1 декабря в прокуратуре Воронежской области руководители правоохранительных органов области обсудили вопросы противодействия преступлениям коррупционной направленности.

С основным докладом на координационном совещании, выступил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Дмитрий Чеботарёв.

По его словам, Российской Федерацией в последнее время предпринят ряд последовательных мер, направленных на борьбу с коррупционной преступностью.
Так, Президентом РФ утвержден Национальный план противодействия коррупции, Генеральной прокуратурой РФ, а затем на его основе и прокуратурой области, разработаны комплексные планы мероприятий по противодействию коррупции на 2008-2010 годы.
Создана антикоррупционная законодательная база, для чего приняты пакеты нормативных правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровне, разработаны ведомственные нормативные документы.
В соответствии с указанным выше Планом основные усилия органов прокуратуры сосредоточены на координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупционной преступностью. Систематически проводятся совещания руководителей правоохранительных органов области, на которых обсуждаются вопросы организации межведомственного взаимодействия правоохранительных органов при решении вопросов борьбы с коррупцией.
На областном и районных уровнях созданы межведомственные рабочие группы по вопросам координации и взаимодействия правоохранительных органов в сфере противодействия коррупционным проявлениям. Этими группами организована система сбора, накопления и обработки данных об эффективности и результатах работы по предупреждению коррупционных проявлений. На постоянной основе анализируется состояние исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействия коррупции, практика надзора и эффективность мер прокурорского реагирования.
Результатом предпринятых мер явилась некоторая активизация работы правоохранительных органов в указанном выше направлении. В основном это касается УФСБ области, а также оперативно-розыскной части № 2 по линии БЭП КМ ГУВД области.
Так, за 9 месяцев 2009 г. на территории области выявлено 726 преступлений коррупционной направленности, в то время как за весь 2008 г. – 822, а в 2007 г. – 750.
Имеются положительные примеры работы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по выявлению взяточничества.
Так, по материалам, представленным УФСБ области, в сентябре т.г. СУ СК при прокуратуре РФ по Воронежской области возбуждено уголовное дело по п. «г» ч.4 ст.290 УК РФ в отношении руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области Микаилова З.С., который подозревается в получении взятки в сумме 4 млн. рублей от предпринимателя за согласование договоров субаренды и сумм субарендной платы по объекту недвижимости, находящемуся в государственной собственности.
Сотрудниками ОРЧ №2 в т.г. выявлено 21 преступление коррупционной направленности, в том числе 7, предусмотренных ст.290 УК РФ.
Так, СУ СК при прокуратуре РФ по Воронежской области по материалам оперативно-розыскной деятельности, представленным МРО, возбуждено уголовное дело по п. «г» ч.4 ст.290 УК РФ в отношении главы Гремяченского сельского поселения Ситниковой Л.П., обвиняемой в получении от предпринимателя взятки в размере 300 тысяч рублей за положительное рассмотрение заявления о предоставлении земельных участков под строительство торговых павильонов, а также способствование в согласовании необходимых документов в контролирующих органах.
Кроме того, на основании материалов названной ОРЧ возбуждены уголовные дела по фактам получения взяток должностными лицами ГУ МЧС по Воронежской области, НПО «Калачеевский учебно-курсовой комбинат сельского хозяйства и продовольствия», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», газеты «Молодой коммунар».

Однако, результаты борьбы с коррупционной преступностью по-прежнему остаются малоутешительными: продолжается криминализация экономики, сращивание с организованной преступностью части чиновников, доступ криминальных структур к управлению прибыльными сферами экономики.
Указом Президента РФ от 06.09.2008 № 1316 функции по борьбе с коррупционной преступностью переданы в единое ведомство Министерства внутренних дел – подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Вместе с тем, как показывает проведенный анализ деятельности районных подразделений БЭП, они не справляются с поставленной задачей.
За 9 месяцев 2009 г. на территории области выявлено 726 преступлений коррупционной направленности. Вместе с тем, выявлено лишь 131 преступление, предусмотренное ст.290 УК РФ, что на 6,4% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (140).
С учетом роста общего количества преступлений против государственной власти и местного самоуправления указанные статистические данные свидетельствуют о том, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, ослабили работу по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ.
На протяжении последних лет половину всех преступлений коррупционной направленности составляют преступления, предусмотренные ст.292 УК РФ (служебный подлог), то есть не только не представляющие большой общественной опасности, но и зачастую не ассоциируемые населением с коррупцией вообще.
Таким образом, усилия подразделений по борьбе с экономическими преступлениями районных отделов внутренних дел в основном сосредоточены на выявлении незначительных преступлений коррупционной направленности. Об этом же свидетельствует следственная практика по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.290 УК РФ.
Так, значительное количество фактов получения взяток приходится на преступления, совершенные преподавателями высших учебных заведений. Только в Центральном районе г. Воронежа из 52 фактов получения взяток 47 приходится на преподавателей высших учебных заведений, получавших взятки от студентов за сдачу экзаменов и зачетов.
Несмотря на отмечаемый повсеместно высокий уровень коррумпированности государственных и муниципальных структур, должностных лиц различного уровня, в 22 районах области (Аннинский, Бобровский, Борисоглебский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьевский, Грибановский, Каменский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Ольховатский, Панинский, Петропавловский, Поворинский, Рамонский, Репьевский, Семилукский, Таловский, Терновский, г. Нововоронеж) факты получения взяток вообще не выявлялись.
Несмотря на наметившуюся тенденцию к незначительному увеличению выявленных преступлений, связанных с различного рода злоупотреблениями руководителей коммерческих организаций (в 2008 г. выявлено 19 преступлений, предусмотренных ст.201 УК РФ (в 2007 г. – 13), 28 – ст.204 УК РФ (в 2007 г. – 21), за 9 месяцев текущего года 12 – ст.201 УК РФ, 34 – ст.204 УК РФ), данная работа носит нерегулярный характер.
Так, в 31 районе области такие преступления не выявлялись (Богучарский, Борисоглебский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьевский, Грибановский, Калачеевский, Каменский, Кантемировский, Каширский, Нижнедевицкий, Новохоперский, Ольховатский, Острогожский, Павловский, Панинский, Петропавловский, Поворинский, Подгоренский, Рамонский, Репьевский, Россошанский, Таловский, Терновский, Хохольский, Эртильский, г. Нововоронеж, Железнодорожный, Коминтерновский, Ленинский).
Еще хуже ситуация обстоит с противодействиям преступлениям, предусмотренным ст.201 УК РФ, они выявлены лишь в Коминтерновском, Левобережном, Ленинском, Советском, Кантемировском и Эртильском районах.
Указанное обстоятельство обусловлено тем, что подразделения по борьбе с экономическими преступлениями расценивают работу по выявлению фактов коммерческого подкупа и злоупотребления полномочиями в коммерческих организациях как второстепенную, несмотря на ужесточение законодателем уголовной ответственности за совершение данных преступлений.
В период времени 2007-2009 г.г. преступления коррупционной направленности, совершенные организованными группами и преступными сообществами, не выявлялись. Соответственно, уголовные дела о таких преступлениях следственными органами области не возбуждались и не расследовались.
На неудовлетворительные показатели служебной деятельности на данном направлении руководителям правоохранительных органов области указывалось неоднократно, в том числе на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов от 05.03.2008 «О совершенствовании работы по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности», от 20.08.2008 «О совершенствовании уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, а также межведомственного взаимодействия по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и управления».
Однако, несмотря на это, руководителями территориальных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, а также руководством БЭП ГУВД области какие-либо организационные меры, направленные на кардинальное изменение ситуации, предприняты не были.
Задачи оперативно-розыскной деятельности, определенные ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», остаются не решенными.
Подобная организация и результативность работы районных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями впредь не могут рассматриваться как допустимые.
В определенной степени возникновению проблем, связанных с выявлением и пресечением коррупционных преступлений, способствует ненадлежащая организация кадровой работы, поскольку, как показал ряд прокурорских проверок, районные подразделения БЭП укомплектованы недостаточно, или же сотрудники имеют непродолжительный опыт работы, а также недостаточный уровень правовой подготовки.
Указанное обстоятельство, в том числе, является причиной слабых позиций оперативных подразделений правоохранительных органов.
Кроме того, в ходе проведенных органами прокуратуры проверок состояния законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия коррупции выявлено 260 нарушений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
В связи с выявленными нарушениями законодательства об оперативно-розыскной деятельности, на незаконные решения принесен 41 протест.
Органами прокуратуры области внесено 146 требований об устранении нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности.
Кроме того, внесено 25 представлений об устранении выявленных нарушений. Только по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных лиц правоохранительных органов.
Столь значительное число выявленных нарушений красноречиво свидетельствует, прежде всего, о системных недостатках в организации ведомственного контроля, заключающихся, в том числе, и в ненадлежащем исполнении руководителями служб и территориальных отделов решений координационных совещаний руководителей правоохранительных органов области.
В целях повышения результативности работы, направленной на выявление и пресечение коррупционных преступлений, необходимо существенно повысить эффективность ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью на данном направлении, в том числе путем пересмотра критериев оценки деятельности подчиненных сотрудников.
Кроме того, для профилактики коррупционных преступлений на ранней стадии целесообразно разработать систему взаимообмена информацией и совместных мероприятий в части контроля за доходами и расходами должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, руководителей государственных и муниципальных предприятий, для чего организовать взаимодействие с контрольными, ревизионными, аудиторскими организациями.

...