Главный сборной России дал эксклюзивное интервью «Советскому спорту», в котором рассказал об особенностях ноябрьского футбола в России, объяснил, чем Бухаров похож на Павлюченко, защитил «светских львов» Денисова и Быстрова, поведал, как Аршавин давал установки в перерыве матчей с Уэльсом и Польшей, и пообещал наказать словенцев за их преждевременные радости относительно жребия в стыковых матчах.

«НУЖЕН ПРЕССИНГ НА СВОЕЙ ПОЛОВИНЕ ПОЛЯ»

– Гус, в субботу вам предстоит четвертый ноябрьский матч со сборной России. Предыдущие складывались с переменным успехом. Если Македонию в 2006-м мы обыграли относительно легко (2:0), а Андорру (1:0) с большим скрипом, то матч с Израилем в Тель-Авиве (1:2) еще надолго запомнится болельщикам. Связываете ли вы тот провал с неважной физической формой российских игроков в ноябре и стоит ли готовиться к худшему против Словении?

– Для меня нет никакой связи между ноябрем и плохой формой сборной. В 2007 году проиграли Израилю просто в силу того, что тогда мы были еще на пути становления, команда только формировалась, крепла уверенность в себе, и в том матче она переросла в самоуверенность, что и вылилось в пропущенные голы. Мы и до сих пор еще не стали суперсборной, какими являются Германия, Испания, Англия или Голландия. Эти команды еще до старта отборочного цикла могут смело говорить о том, что поедут на чемпионат мира или Европы.

– А чего не хватает России?

– Это глобальный вопрос, в котором много составляющих. В России пока нет системы, способной регулярно поставлять в национальную команду футболистов мирового класса пачками, как это происходит в вышеперечисленных странах. Все игроки этих сборных из года в год выступают в лучших национальных чемпионатах, за лучшие клубы мира! Поэтому те же Германия или Испания застрахованы от того, чтобы проигрывать такие матчи, как с Израилем. Они стабильны, а мы пока только стремимся к этому.

– И все же – вы не связываете нашу ноябрьскую нестабильность с особенностями российского календаря? К концу сезона многие футболисты уже устали, а тут надо на-гора выдать нужный результат. Вот и сейчас проблемы с мышцами испытывает целая группа игроков – Быстров, Василий Березуцкий, Семак…

– Семак и Березуцкий тренировались во вторник по облегченной программе, но не потому, что сильно устали. Они приехали в сборную с небольшими повреждениями. Что касается мышц, то тело спортсмена способно в очень короткие сроки почти полностью восстанавливаться. И к матчу со Словенией все перечисленные вами игроки будут уже в хорошей физической форме.

– «Советский спорт» опросил футболистов сборных Польши и Словакии, игравших со Словенией в одной группе, и те в один голос говорят о том, что ключ к воротам соперника – жесткий прессинг уже на половине поля соперника. Согласны?

– Согласен. Словенцам действительно нельзя давать много свободного пространства. Мы просмотрели уже кучу DVD-дисков с записью их матчей. Из них видно, что как только сборная Словении получает оперативный простор, в дело вступают ее форварды – неплохие, кстати, форварды, – у которых возникают голевые моменты. Но для сборной России такой стиль игры не в новинку – в последние годы прессинг по всему полю стал нашей визитной карточкой. Мы играем в атакующий, тактически дисциплинированный футбол. И, больше того, мы просто не умеем играть по-другому!

– Намекаете на то, что Словения – удобный для нас соперник?

– Задам встречный вопрос. Что делали словенцы на жеребьевке стыкового раунда, когда им досталась сборная России?

– Радовались?

– Правильно. И любой бы радовался на их месте, потому что никто не хочет в соперники Францию, Португалию или Грецию. Мы должны быть начеку, чтобы не повторить ошибку, совершенную в Израиле два года назад, должны доказать, что словенцы рано радовались. И я вижу, что футболисты хорошо меня в этом понимают. В среду у нас было теоретическое занятие, на котором мы просматривали видео словенских матчей, разбирали, как не дать им развернуться.

– Но, возвращаясь к тому, с чего мы начинали, – хватит ли у сборной сил на то, чтобы перекрыть словенцам кислород за счет плотного прессинга по всему полю в течение всех 90 минут?

– Если кто-то устанет, мы его заменим – в матче ведь могут участвовать не 11, а 14 футболистов. И потом: на что человеку воля? Если тяжело, играй через не могу. Мы ведь попали в исключительные обстоятельства – почти все футболисты из нынешнего состава сборной никогда не играли на чемпионате мира, а для нескольких человек это и вовсе, возможно, последний шанс в карьере. Да даже если бы и не последний!.. Я был на нескольких чемпионатах мира, но мне это никогда не надоест. Это ни с чем не сравнимый опыт и неповторимые ощущения. Поэтому главное – чтобы голова хотела, а уж ноги догонят!
«БЫСТРОВ МОЖЕТ ВЗОРВАТЬСЯ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ»

– Вы говорите о свежей голове, но те же Акинфеев и Быстров явно приехали в сборную не в лучшем психологическом состоянии. Первый, будучи очень ответственным молодым человеком, сильно переживает из-за неудач ЦСКА, а второго достало хамское поведение по отношению к себе отдельных группировок фанов «Зенита».

– Что касается армейцев, то они и вправду сейчас переживают не лучшие времена. В последнее время многое в клубе изменилось. Мне приятно, что Игорь такой ответственный парень. Но в первую очередь он большой профессионал и должен уметь переключаться. Собственно, я уверен, что в сборной Акинфеев переключается на наши дела. Здесь своя атмосфера, свои задачи и свои требования. А небольшой спад Быстрова я бы не стал напрямую связывать с эмоциональной составляющей. Он – взрывной футболист с соответствующим же характером, и ему свойственны перепады от безудержного, сумасшедшего футбола, к достаточно спокойному поведению на поле. Владимир в последнее время здорово помог своей игрой сборной, и, уверен, еще поможет.

– Тем не менее, учитывая все нюансы, вы не собираетесь показать футболистам какой-нибудь мотивационный фильм?

– Мотивационные фильмы придумали для того, чтобы заводить игроков. А я не люблю заводить футболистов. Я привык выбирать в стартовый состав тех, кто горит желанием сыграть за свою страну. А если ты недостаточно мотивирован, то тебе не место в сборной! А фильмы… Вот мы разобрали сильные и слабые стороны словенцев, и у сборников уже горят глаза – они хотят поскорее применить свои новые познания на практике. Вот вам и мотивация!

– После двух тренировок на искусственном газоне «Лужников» Юрий Жирков заявил, что у него снова заболели колени. Это значит, что он не сыграет?

– Вопрос о его участии в матче по-прежнему открыт. И я не стал бы все валить на искусственный газон. Вот в среду мы провели отличную тренировку, которая длилась более полутора часов. И Юра участвовал в ней наравне со всеми. Посмотрим, как он будет чувствовать себя в оставшихся тренировках. А то, что у него возникла незначительная боль после тренировки – это нормально. Жирков – профессионал и должен уметь справляться с незначительными неприятностями. Я уверен, что худшее у Юры позади.

– А вам не кажется, что Жирков просто принял неверное решение, что еще летом не стал оперировать больное колено, а теперь делать это уже поздно – можно не успеть восстановиться к чемпионату мира?

– Я не врач и не знаю, действительно ли летом вопрос о его здоровье стоял именно так. Но я общался с Юрой пару дней назад, и он уверял меня, что процесс адаптации к жизни в «Челси» проходит хорошо. Жирков уже восстановился, тренируется наравне с остальными, тренеры им довольны. Но, насколько мне известно, колено Юрия вовсе не обязательно лечить хирургическим вмешательством. У него такая травма, которая требует длительного и постепенного лечения – без ножа.
«БУХАРОВ – ЭТО ПАВЛЮЧЕНКО ДВА ГОДА НАЗАД»

– Вы говорите, что Павлюченко, от которого при отсутствии игровой практики можно было бы и отказаться, постоянно имеет голевые моменты. Но позвольте, при столь атакующем стиле игры нашей сборной можно и дерево в штрафной посадить, и у него тоже будут моменты!

– Не очень-то уважительно по отношению к Роману – сравнивать его с деревом. И потом у дерева в современном футболе голевых моментов, уверен, не будет, потому что, чтобы его заработать, надо много двигаться. А у Павлюченко с этим полный порядок.

– Но у Бухарова ведь еще больший порядок. И с игровой практикой, в отличие от Павлюченко, проблем нет. Но вы его не вызвали. Почему?

– Что ж, придется мне отойти от своих правил ради того, чтоб вы поняли, и пройтись по персоналиям. Бухаров – очень умный и старательный парень. Нам очень понравилось, как он работал в сборной. Но, во-первых, на позиции центрфорварда в сборной сейчас, пожалуй, самая высокая конкуренция – каждый матч я вынужден отправлять кого-то из нападающих на трибуну, потому что всех в заявку не уместишь. А во-вторых, чтобы эффективно играть на самом высоком уровне, необходимо двигаться все же немного больше, чем это делает Бухаров. И Саша об этом знает. К сожалению, он активен не все 90 минут, а лишь в отдельные отрезки игры. На выходе получается не очень высокий КПД.

– Ваши слова о Бухарове очень напоминают те, что вы пару лет назад говорили о Павлюченко!

– А так и есть! Они похожи. Два года назад, когда Павлюченко выступал за «Спартак», во внутреннем первенстве он выглядел очень здорово, но вот на международном уровне терялся. Было очевидно, что талант у парня есть, но его надо подтолкнуть. Поэтому Роме приходилось постоянно бросать вызов, убеждать его, что он может больше. Вот и сейчас я чувствую, что Бухаров способен на большее. Но для этого ему надо быть готовым двигаться все 90 минут. В этом и заключается задача главного тренера, моя задача. И если я не буду способен разглядеть в футболисте потенциал и не смогу выжать из него максимум, мне пора на пенсию!

– Интересно, приходилось ли вам и в других сборных «поднимать Ваньку с печи» или это чисто русская забота?

– Эй, не пытайтесь приписать это свойство всем игрокам сборной! Не надо искать в этой черте характера оправдание всему российскому футболу! Вы можете сказать такое о Семаке, Зырянове, Семшове, Игнашевиче? Нет? Вот и я не могу. Этих ребят мне, наоборот, приходится остужать, чтобы не перестарались. А работа, подобная той, которую мы проводим с Павлюченко или Бухаровым, исключительная. Зато если из этих парней получается выжать максимум – держись, соперник!
«ЭТО КАК-ТО ПО-СОВЕТСКИ…»

– Вы вправду сказали, что Павлюченко может не поехать на чемпионат мира, если не начнет получать постоянную игровую практику?

– Не совсем так. Я имел в виду, что шансов на поездку в ЮАР у Романа будет больше, если он начнет играть. И если ему не под силу выдерживать конкуренцию, то, возможно, стоит поискать игровой практики в другом месте.

– Вечером после первого тренировочного дня во вторник Аршавин, Денисов, Быстров и тот же Павлюченко отправились в ночной клуб на презентацию новой песни Филиппа Киркорова. Вы об этом знали?

– Больше того, я дал на этот поход добро. Не вижу ничего страшного в том, чтобы игроки сходили вечером куда-нибудь, если они не будут там употреблять алкоголь и вернутся обратно в срок. Сам был футболистом и знаю, что сидеть все время в четырех стенах ужасно скучно. У них за плечами тяжелый сезон, полный сборов, изнурительных тренировок и решающих матчей – футболисты просидели штаны во всех отелях мира. И потом, какая разница, будут они сидеть в лобби отеля или в ночном клубе, если вернутся к отбою? И еще – такие послабления допустимы в первый день сбора. В четверг или в пятницу я бы на это не согласился.

– Хорошо. Но тот же Павлюченко, который не играет в «Тоттенхэме», мог бы постыдиться брать отгул. С гораздо большей пользой он мог бы провести то же время в спортзале.

– Постыдиться? Это как-то по-советски… Что же в противном случае ему делать – сидеть в отеле и сгорать от стыда, что он не играет в «Тоттенхэме»? А если он будет из-за этого еще и в тренажерный зал все время ходить, то к концу недели он просто сломается!

– Гус, я знаю, что в перерыве сентябрьского матча с Уэльсом разгорелся спор. Аршавин стал на дощечке рисовать, как надо играть. Аналогичная ситуация была и в товарищеском матче с Польшей. Почему Андрей так активно участвует в тренерской работе?

– Мне это очень нравится, и во всех своих командах я всегда стараюсь, чтобы футболисты участвовали в обсуждении тактики на игру. Эти обсуждения зачастую касаются или наших оборонительных действий, или того, как взломать оборону соперника. Во-первых, еще одна голова – не лишняя. А во-вторых, когда футболисты принимают участие в обсуждении тактического плана, они лучше усваивают информацию, лучше вникают в то, что мы от них хотим и что они сами могут изменить. Я, конечно, могу повысить голос, крикнуть: «Закройте рты и слушайте!». Но по своему опыту знаю, что в этом случае команда, напротив, перестает слушать вообще. А если они предлагают сами, они гарантированно думают. А думать в футболе просто необходимо. Постоянно думать! А мы, тренеры, что мы можем изменить по ходу матча со скамейки? Не так уж и много. Это наша тренерская иллюзия, что мы полностью контролируем процесс. Но по ходу матча футболисты лучше понимают, что там, на поле, происходит.

– Но и в матче с Уэльсом в начале второго тайма игра у сборной не пошла. И матч с Польшей после перерыва соперник свел вничью…

– В этом случае понимаем, что идея не сработала, и возвращаемся к ранее намеченному плану, как это было в матче с Уэльсом.

– А можете вспомнить удачные примеры вмешательства игроков сборной в тренерскую работу?

– С ходу что-то не припомню. Но, повторюсь, эта практика полезна для всех.

– Как считаете, Андрей в будущем мог бы стать успешным тренером?

– Конечно, и не только он. Но Аршавин всегда думает о том, как тактически улучшить игру команды. И не только на поле. Он способен на серьезные разговоры с футбольными чиновниками, способен предложить что-то для улучшения футбола.

— Правда ли, что сборная в последние полгода испытывает проблемы с экипировкой? На одном из последних занятий не всем, например, хватило перчаток, а в сентябре менеджерам сборной приходилось на рынке закупать майки для тренировок под цвет нашей формы.

— В последнее время у нас в этом вопросе и впрямь возникали проблемы. И я был очень недоволен тем, как все было организовано. Не знаю, кто виноват в этой ситуации, – не я должен с этим разбираться! Я очень убедительно попросил, чтобы перед стыковыми матчами нас оснастили всей необходимой экипировкой. Не подобает сборной с таким высоким рейтингом, как у нас, испытывать проблемы в вопросе формы. А на чемпионате мира, если мы туда попадем, все должно быть и вовсе на самом высоком уровне.

...