Краснодарский край станет первым регионом, где будут работать профессиональные казачьи дружины. Занятые в них казаки будут официально получать достаточно высокую для региона зарплату. По мнению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, именно казаки должны помочь региону справиться с приезжими преступниками, а также отбить у них охоту соваться на Кубань.

В начале августа на расширенном совещании с представителями краевого МВД Александр Ткачев выступил с громкими заявлениями по национальному вопросу. Он заявил, что выходцы с Северного Кавказа уже захватили Ставрополье и теперь зарятся на Краснодарский край.

«Сегодня я думал и размышлял, что мы еще успеем: между Кавказом и Кубанью есть фильтр — Ставрополье. Но теперь я вижу, что его нет. Следующие — мы с вами. А кто будет отвечать, когда здесь прольется первая кровь? Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет, — с уверенностью заявил губернатор Краснодарского края. — Мы видим, как наши гости ведут себя совершенно по-другому, особенно на побережье. Могут включить национальную музыку и ехать по набережной, где ездить нельзя, обращать на себя внимание. Вести себя нагло, цинично».

Спасти регион от межнациональных конфликтов, по мнению Александра Ткачева, как раз могут помочь казаки. «[На Кубани] есть полиция работающая, есть казачество, лучше я поеду в другое место», — воспроизвел он желаемый ход мыслей потенциального приезжего. «Мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой (откуда прибыл, зачем и так далее). Чтобы те, кто пытается просто ‘на дурака’ сюда приехать, застолбить, заниматься провокациями или неправомерным бизнесом, понимали, что на Кубань лучше не ехать», — заявил он. По мнению Ткачева, «то, что нельзя вам (полицейским — прим. «Ленты.ру»), казаку можно. В определенной степени, на бытовом уровне, на подсознательном, на понятийном». За эти высказывания Ткачева обвинили в разжигании национальной розни, а Общественная палата потребовала проверить его заявления на соответствие закону.

Кубанские казаки
За последнее время кубанские казаки не раз попадали в поле зрения СМИ. В июне 2012 года было учреждено казачье движение «За веру, Кубань и Отечество», на съезд которого приезжал Ткачев. Во время ликвидации последствий наводнения в Крымске казаки, как сообщали СМИ (в основном, местные), боролись с мародерами. Кроме того, казаки засветились как противники выставки Icons, которую привозил на Кубань Марат Гельман. Открытие выставки было сорвано при участии казаков. По официальной версии, в провокациях участвовали казаки, которые не входят в казачье войско.
Этому яркому выступлению губернатора предшествовало незначительное, на первый взгляд, событие. Второго августа пресс-служба Ткачева анонсировала создание профессиональных казачьих дружин. Именно они и займутся охраной общественного порядка и профилактикой межнациональных конфликтов. С 1 сентября 2012 года казаки вместе с полицейскими начнут патрулировать улицы. Всего на работу должны выйти около 1000 человек в 44 муниципалитетах, на которые делится край. Свое решение создать профессиональные казачьи дружины власти обосновали тем, что в Краснодарском крае не хватает полицейских, в том числе участковых и сотрудников патрульно-постовой службы.

Работать дружинники, согласно положениям регионального закона, будут только в сопровождении сотрудников полиции. В том же документе говорится, что они смогут проверять документы у граждан, а также принимать меры к их задержанию. На вопрос «Ленты.ру», на каком основании некий гражданин, пусть даже и в форме казака, будет проверять документы у другого гражданина, представитель ГУ МВД по Краснодарскому краю Игорь Желябин ответил так: «Если полицейский остановит кого-то и документы спросит казак, то это будет как будто документы спросил полицейский. В этом ничего такого нет». Желябин, к слову, целиком поддерживает создание казачьих дружин. «Нам это, безусловно, помощь», — отметил он.

Раньше, как рассказал «Ленте.ру» заместитель атамана ермолинского казачьего куреня в Краснодаре Артем Аверьянов, казаки ходили в рейды либо на безвозмездной основе, либо получали около 700 рублей за выход. Теперь же каждый член казачьей дружины будет получать около 25 тысяч рублей в месяц. Таким образом, содержание тысячи казаков за бюджетный счет обойдется примерно в 300 миллионов рублей в год.

Однако на деле траты будут выше. Только до конца 2012 года на «казачью полицию» планируется выделить 169 миллионов рублей (то есть 42 миллиона в месяц). В 2013 году на эти цели будет выделено 650 миллионов рублей (около 52 миллионов в месяц). По всей видимости, деньги предполагается расходовать не только на зарплату казакам, но и на их материально-техническое обеспечение. В пресс-службе администрации Краснодарского края заявили, что казачьи дружинники будут ходить в специальной форме: летом — в кителе, белой рубашке, галстуке, брюках, черных ботинках и фуражке, а зимой — в бекешах (традиционных казачьих куртках) с ремнями поверх них, папахах, брюках и сапогах.

Объем финасирования кубанских казаков можно назвать беспрецедентным. Как рассказал «Ленте.ру» атаман Московского городского казачьего общества Виктор Заплатин, столичная организация не получает денег из бюджета. Ее средства формируются из взносов и внебюджетных источников. «В Москве есть казачья дружина, которая работает в составе народной дружины города Москвы, то есть юридически казаки действуют по закону о народной дружине. Трижды в месяц казак выходит на патрулирование минимум на четыре часа. Все это безвозмездно. Возмездных услуг мы не оказываем», — рассказал Заплатин. При этом, по его словам, за 25 тысяч рублей столичные казаки работать бы не стали, так как эта зарплата ниже рынка. «Охранники в частных охранных предприятиях получают 35-50 тысяч рублей. Почему казак будет работать за такие деньги?» — удивляется Заплатин.

В то, что в Москве будут созданы дружины, подобные краснодарским, глава столичных казаков не верит. По его словам, в народной дружине состоит 19 с половиной тысяч человек, и все, что они получили из бюджета — это бесплатный проезд в общественном транспорте. Московская народная дружина в 2012 году обойдется столичному бюджету примерно в 900 тысяч рублей.

В Ростовской области (она граничит с Краснодарским краем), рассказал «Ленте.ру» начальник штаба Всевеликого войска Донского в Ростове-на-Дону Виктор Могильный, казакам платят из областного бюджета. При этом размер зарплаты он назвать затруднился. Вообще краснодарский закон о казачьих дружинах практически списан с ростовского, который вступил в силу еще в 1999 году. Отличие, однако, состоит в размере финансирования кубанских и ростовских казаков. Судя по программе поддержки ростовских казачьих обществ, в 2012 году на одного члена дружины в месяц тратят примерно 11,5 тысячи рублей, то есть в два раза меньше, чем у соседей. Причем по этой программе всего на казаков в Ростовской области будет выделено около 500 миллионов рублей, тогда как в Краснодарском крае только на содержание дружин за год планируется потратить 650 миллионов.

В Краснодаре уже началась кампания по набору будущих сотрудников казачьих дружин. Как рассказал заместитель атамана Ермолинского казачьего куреня в Краснодаре Артем Аверьянов, пока идет агитация среди тех, кто еще не вступил в состав войска.

«Через нас (Ермолинский курень, всего их в городе 27 штук — «Лента.ру») прошли уже около 200 человек, 73 из которых мы рекомендовали в дружины. Мы проверяем, подходят ли они для этой работы, проводим собеседования, чтобы в дружину не попали такие, кто готов только зиги на улице кидать и кричать ‘Кавказ, давай домой'», — сообщил он детали отбора. Заместитель атамана не скрывает, что в дружину набирают участников «русских пробежек» — обычно их устраивают националисты, ведущие здоровый образ жизни. Сам Аверьянов, судя по его фотографиям «ВКонтакте», также принимал участие в подобных мероприятиях.

По его мнению, казачьи дружины будут бороться не только с преступлениями, которые совершают приезжие. «У нас и своего быдла хватает. Но когда Вася, Петя, Алеша сидели пили водку, а потом водка у них кончилась, и они пошли на преступление — это одно, с этим можно справиться. А когда намеренно приезжают, устраивают тут, а потом называют столкновением культур — это другое, — считает Аверьянов. — У меня на днях трое кавказцев друга, сотрудника полиции, из травматического пистолета обстреляли. Постоянно к девушкам лезут — грабежи, изнасилования. Но у нас еще ни один следователь не поехал в Грозный, чтобы поймать хоть одного».

По словам Артема Аверьянова, 25 тысяч рублей — это хорошая стабильная зарплата для Краснодара. Он привел пример: монтажники в его фирме получают 18-20 тысяч, а охранники в среднем по городу — 14-18 тысяч рублей. «Но вообще в дружины многие идут не деньги зарабатывать, а наводить порядок», — говорит заместитель атамана.

Наняв тысячу дружинников, власти Кубани де-факто создают новую профессию с весьма привлекательной зарплатой. По словам Аверьянова, желающих стать дружинником на таких условиях будет больше, чем вакансий. С одной стороны, это выгодно казакам, поскольку их войско значительно расширится. Но с другой, главная цель всего этого мероприятия — уменьшение количества правонарушений на Кубани, причем, если вспомнить эмоциональное выступление Ткачева, не всяких, а прежде всего направленных против местных обычаев и традиций. Из этого следует, что краевые власти должны каким-то образом оценивать, насколько действия казаков эффективны и не зря ли на них выделили такие деньги. Однако как раз про критерии эффективности почему-то никто ничего не говорит, сообщает Lenta.ru.

...