Сегодня в Государственную Думу внесен законопроект, запрещающий избрание в качестве меры пресечения для лиц, совершивших экономические преступления, заключение под стражу. Соответствующие изменения вносятся в уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации. Автор инициативы — председатель МОО «Общественный антикоррупционный комитет», депутат Антон Беляков.

«Не секрет, что досудебное тюремное заключение давно и нередко используется правоохранительными органами с целью давления на подозреваемых и обвиняемых, «выбивания из них» нужных показаний. Особенно возмутительно то, что помещение в СИЗО на время проведения следственных действий, используется по так называемым заказным делам, — считает Беляков. — Именно необходимостью запугать подозреваемого, «выбить из него» признание нередко бывает продиктовано избрание подобной меры пресечения, а вовсе не беспокойством за то, что подозреваемый сможет скрыться от правосудия».

«Конечно, — говорит депутат, — если речь идет о маньяке, убийце или насильнике — заключение под стражу должно стать, возможно, единственной мерой пресечения. Но о каком досудебном заключении, принимая во внимание нечеловеческие условия содержания заключенных, может идти речь, если человек не совершил общественно опасных деяний, угрожающих жизни и здоровью других граждан?»

Депутат считает особенно необоснованным досудебное содержание под стражей лиц, совершивших экономические преступления.

«Никто не снимает с лжепредпринимателей или уклоняющихся от уплаты налогов ответственность за совершенные преступления. Но эти обвиняемые не являются социально опасными и других причин заключения их под стражу, кроме как морального и физического давления на них — я не вижу. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает целый ряд эффективных мер пресечения, таких как домашний арест или подписка о невыезде. Не надо недооценивать эти меры. Кстати об этом говорил в послании Федеральному Собранию и Президент России Дмитрий Медведев. Если кому-то может показаться, например, что подписка о невыезде — всего лишь бумажка, в которой обвиняемый дает честное слово не покидать пределы страны, то будьте уверены — данная меры не так безобидна, как кажется. Находящийся под подпиской о невыезде не сможет зарегистрироваться ни на один рейс или купить билет на поезд, без того, чтобы данная информация не была сообщена в правоохранительные органы. Поэтому заключение недобросовестных предпринимателей до приговора суда в тюрьмы, условия содержания в которых вызывают ужас, не соответствует основной цели уголовного наказания — восстановлению социальной справедливости. Отдать свою жизнь в СИЗО, ожидая приговора суда, за финансовые махинации — не слишком ли большая цена?» — считает Беляков.

«Сейчас я имею в виду не только смерть юриста Магницкого, поскольку, к сожалению, он далеко не единственный, кто умер или потерял свое здоровье, ожидая приговора за не столь социально опасные деяния в тюрьме», — заключил депутат.

...