляли предостережения руководителям различных предприятий. Думаю эти своеобразные звонки о неблагополучии заставят их задуматься.

— Как вы оцениваете тот факт, что в Европейский Суд по правам человека идет огромное число жалоб из России? Авторы их не удовлетворены судебными решениями. Воронежская область, кстати сказать, является здесь лидером. Многие считают, что это отрицательно сказывается на имидже области.

— Я не вижу в этом ничего страшного. В Воронеже весьма грамотное население, хорошо знающее свои права и пытающееся защищать их всеми законными способами. Если наши граждане считают, что государство не защитило их, они и обращаются в Страсбург. Вторая причина в том, что система законодательства в нашей стране отстает от реальной жизни. Сегодня требуют принципиального пересмотра многие положения Уголовного и Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального и Арбитражного Кодексов. Постоянно вносимые в них поправки уже не успевают отслеживать и сами юристы.

В-третьих, устарела система прокурорского надзора. Она осталась такой, какой была в советские времена. Но мы живем в другом государстве, в других социально-экономических отношениях, и значит, по-другому обязаны смотреть на многие происходящие вокруг события. С разрешения Генерального прокурора в рамках своих полномочий мы изменили структуру областной прокуратуры с целью использовать все возможности для защиты интересов и государства, и рядовых граждан.

— Не могу не задать вопрос, который затрагивает если не гражданские права, то достоинство многих воронежцев. Житель другой области, мягко говоря — не самый законопослушный бизнесмен, наплевав на моральные устои, выстроил в центре Воронежа ещё один — не понятно, кому нужный, супермаркет. Несмотря на противостояние прокуратуры, указывавшей на многие нарушения, накануне Нового года магазин «Европа» был открыт. Выходит, мэрские чиновники лучше вас знают, что можно, а что — нельзя? Так что, перефразируя вождя, можно сказать: «Деньги нынче решают всё!»

— Не всё. Закон решает всё. Если он нарушен, будем выяснять, кто это сделал. Так что точка в этом деле вовсе не поставлена. Прокуратура ещё проведет проверку — на каком основании работает супермаркет, если у него нет разрешения, подписанного всеми должностными лицами? «Закон суров, но это — Закон», — говорили древние. И отступать от этого положения мы не имеем права.

Автор: Борис Ваулин.

...