Запуск на орбиту спутников «Экспресс-МД2» и Telkom-3 с космодрома Байконур закончился аварией
Запуск на орбиту спутников «Экспресс-МД2» и Telkom-3 с космодрома Байконур закончился аварией из-за проблем с разгонным блоком. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Роскосмос.
«По предварительным данным, аварийная ситуация произошла на участке работы разгонного блока «Бриз-М», производства Государственного космического научно-производственного центра им.Хруничева. Два включения разгонника, по некоторым данным, прошли штатно, а третье так и не состоялось», — рассказал РИА Новости источник в ракетно-космической промышленности.
Включение маршевой двигательной установки блока «Бриз-М» произошло в расчетное время, однако двигатели выключились через 7 секунд вместо расчетных 18 минут 5 секунд, сообщается на сайте Роскосмоса.
Планировалось, что отделение космического аппарата «Телком-3» от разгонного блока «Бриз-М» состоится 7 августа в 08:44 мск, спутника «Экспресс-МД2» — в 09:14 мск. По одной из версий, спутники уже аварийно отделились. По другой, космические аппараты остались в составе разгонного блока после того, как на промежуточной орбите не состоялось третье включение маршевого двигателя разгонника.
Средства российского наземно-измерительного комплекса обнаружили на промежуточной орбите аварийный разгонный блок и неидентифицированный объект, который может быть одним из спутников, рассказал «Интерфаксу» источник в ракетно-космической отрасли. По данным специалистов, разгонный блок и два космических аппарата после сбоя остались на промежуточной орбите с высотой в апогее 5 тысяч км, не дотянув, таким образом, примерно 30 тысяч км до целевой орбиты.
Специалисты сходятся во мнении, что своими силами — маневровым двигателями с использованием запаса имеющегося на борту спутников топлива — перевести космические аппараты на заданную орбиту не удастся. Спутники можно считать потерянными, отмечают специалисты. Ущерб от аварии составит приблизительно 5-6 млрд рублей.
Аппарат Telkom 3 создавался в России по заказу индонезийского оператора. На нем стоит дорогостоящая аппаратура европейской фирмы. В спутнике «Экспресс», созданном по заказу российского оператора, тоже много западных комплектующих. В среднем цена одного аппарата такого класса на мировом рынке составляет 100-150 млн долларов, сообщил источник «Интерфакса».
Аварийный блок угрожает другим космическим объектам, в том числе МКС
По мнению источника РИА «Новости», находящаяся на переходной орбите космическая головная часть в составе разгонного блока и спутников неуправляема, поэтому может представлять опасность. «Так как провести дополнительную коррекцию орбиты его полета, судя по всему, не представляется возможным, космическая головная часть превратилась в космический мусор, потенциально угрожающий другим космическим объектам», — сказал собеседник агентства.
Траектории полета аварийных спутников могут угрожать и Международной космической станции, находящейся на низкой околоземной орбите, заявил «Интерфаксу» источник в российской космической отрасли. «Теоретически угроза столкновения аппаратов, которые не удалось поднять на высоту 36 тыс. км, с другими спутниками и МКС, возможна, но минимальна», — сказал собеседник агентства.
В настоящее время, по оценке специалистов, параметры орбиты неудачно запущенных спутников связи и разгонного блока составляют в апогее более 5 тыс. км и в перигее — 300 км. Средняя высота орбиты МКС — около 350-400 км.
«Двигаясь по эллиптической орбите, спутники и разгонный блок время от времени пересекают плоскости орбиты других космических аппаратов на низкой околоземной орбите», — сказал собеседник агентства. По его данным, сейчас баллистические службы Центра управления полетами ведут расчет траектории спутников и разгонного блока, чтобы в нужный момент предупредить о возможности их столкновения с МКС.
В то же время в подмосковном Центре управления полетами РИА «Новости» заверили, что аварийные спутники не представляют никакой опасности для МКС.
Выдвинуты первые версии причин аварии
Специалисты выдвинули первые версии возможных причин нештатной ситуации с аппаратами «Экспресс-МД2» и Telkom 3. По словам источника «Интерфакса», одними из основных причин можно считать сбой системы управления и поломку в двигателе разгонного блока «Бриз-М».
К несвоевременному выключению двигательной установки разгонного блока, по словам собеседника агентства, могла привести ошибка в системе управления аппаратом, из-за чего он отклонился от курса и произошло аварийное выключение двигателя. По другой версии, непредвиденная ситуация произошла в самом двигателе.
Как обычно в таких случаях, не исключен и человеческий фактор — ошибка в циклограмме полета. «Конечно, там все многократно проверяется, но нельзя исключить, что кто-то где-то недоглядел», — отметил источник.
Ожидалось, что «Экспресс-МД2» станет первым аппаратом, который пополнит орбитальную группировку российского оператора ФГУП «Космическая связь» после прошлогодней аварии. Из-за нештатной работы разгонного блока тогда не удалось вывести на орбиту аппарат «Экспресс-АМ4».
Спутник связи «Экспресс-МД2» создан в Центре имени Хруничева совместно с итальянским подразделением Thales Alenia Space. Это второй космический аппарат серии «МД», разработанный и изготовленный российским предприятием. Космический аппарат предназначался для осуществления непрерывной круглосуточной ретрансляции потоков информации различного направления в системе спутниковой связи и вещания РФ.
Космический аппарат связи Telkom-3 создан ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнева» (ОАО «ИСС») в кооперации с российскими и зарубежными предприятиями по заказу индонезийской компании РТ Telekomunikasi Indonesia Tbk (Джакарта). Спутник должен был обеспечить связь и телевизионное вещание в Индонезии и Индокитае.
Руководству Центра им. Хруничева грозит увольнение
Роскосмос может сменить руководство Космического центра им. Хруничева в связи с последней аварией, сообщил «Интерфаксу» источник в ракетно-космической отрасли. По мнению собеседника агентства, могут быть приняты жесткие меры, вплоть до увольнения руководителя центра Владимира Нестерова.
До сих пор руководству Космического центра удалось избежать наказаний, несмотря на то, что причиной двух из пяти аварий прошлого года были неисправности ракетно-космической техники, разработанной в этом учреждении.
Потеря «Экспресс-МД2» и Telkom-3 стала для России первой космической аварией в этом году. Авария произошла после того, как Роскосмос ввел в строй на предприятиях отрасли собственную приемку ракетно-космической техники и повысил требования к предстартовой подготовке.
«Авария ставит под сомнение меры, предпринятые космическим агентством по повышению контроля качества производимой ракетно-космической техники. А за это кто-то должен понести наказание», — отметил собеседник агентства.
Запуски «Протонов» приостановят
Запуски ракет-носителей типа «Протон-М» с разгонными блоками «Бриз-М» будут приостановлены до выяснения причин аварии со спутниками «Экспресс-МД2» и Telkom-3. Намеченные последующие пуски «Протонов» сдвинуты на более позднее время, сообщил РИА «Новости» источник в ракетно-космической отрасли.
«Алгоритм действий, скорее всего, будет таким: все последующие пуски «Протонов» будут приостановлены до получения выводов аварийной комиссии, которая, наверняка, уже создается. В ее работе обязательно примут участие как эксперты Роскосмоса, так и представители центра им. Хруничева, изготовившего аварийно-отработавший разгонный блок «Бриз-М»», — сказал источник.
Авария продолжила цепь неудач комической отрасли
Отметим, что об очередном провале российских специалистов стало известно на следующий день после успешной посадки американского аппарата Curiosity на Марс.
Последние два года неудачи буквально преследуют российскую космическую отрасль. Цепь провальных запусков началась 5 декабря 2010 года, когда с Байконура была запущена ракета-носитель «Протон» с тремя спутниками «Глонасс». Из-за переизбытка топлива в разгонном блоке ДМ-3 спутники не были выведены на орбиту и упали в Тихом океане.
В феврале 2011 года был потерян военный спутник «Гео-ИК-2», запущенный на ракете-носителе «Рокот». Позже космический аппарат обнаружили на нерасчетной орбите, однако использовать его по назначению его было невозможно.
18 августа 2011 года телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4» был также выведен на нерасчетную орбиту. Как заявляли специалисты, в циклограмме работы разгонного блока был необоснованно «заужен» временной интервал подворота гиростабилизированной платформы, это привело к ошибке ориентации при выполнении маневра. Сам спутник оказался работоспособным, однако вывести на рабочую орбиту его так и не смогли.
23 августа прошлого года произошла авария при запуске космического грузовика «Прогресс М-12М», который должен был доставить на МКС в том числе продовольствие и оборудование. Корабль упал в районе Алтая.
Причиной неудачи стала нештатная работа двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Как оказалось, из-за засорения тракта подачи горючего расход топлива был сокращен, что привело к аварийному выключению двигателя.
Наконец в ноябре 2011 года произошел провал марсианской миссии — межпланетная станция «Фобос-Грунт» должна была доставить с Красной планеты образцы породы. После отделения от ракеты-носителя «Зенит» на аппарате не включились двигатели, которые должны были вывести его на высокую опорную орбиту, чтобы оттуда он мог стартовать к Марсу. Российские и европейские наземные станции несколько недель предпринимали попытки установить связь с аппаратом, чтобы получить информацию о произошедшей на борту аварии или подать сигнал на поднятие орбиты спутника. Все попытки установить связь закончились неудачно.
Еще одна авария произошла в декабре 2011 года, когда вскоре после старта с космодрома Плесецк на Землю упал космический аппарат связи «Меридиан». Телекоммуникационные спутники нового поколения «Меридиан» выводятся на высокоэллиптическую орбиту с помощью модернизированной ракеты-носителя «Союз-2» и разгонного блока «Фрегат». Причиной аварии ракеты-носителя «Союз-2.1б» с военным аппаратом «Меридиан» стали неполадки в двигателе.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.