Главным вопросом 51-го заседания Воронежской областной Думы стало обсуждение проекта бюджета Воронежской области на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов. От имени губернатора Алексея Гордеева его представила руководитель департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области Надежда Сафонова.

Прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета должен составить около 36,67 млрд рублей (из них – 10,58 млрд – безвозмездные поступления из федерального бюджета), расходов – 39,82 млрд рублей. Дефицит – 3,16 млрд рублей или 12,1% к общему объему доходов без учета федеральных поступлений.

По словам Надежды Сафоновой, в основу бюджета был положен принцип концентрирования ресурсов на решении приоритетных социальных задач и развития экономики региона. Несмотря на кризисные явления, бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность – на финансирование статей, связанных с обязательствами властей перед жителями региона, в 2010 году пойдет 76,7% от общей суммы расходов. В то же время она обратила внимание на то, что при верстке бюджета исполнительная власть стремилась оптимизировать и сократить неэффективные расходы. Таким образом, экономика Воронежской области адаптируется к условиям финансового кризиса и готовится к посткризиному развитию.

Вынесению параметров бюджета на очередное заседание областной Думы предшествовало так называемое «нулевое» чтение – рассмотрение проекта бюджета в комитетах регионального парламента. Продолжалось оно почти месяц – проект был внесен правительством в начале октября. «Нулевое» чтение отразилось на итоговых цифрах. По словам председателя комитета Воронежской областной Думы по бюджету, налогам, финансам и банковской деятельности Александра Вериковского (фракция «Единая Россия»), депутаты внесли 17 поправок, которые увеличили доходную часть бюджета на 92,5 млн рублей (за счет акцизов на нефтеперерабатывающие предприятия), а расходную – на 117 млн рублей. Так, предложения депутатов позволили добавить 20 млн рублей к расходам на социальную защиту населения, 20 млн рублей – к статьям, связанным с образованием и содержанием детских интернатных учреждений, 20 млн рублей – на финансирование сферы здравоохранения. Кроме того, увеличились расходы на аграрный сектор экономики области и правоохранительную деятельность.
Александр Вериковский также отметил, что несмотря на увеличение собственных доходов по сравнению с 2009 годом, сократились субсидии, предоставляемые Воронежской области федеральным центром. Это связано, в первую очередь, с перераспределением полномочий в социальной сфере. Тем не менее, заверил депутат, обязательства, взятые на себя бюджетом, реальны и вполне выполнимы, а по некоторым направлениям и вовсе удалось добиться серьезного увеличения финансирования по сравнению с 2009 годом. В первую очередь, это касается обеспечения жильем молодых семей (увеличение в 3,5 раза по сравнению с 2009 годом), капитальным ремонтом многоквартирных домов (в 3,5 раза), противодействия потреблению наркотиков (3,5 раза) и некоторых других расходных статей.

Председатель Контрольно-счетной палаты Воронежской области Александр Дубиков отметил, что органам государственной власти будет тяжело исполнить взятые на себя социальные гарантии в сфере здравоохранения, образования и других отраслях, однако, приложив усилия к сокращению дефицита, областные власти вполне могут исполнить бюджет в полном объеме.

«В бюджете заложен практически предельный разрешенный законодательством дефицит, но я уверен, что правительство области вместе с депутатами Воронежской областной Думы приложат все силы, чтобы достигнуть реального результата», — подвел итог обсуждению заместитель губернатора Юрий Агибалов.
Большинством голосов депутаты приняли бюджет в первом чтении. Против проголосовали только члены фракции КПРФ.

Владимир Ключников, председатель Воронежской областной Думы, руководитель фракции «Единая Россия»: «Довольны все быть не могут. И бюджет 2010 года очень не прост для исполнения. Мы должны оптимизировать наши расходы и постоянно вести поиск новых источников доходов. Удалось сохранить социальную направленность бюджета. Да, нам пришлось отказаться, например, от закупок нового высокотехнологичного оборудования для медицинских учреждений. Однако мы сохранили в полном объеме финансирование строительства перинатального и кардиологического областных центров. И они будут оборудованы самыми современными приборами. В целом, расходы на социальную сферу мы увеличили на 107 млн рублей. Впервые в России мы вводим институт семейных инспекторов, которые призваны следить за положением детей в семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию, в неблагополучных семьях. Сохранено финансирование содержания домов-интернатов, других детских учреждений.
И все же мы все должны понимать, что живем в условиях кризиса, и нам всем в 2010 году придется приложить немало усилий для того, чтобы достичь благополучия. Это касается не только органов власти, но и простых граждан. Хочу обратить внимание, что большая часть доходов бюджета формируется из налогов на прибыль организаций и на доходы физических лиц. И от того, как каждый из нас будет платить налоги, зависит, как будет жить все общество. Наша задача – призвать каждого активного гражданина, предпринимателя и наемного работника занять четкую позицию: «Нет» зарплатам в конверте». Если мы вытащим экономику из «тени», мы сможем существенно увеличить доходы бюджета – те деньги, которые идут на поддержку врачей, учителей, пенсионеров, инвалидов».

Сергей Рудаков, руководитель фракции КПРФ: «Наша фракция проголосовала против бюджета не столько из-за его параметров, сколько для того, чтобы показать отношение всей партии к общефедеральной политике, направленной на сокращение социальных расходов. Нашему губернатору Алексею Гордееву – сильному и ответственному лидеру – будет непросто работать в таком сложном положении. И ситуация вокруг нынешнего бюджета – и федерального, и областного – весьма неоднозначна».

С инициативой изменения избирательного законодательства, которое будет применяться на выборах депутатов областной Думы уже весной будущего года, выступила областная избирательная комиссия. По словам ее председателя Владимира Селянина, они необходимы для того, чтобы привести региональные нормы в соответствие со сложившейся в стране практикой и политической традицией.
В первую очередь, поправки в Избирательный кодекс Воронежской области коснулись проходного порога для партий, выставляющих списки кандидатов для участия в выборах. Теперь в областную Думу смогут пройти лишь те из них, кто сможет набрать не менее 7% голосов избирателей. Стоит отметить, что Воронежская область – единственный регион среди тех, где состоятся выборы в 2010 году, в котором действовал проходной порог в 5%. Изменился и порядок формирования самих партийных списков. Если раньше они были едиными для областного избирательного округа, то теперь партии могут разбить их на территориальные группы кандидатов. Таких групп может быть не меньше 14 и не больше 28 – по числу избирательных округов. В каждом территориальном списке должно быть не меньше двух кандидатов, а областной список будут возглавлять не менее двух кандидатов, а не три, как при подаче единого списка. Таким образом, выборы по партийным спискам стали ближе к избирателям, которые смогут отдавать свои голоса людям, которых они хорошо знают по конкретным делам.
Поправки в избирательное законодательство не вызвали дискуссий и были приняты единогласно.

Владимир Ключников, председатель Воронежской областной Думы, руководитель фракции «Единая Россия»: «Это значительные изменения, которые существенно повлияют на ход избирательной кампании. Мы увеличили проходной барьер для партийных списков с 5% до 7%, а также изменили систему формирования таких списков. Теперь каждая партия может выбрать – идти ли ей на выборы одним списком, как было раньше, или формировать территориальные группы по избирательным округам. По новой схеме будет идти и подсчет голосов избирателей. Если губернатор рассмотрит и подпишет законопроект, то новые правила будут действовать для выборов в областную Думу, дата которых должна быть назначена 10 декабря».

Сергей Рудаков, руководитель фракции КПРФ: «Я не считаю правильной точку зрения, согласно которой проходной порог на выборах должен составлять 5%. Не надо искусственно поддерживать иллюзию многопартийности. В стране остались две партии, которые основаны на разных принципах и используют разную методологию – «Единая Россия» и КПРФ. А ситуация, когда так называемая оппозиция голосует так же, как правящая партия – недопустима».

Александр Корнев, руководитель фракции «Справедливая Россия»: «Увеличение проходного барьера до 7% невыгодно тем партиям, которые не уверены в прохождении в законодательный орган. Для них эти изменения – негативны. Но управлять могут только сильные партии, опирающиеся на поддержку населения. Для них 7% — нормальная цифра. Мы в «Справедливой России» уверены, что преодолеем этот барьер».

...