Новый глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, вступив в должность 21 мая, предложил свой вариант того, как следует модернизировать систему высшего образования в России. Для этого, по мнению министра, нужно сократить количество бюджетных мест в вузах в два раза.

— Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше, — заявил в одном из интервью с журналистами Дмитрий Ливанов. — Не 60 тысяч, как сейчас, а 200-250 тысяч рублей. Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого, и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его.

Такое громкое заявление вызвало большой резонанс в Интернете. Многие российские блогеры рьяно критиковали предложение министра, обвиняя его в том, что высшее образование будут не получать, а просто покупать те, у кого есть лишние сотни тысяч. Но были и те блогеры, кому понравилась идея министра — ведь тогда повысятся требования к поступающим на бюджетные места. А значит, и качество образования бюджетников будет гораздо выше.

Корреспонденты «МОЁ!» выяснили, как в воронежских вузах относятся к возможным нововведениям:

Ректор Воронежского государственного университета инженерных технологий Евгений Чертов заявил, что к предложению сократить все бюджетные места в вузах в два раза относится критично.

— Конечно, одного студента учить гораздо легче, чем десять. Если считать задачей высшего образования только качество, то тогда да — можно и сократить места , — сказал Чертов. — Но есть же всё-таки интересы государства. Ведь и сам президент неоднократно говорил, что сейчас остро обстоят дела с нехваткой кадров, в том числе и с выпускниками учреждений высшего профессионального образования. Может в других вузах и существует проблема невостребованности кадров, в нашем университете всё обстоит с точностью наоборот. Сейчас, когда строятся новые предприятия по всей России, у нас масса запросов на выпускников-специалистов. Я надеюсь, что при принятии окончательного решения будет учитываться то, по каким направлениям нужно сокращать бюджетные места, а по каким нет. По всем специальностям и линиям подготовки этого категорически делать нельзя, я бы даже сказал опасно.

Проректор по учебной работе Воронежской государственной медицинской академии Владимир Болотских, наоборот, ничего не имеет против сокращения бюджетных мест.

— Другой вопрос — какие конкретно сократятся специальности. К примеру, на сегодняшний день по всей России не хватает около 800 тысяч специалистов среднего и высшего медицинского образования. В основном это такие направления, как лечебное дело, педиатрия и сестринское дело. Уверен, их сокращать точно не будут, — заявил Болотских. — А вот по специальности «стоматология», я считаю, нужно сократить бюджетные места. В Воронеже и области на сегодняшний день просто нет такого количества государственных стоматологических поликлиник, чтобы готовить так много «бюджетных» стоматологов. Я надеюсь, что будет проведён глубокий анализ специальностей, которые не востребованы, где выпускники не идут работать по специальности.

Ректор Воронежского государственного архитектурно-строительного университета Игорь Суровцев усомнился в том, что высказанные Ливановым предложения вскоре воплотят в жизнь.

— Я думаю, в ближайшее время перемен ожидать не придётся, по крайней мере в этом году точно. Уверен, такое заявление министром было сделано для того, чтобы в обществе начались дебаты, — считает Суровцев. —Ведь это не такая простая проблема, как кажется на первый взгляд. Сегодня у нас столько бюджетных мест, что каждый второй выпускник 11 класса может поступить на бесплатное обучение в вуз. К сожалению, никто всерьёз не занимается планированием: сколько государству требуется выпускников, каких вузов и по каким специальностям. Конечно стране нужны и философы, и историки, и лингвисты, без этого не будет развиваться культура. Но другой вопрос — сколько их действительно должно быть, и кто из них после окончания вуза устраивается по специальностям. Нет ли потом у молодых людей разочарования в жизни. Я считаю, если мы хотим, чтобы наша страна шла по пути модернизации, надо готовить креативных инженеров. А ещё обратить внимание на качество преподавания таких важных предметов в школьной программе, как физика и математика. Ведь нередко преподавателям вузов приходится восполнять пробелы в знаниях именно этих предметов у первокурсников, — сообщает «МОЕ!»

...