Главный редактор екатеринбургского агентства URA.Ru Аксана Панова подала в суд на сотового оператора МТС за прослушку своих телефонных разговоров. Так она надеется создать прецедент и изменить положение дел, напомнив обществу и власти, что ситуация с массовой прослушкой телефонов и вскрытием почты в России — дикая, варварская и нецивилизованная.

15 августа представляющие интересы журналистки юристы передали в Ленинский районный суд Екатеринбурга иск к уральскому филиалу ОАО МТС. Соответчиком выступает компания-регистратор доменов «Региональный сетевой информационный центр» (более известная как Ru-Center), от которой требуется предоставить информацию о владельцах интернет-сайтов, на которых были опубликованы записи разговоров Аксаны Пановой.

В исковом заявлении указывается, что филиал МТС нарушил «Условия оказания услуг подвижной связи», в которых обещал защищать персональные данные своего клиента и соблюдать требования по обеспечению конфиденциальности сведений об абоненте. Таковые требования диктуются рядом международных и российских нормативных актов: от «Всеобщей декларации прав человека» до Уголовно-процессуального кодекса, законов «О связи» и «Об оперативно-разыскной деятельности».

Последние документы указывают, что право на тайну телефонных разговоров может быть ограничено только по решению суда и при наличии информации о признаках подготовки или совершения преступления или же при наличии угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ. Панова указывает, что не являлась и не является лицом, в отношении которого было бы возбуждено уголовное дело, а поэтому сомневается, что суд мог санкционировать какие-либо следственные мероприятия, связанные с «прослушкой».

«О том, что меня «слушают», мне говорили множество раз во многих высоких кабинетах, — поясняет Аксана Панова. — Говорил и губернатор Евгений Куйвашев, и замгенпрокурора в УрФО Юрий Пономарев, и высокопоставленные полицейские руководители. Распечатки моих телефонных разговоров мне показывают уже много лет, и я к этому отчасти привыкла, да и двойной жизни не веду — говорю по телефону то же, что и публикует URA.Ru, может только чуть экспрессивнее. Сейчас у нас есть аудиофайлы — документальное доказательство того, что прослушка действительно ведется. Все понимают, что на самом деле она не санкционирована, незаконна. Но никто ничего с этим не делает, это как бы в порядке вещей. Сегодня у нас появился хоть какой-то шанс открыто и публично изучить эту историю, понять — на каком основании прослушивают и потом публикуют разговоры конкретного человека».

В разговорах со своими знакомыми, друзьями и близкими Панова критически оценивала ряд региональных политиков. «Нисколько не стесняюсь опубликованного и от своих слов не отказываюсь, — говорит руководитель URA.Ru. – Но сама ситуация мерзкая, чувствовать себя лишенным права на частные разговоры — противно».

Теперь это документальный, заверенный у нотариуса факт: несколько недель назад аудиозаписи ее бесед были опубликованы на ряде интернет-сайтов. И именно он лег в основу судебного иска.

Еще до обращения Пановой в суд в пресс-службе уральского филиала МТС ей пояснили, что компания «не имеет технической возможности» для записи содержания телефонных разговоров, однако подтвердили, что такая возможность предоставляется спецслужбам.

В официальном ответе на претензию клиента говорится, что компания провела внутреннее расследование и не обнаружила «фактов совершения противоправных действий, которые могли повлечь разглашение любых защищаемых законом сведений». В региональном управлении ФСБ РФ Аксане Пановой предложили обратиться к ним с жалобой об утечке персональных данных и содержания телефонных разговоров конкретных лиц.

Политик Алексей Навальный, чьи телефонные разговоры, в отличие от переписки по электронной почте, пока в Сеть не выкладывались, рассказал URA.Ru, что считает иск Пановой против МТС интересным прецедентом. «Я уверен, что это будет очень любопытно, — рассказал Навальный. — Против действий и «игрушек» силовиков нереально возмущаться, а вот против оператора, который не справляется со своими обязанностями и не обеспечивает безопасность переговоров своих клиентов, возмутиться очень даже можно. Пусть оправдываются в суде, почему допускается прослушка.»

Одним из собеседников в записанных и выложенных в Сеть разговорах Аксаны Пановой стал президент фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. Он считает, что ответить за произошедшее должен не только сотовый оператор, но и заказчики прослушки — силовики и чиновники.

«Когда я узнал, что мои разговоры прослушивают — я написал жалобу на имя замгенпрокурора Юрия Пономарева. Через полтора месяца получил отписку. Написал Чайке. Ответа нет. Если мы свободные люди в свободной стране — мы просто обязаны сопротивляться доступными нам законными методами. Посмотрим, хочет ли и может ли наше государство защитить своих же граждан от такого вот произвола», — говорит Ройзман. Аксана Панова обещает, что ее процесс против МТС будет максимально публичным, и его главная цель — повлиять на сам порядок вещей, создать дискуссию вокруг явления незаконной прослушки.

...