В воронежском областном художественном музее им. Крамского уникальная выставка. До середины ноября воронежцы смогут оценить  привезли самую масштабную графическую серию скандального художника Сальвадора Дали — «Священное послание».

105 иллюстраций к Ветхому и Новому Завету, объединенных в одну серию — это шанс познакомиться с другим Дали, увидеть его новое лицо.  На открытии экспозиции, куратор проекта Александр Щеляков отметил, что в последнее время слово «шедевр» стало немного «засаленным». «От обилия так называемых «шедевров» потерялась истинная ценность действительно гениальных работ», — считает он.

О гениальности самого Дали и его работ, думаю спорить бессмысленно — на его холстах действительно получались великие произведения.  Проект без преувеличения можно назвать уникальным, и на на это есть несколько причин. Во-первых, это самая масштабная графическая серия Сальвадора Дали. Во-вторых, ни одной из 105 представленных на выставке работ нет в собраниях российских музеев — «Священное послание» привезли из частной итальянской коллекции. И, в-третьих, само сочетание имени главного сюрреалиста ХХ века и библейской темы уже является достаточно неординарным моментом.

Вообще Дали больше известен как эпатажный живописец, но сам он говорил так: «Моя живопись — это лишь вершина айсберга, все остальное — мои графические работы». Еще с юных лет он интересовался литературой и проиллюстрировал более двадцати произведений мировой классики: «Кармен» Мериме, «Фауста» Гете, «Дон Кихота» Сервантеса, «Божественную комедию» Данте, повесть «Старик и море» Хемингуэя. Библия стала самым объемным его графическим трудом.

Конечно же, удивляет сам факт обращения итальянского издательства «Ризолли» с предложением подготовить иллюстрации к Ветхому и Новому завету именно к Сальвадору Дали. Мягко говоря, весьма неожиданный ход, — впрочем, получивший благословение Ватикана. Дело в том, что западная церковь всегда искала принципиально новые подходы подачи духовного материала. А Дали в то время был самым модным художником. И привлечь внимание к Священному Писанию через такого популярного автора логически вписывалось в церковную тенденцию продвижения.

Однако отношение самого Дали к церкви было неоднозначным. Во многих своих работах он не просто издевался, а глумился над священнослужителями. Но в данном случае никаких провокаций! Дали прочел Библию не как религиозное произведение, а как художественное, и выбрал самые понятные для себя сюжеты. Работа над этим проектом заняла у него четыре года и увидела свет вскоре после того, как мир узнал атомную и водородную бомбу. Человечество впервые осознало всю хрупкость и уязвимость так называемой цивилизации…

Библия с иллюстрациями Дали вышла тиражом около тысячи экземпляров и разошлась в основном по церковным библиотекам и священным синодам европейских стран. Книга потянула аж на пять томов, весом более тонны каждый. На выставках эти фолианты, естественно, не экспонируются, зато можно увидеть их литографии. Кстати, те, что привезли в Воронеж, — 17 го оттиска, то есть очень ценные.

Говоря о подлинности работ, арт-директор проекта пояснил, что представленная на выставке коллекция подтверждена сертификатами качества Министерства культуры РФ и Европейского сообщества. И, поскольку литографии обладают исключительной художественной ценностью, на время экспонирования они поставлены на учет в Госохранкультуре РФ.

Выполнены работы в достаточно сложной, смешанной технике — художник использовал до 40 красок: тушь, гуашь, акварель, перо, пастель, карандаш. То есть, чтобы создать одну литографию, Дали требовалось изготовить 40 каменных досок, с которых он снимал оттиски. А в серии, напомним, 105 иллюстраций! После издания тиража эти доски были собственноручно им уничтожены. Так что повторить их невозможно.

Для каждой картины Дали подобрал название из двух-пяти слов, взятых из соответствующих фрагментов библейских текстов. Некоторые получились чисто в далийском стиле. Например: «Как одиноко сидит город», «Шел козел по лицу всей земли», «Суета сует», «Кесарево кесарю, а Божие Богу». Организаторы выставки потратили уйму сил, чтобы найти подлинный текст из Библии, который предшествовал этим названиям. (Цитаты можно прочесть под названиями работ.)

Немало загадок художник оставил и на самих полотнах. Так, в большинстве работ на первом плане можно увидеть героя или какое-то знаковое событие. Но это не главное! Вся суть — в мелочах, они более важны в развитии сюжета, чем центральное звено. Или, скажем, некоторые иллюстрации нужно смотреть с разных ракурсов — сначала вертикально, а потом наклонить голову, чтобы увидеть горизонтальный срез работы. А еще практически на любой картине зашифровано сразу несколько событий, которые предначертаны данным сюжетом, нужно только разглядеть их «прошлое» и «будущее». Например, на одной из первых работ серии, где Всевышний создает все земное, можно заметить, как с его рук капает вода — так Дали намекает на Всемирный потоп, который обрушится позже на землян за их грехи. Или коварный змей-искуситель, который ползет под ногами Бога, — лейтмотив многих библейских историй, впоследствии еще не раз мелькнет в сюжетах, где фигурирует тема соблазна: грехопадение, жертвоприношение Авраама, казнь Иоанна Предтечи.

Так как жестких рамок при выборе сюжетов Дали не ставили, над темами он «изголялся» как мог. Наряду с традиционными мотивами, вроде грехопадения Адама и Евы, явления Бога Моисею на горе Синай, вознесения пророка Илии, пляски Иродиады, последних дней Иисуса Христа, художник изображал и неканонические сюжеты. Тот же преемник пророка Моисея Иисус Навин на лошади до боли напоминает Дон Кихота с рисунка Пикассо. А работы «Христос во гробе» и «Сотворение человека» почти что идентичны — на обеих иллюстрациях человеческое тело изображено в позе эмбриона — так жизнь зарождалась, и так она подошла к своему логическому концу.

Интересно, что отпечаток ступни зародыша — натуральный след самого Сальвадора Дали.

Как гениальный провокатор и сюрреалист, Дали очень любил экспериментировать со средствами выражения. К примеру, чтобы изобразить всплеск энергии, который произошел при «Сотворении мира», художник подбросил стакан с кровью и запомнил, как разлетелись брызги и осколки стекла.

И почти такой же взрыв он использовал, когда писал Чашу Грааля. В поисках нужной формы он разогнал гончарный круг и сбросил на него бычий пузырь с краской — капли разлетелись во все стороны, «образ» был пойман.

А чтобы передать яркость красок, которые на картинах казались бы свежими, только сегодня запечатленными, Дали брал улиток и раздавливал их прямо на полотне. Также на выставке есть работы, выполненные художником в технике фрески, это его подражание Византийству и эпохе Возрождения. Чтобы добиться эффекта состаренного рисунка, Дали расстреливал литографический камень из ружья исключительно 1812 года. Следы от пуль делали камень испещренным, придавали необходимую фактурность, и оттиск на бумаге получался словно стенная роспись.

Нужно ли быть подготовленным, идя на эту выставку? Александр Щеляков уверяет, что не нужно. «Этот материал воспринимается в данную секунду, стоит только дать себе чуть-чуть труда всмотреться в то, что предлагает Дали. Поверьте, каждый увидит здесь нечто свое. Не исключено, что многое может вызвать протест либо недоумение. Но выставка позволяет каждому человеку попытаться собственным индивидуальным взором рассмотреть причудливые (все-таки это Дали!) фигуры, контуры, цветовые пятна», — говорит арт-директор.

Разные эмоции — от бурного восторга до полного неприятия данная экспозиция вызывает неслучайно. По словам Александра Викторовича, давно подмечено, что у библейских работ Сальвадора Дали сильная, порой мистическая, энергетика (и это еще раз подтверждает подлинность экспонируемых произведений).

Бывали случаи, когда у некоторых работ люди падали в обморок. Или картины сами по себе «гуляли». Допустим, развесят их в правильном порядке, а на следующий день обнаруживают, что иллюстрации не на своих местах…

Кстати, переместить картины даже чисто технически тяжело: литографии развешаны под углом 45 градусов, подобно раскрытой на кафедре Библии. А все иллюстрации, как и задумывал изначально Дали, расставлены в хронологической последовательности так, чтобы, проходя по выставке, зрители могли заново перечитать Великое Писание — от сотворения мира до чудесного воскрешения Иисуса Христа.

Выставка «Сальвадор Дали. Священное послание» работает на третьем этаже музея до 25 ноября. Стоимость билетов от 150 — 250 рублей.

Марина Хоружая,

Фото автора

...