5В последнее время в Воронеже собирают настоящий ажиотаж выставки изделий народных умельцев. Люди снова начали ценить уникальность, ведь в декоративно-прикладной технике нет двух похожих вещиц. Возрождению народных традиций, промыслов способствуют мастер-классы художников. В выходные прошли занятия по изготовлению пасхальных сувениров – даже известные люди Воронежа расписывали пасхальные яйца, плели из бисера, валяли из войлока. Их творения теперь продадут на благотворительной ярмарке в помощь детям-инвалидам.

А известный воронежский скульптор Сергей Горшков не только сделал свой экспонат на продажу. Но и похвастался «Комсомолке» уникальной коллекцией пасхальных яиц прошлого века. В шикарном собрании Горшкова два с половиной десятка разномастных «писанок». Да не академической росписи, а самобытной – наивно-лубочной.
— Эти шедевры народного творчества я обнаружил в конце 70-х на Черемушкинском рынке в Москве. Не поверите, продавались на черемушкинском рынке среди соленых огурцов и редьки! Из темного угла, где пахло квашеной капустой, как солнце сияли горы этих расписных яиц, — рассказал нам Сергей Иванович. — Делали их в Горьковской области – там целые деревеньки занимались народными промыслами, на яйцах «специализировалось» село Крутец. Маскировались они под матрешки, их можно было официально сдавать в художественные салоны и сувенирные магазины – пасхальные яйца тогда, как и религия, были под запретом. Что поражает в этих «грубых» писанках — сочетание многих смыслов (яйцо как символ жизни, устройства мира, как источник вечной радости) передано скупыми народными средствами. Это квинтэссенция коллективного творчества, подпитанного неумирающей народной традицией.

Промыслы эти были семейным производством – отец на токарном станке делал деревянные заготовки из липы, мама наводила краски, готовила кисти, наносила рисунок, а дети помогали раскрашивать. Делали яйца все годы советской власти, не смотря на борьбу с религией. К сожалению, сейчас промысел этот исчез. Тем и ценнее коллекция.

Среди экспонатов и сложные многосоставные яйца, и маленькие «крашенки». Отличают их лаконичные средства, но праздничные краски и сюжеты. В росписи преобладает красный цвет – символ крови Христа, жизни и Пасхи.

Среди сюжетов — Божья матерь с младенцем, Николай-угодник, святые старцы. Второй любимый мотив – храмы, хотя в те годы большинство церквей были в руинах, без крестов, в них то склады располагались, то конюшни. И третья группа сюжетов – по мотивам реального мира, в котором жили: на картинках всегда изображались символы человеческой радости (наивные мотивы типа солнышка, белых березок, клубничек, петушков с курочками), а также достатка – пшеничные колосья, символизирующее надежду на хороший урожай, что важно для крестьян (с хлебом будешь, значит, все будут сыты, дети вырастут, мужчины смогут работать, женщины рожать). Порой на крохотном яичке доморощенные художники умещали целую картину, деревенский пейзаж – домик, дерево, под ним грибок, по двору бежит петушок, а на пруду мужичок ловит рыбу, — сообщает «КП» 

Есть в коллекции Горшкова и яички с необычными сюжетами – с взмывающей вверх ракетой (видимо, к 10-летию полета в космос) и даже с… Чебурашкой. Это, видимо, детки, расписывая яички, пошалили. Взрослые шалили по-другому – делали составное яичко, внутрь которого клали шарик-желток.

— Я приносил часть коллекции на мастер-класс. Владыка Сергий, у него большая коллекция пасхальных яиц, увидел. И ему очень понравилось такое народное искусство, — рассказал «Комсомолке» Сергей Горшков.

...