27 ноября в Воронежском государственном педагогическом университете состоялось заседание «круглого стола», посвященное проблемам развития независимой оценки качества образования в России. Подобные мероприятия проходят в разных регионах России, они организованы Академией народного хозяйства при правительстве РФ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

В Воронеже в обсуждении приняли участие более пятидесяти человек – представители управлений образования, ученые педагогического университета, заместители директоров школ и руководители школьных методических объединений, журналисты.
Ведущим «круглого стола» был ректор ВГПУ, профессор Александр Сергеевич Потапов. Позицию областного департамента образования, науки и молодежной политики высказала начальник отдела высшего профессионального образования и науки Ирина Егоровна Плотникова, а городское управление образования представляла начальник отдела общего образования управления образования администрации городского округа город Воронеж Ирина Викторовна Черкасова.
Одними из самых интересных и ярких выступлений оказались сообщения ученых педагогического университета. Василий Владимирович Малев – начальник управления качества образования ВГПУ, кандидат педагогических наук, доцент подробно остановился на таком критерии оценки качества образования как соответствие запросу потребителя. Естественно, что потребителей образовательных услуг – великое множество, это и родители учеников и студентов, и сами учащиеся, а также потенциальные работодатели и общество в целом. Применительно к вузам выступающий отметил систему внешней оценки на основе рейтинга, при этом рейтинг составляется по успешности выпускников.
Александр Владимирович Могилев – зав.кафедрой новых информационных технологий ВГПУ, доктор педагогических наук, профессор подчеркнул необходимость стремиться к многообразию форм оценивания. Форма контроля на основе тестов ЕГЭ не должна оставаться единственной, иначе она рискует превратиться в разрушающий контроль. Надо дать возможность учащемуся создавать творческие работы, которые затем можно будет оценивать. Именно такие творческие работы должны составлять основу портфолио ученика, но никак не коллекция грамот за спортивные и иные достижения.
Критическое отношение к такой форме оценки знаний по литературе как единый госэкзамен высказала и доктор филологических наук, профессор Берта Сергеевна Дыханова, возглавляющая комиссию ЕГЭ по русскому языку и литературе. По ее словам, более половины выпускников часто не понимают смысла отрывка текста в экзаменационной части «С» и, соответственно, не могут изложить его на бумаге. Проблема стала настолько острой, что в ее решении может помочь изменение всей системы преподавания литературы с пятого по девятый классы и, соответственно, самой программы.
О зарубежном опыте формирования независимой системы оценки качества образования рассказал Вячеслав Витальевич Подколзин – советник при ректорате ВГПУ. В странах, чья независимая система оценки качества насчитывает более века, главным на сегодняшний день остается качество подготовки учителя. Это основа основ, от которой, в том числе, зависят и будущие успехи экономики страны.

...