Мы не за Кремль и не за оппозицию. Почему правозащитники не политики
25 марта Уполномоченный по правам человека в Воронежской области и Общественная палата РФ совместно с воронежскими правозащитниками провели круглый стол, где обсудили актуальные проблемы правозащитной деятельности. Основной темой был гражданский контроль, но не обошлось и без обсуждения тех вызовов, с которыми сейчас сталкиваются правозащитники, сообщает Информационная служба Дома прав человека (Воронеж).
На мероприятие пришли правозащитники и общественные деятели, представители Дома прав человека, в том числе член Совета по правам человека при Президенте РФ, почетный президент Молодежного Правозащитного Движения (МПД) Андрей Юров.
В первой части круглого стола выступили заместитель секретаря Общественной палаты РФ Гриб Владислав Валерьевич и помощник руководителя Аппарата Общественной палаты РФ Северинчик Алла Михайловна, они рассказывали о проблеме осуществления общественного контроля.
Во второй части выступали правозащитники, по многим вопросам они нашли точки соприкосновения с представителями Общественной палаты и Уполномоченным по правам человека.
Андрей Юров поднял проблему ухудшения имиджа правозащитников и смешения в глазах многих граждан правозащитной деятельности с политикой. «В массовом сознании сейчас закрепились очень важная смычка «правозащитники, они же политики – это оппозиция», что неправда. Тут очень важна работа по принципиальному разграничению прав человека и политики. Мы не за Кремль и не за оппозицию. Мы будем защищать самые разные слои населения, независимо от их партийности, от их взглядов, даже если нам эти взгляды не нравятся. Если мы правозащитники, мы должны защищать права человека для всех. Но, к сожалению, сейчас происходит смешение и правозащитников постоянно пытаются представить, как часть какой-то политической силы».
Гриб Владислав Валерьевич добавил: «Политика – это про участие в выборах, борьба за власть. Правозащитники за власть не борются, причем принципиально».
Участники отметили, что сейчас в России, более чем в 16 регионах, проходят тотальные проверки некоммерческих правозащитных организаций, и воронежские правозащитники очень обеспокоены подобной ситуацией.
В своем выступлении представитель Дома прав человека Наталья Звягина, заявила: «Мы сейчас живем в двойной реальности. С одной стороны, мы с вами продолжаем обсуждать развитие демократических институтов, принятие законопроектов, инициированных с активным участием правозащитного сообщества. С другой стороны, мы имеем ситуацию, когда каждый день начинается с того, что в какой-то очередной правозащитной организации проходят обыски, проверки и т.д. Проверяют проводку, наличие санитарных книжек у сотрудников, два ли раза в месяц им платят зарплату, когда большинство людей работают на волонтерской основе. Мы не должны закрывать глаза на ситуацию тотальных проверок, бессмысленных, совершенно ничем не мотивированных. На это нужно реагировать и Совету при Президенте, и Общественной палате в том числе».
Андрей Юров добавил: «Это отдельный вопрос, который мы будем ставить в рамках Совета при Президенте. Защита правозащитников — тема, которая сейчас все время фигурирует в повестке международных органов и организациий, недавно была принята отдельная резолюция по правам человека ООН по защите правозащитников. Правозащитникам не нужны какие-то особые права или льготы, но, как минимум, нужно сделать так, чтобы они могли работать, а не заниматься отбиванием непрерывных проверок».
Уполномоченный по правам человека Зражевская Татьяна Дмитриевна и представитель Общественной палаты РФ согласились с правозащитниками о том, что нужно создавать экспертную группу по защите правозащитников с привлечением ведущих представителей министерств, генеральной прокуратуры и Минюста. Они отметили, что дискредитация правозащитников является одной из самых важных проблем на сегодняшний момент.
Для справки: массовые прокурорские проверки некоммерческих организаций начались в начале марта, их инициирует прокуратура, проверяющие приходят без предупреждения и совместно с другими ведомствами — МВД, ФСБ, налоговой инспекцией, противопожарной службой, иногда вместе с проверкой приходят репортеры НТВ. Прокуратура имеет право проводить проверки и привлекать к этому другие ведомства, но непонятно, почему сейчас они носят массовый характер.
Некоторые правозащитники связывают проверки с законом об «иностранных агентах», который был принят еще летом, но до сих пор так и не начал работать. Согласно этому закону, в качестве «иностранных агентов» должны быть зарегистрированы все НКО, которые занимаются политической деятельностью и при этом финансируются из-за рубежа. Однако Минюст несколько раз отказывался регистрировать организации в качестве «иностранных агентов», ссылаясь на неясность термина «политическая деятельность».
Также, правозащитники видят связь между проверками и словами президента на коллегии ФСБ о том, что законодательство об НКО нужно исполнять и тотальные проверки НКО являются реакцией генпрокуратуры на эти слова.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.