Объем компенсации потерь в доходах Юго-Восточной железной дороги от регулирования региональными властями тарифов на пригородные перевозки из бюджетов обслуживаемых областей за 10 месяцев 2009 года составил 40 млн. рублей. Организация пригородных пассажирских перевозок и участие в государственном регулировании железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления тарифов законодательно закреплено за органами государственной власти субъектов Федерации (согласно Федеральному закону № 184-ФЗ и Постановлению Правительства РФ № 950 от 10.12.2008 г.), сообщили «Вести ПК в Воронеже» в службе по связям с общественностью ЮВЖД.

На полигоне Юго-Восточной железной дороги все регионы (Воронежская, Белгородская, Липецкая и Тамбовская области) осуществляют государственное регулирование тарифов на пригородные перевозки. При этом величина устанавливаемых субъектами РФ тарифов на пригородные железнодорожные перевозки оказывается значительно ниже их экономически обоснованного уровня (себестоимости с учетом минимальной рентабельности перевозок).
Согласно Постановлению Правительства РФ № 239 от 07.03.1995 г.) право вводить государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении предоставляется региональным властям при условии возмещения убытков, возникающих вследствие этого регулирования за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях возмещения выпадающих в результате данного тарифного регулирования доходов Юго-Восточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД» ежегодно заключает с регионами договоры транспортного обслуживания, но объемы финансирования пригородных перевозок со стороны субъектов Российской Федерации сохраняются на уровне 50-60 млн. руб. в год, которые компенсируют только около 5 % суммы выпадающих доходов.

Пригородные перевозки являются убыточным видом деятельности, поддерживаемым за счет финансового результата от других видов деятельности ОАО «РЖД». Проблема возмещения выпадающих доходов ОАО «РЖД» (в том числе железных дорог) от пригородных пассажирских перевозок остро стоит на протяжении многих лет. Средний уровень соотношения действующих тарифов на проезд в пригородном сообщении и себестоимости не превышает 50 %.

ОАО «РЖД» и железные дороги, понимая свою социальную ответственность в реализации права граждан на свободу передвижения, на протяжении нескольких лет принимает убытки на себя и одновременно ведет переговоры с региональными властями, надеясь на исполнение последними своих обязательств. Вместе с тем, реформирование железнодорожной отрасли находится сейчас на завершающем этапе, в ходе которого после создания Второй грузовой компании возможность перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых будет исчерпана. В связи с этим, к 2011 году регионы должны принять необходимые меры для решения проблемы полного возмещения потерь доходов железных дорог, возникающих вследствие регулирования субъектами РФ тарифов на пригородные железнодорожные перевозки.

По данным за 2008 год доходы за пригородные пассажирские перевозки составили по дороге 538,4 млн. руб., расходы – 2753,4 млн. руб., убыток – 2214,9 млн. рублей. Компенсация выпадающих доходов за пригородные пассажирские перевозки из региональных бюджетов по итогам 2008 года составила 49,1 млн. руб.

...