1 октября 2009 года в Воронеже на авиационном заводе «ВАСО» лизинговая компания ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) передает в эксплуатацию авиакомпании ГТК «Россия» первый серийно выпущенный в нашей стране региональный пассажирский самолет Ан-148-100.

Данное воздушное судно поставляется в авиакомпанию в рамках договора финансового лизинга на 15 лет, согласно которому авиаперевозчик заказал у ИФК 6 самолетов Ан-148 с поставкой в течение 2009-2010 гг. с опционом еще на 6 машин с поставкой в течение 2011-2012 гг. Впервые самолет Ан-148 российской сборки был продемонстрирован на авиасалоне «МАКС-2009» в августе 2009 года.

Планируемое мероприятие является знаковым для российской авиационной промышленности, так как самолет Ан-148-100 является уникальной новейшей разработкой украинских и российских конструкторов, внедренной в серийное производство российской авиационной промышленностью за последние 20 лет и сертифицированной по российским требованиям АП-25, гармонизированным с европейскими — CS-25. Разработка самолета Ан-148 была проведена в кратчайшие сроки для современной гражданской авиации – в течение 6 лет, на принципах рискразделенного партнерства между конструкторским бюро им. О.К. Антонова (Украина) и поставщиками комплектующих из России и Украины без использования бюджетных средств (в проект вложено порядка $400 млн. из внебюджетных источников).

Самолет разработан с использованием цифровых технологий, что позволяет оперативно наладить серийное производство целого семейства воздушных судов данного типа. В настоящий момент осуществляется разработка удлиненной версии базового самолета – Ан-148-200 на 100 пассажиров (самолет базовой версии Ан-148-100 перевозит от 65 до 80 пассажиров в зависимости от пожеланий заказчика). На основе базовой версии Ан-148 создана VIP-версия самолета – Antonov Business Jet (ABJ).

Основными преимуществами самолетов Ан-148 перед конкурирующими проектами являются: высокое расположение двигателей от взлетно-посадочной полосы (схема «высокоплан»), что позволяет осуществлять взлет-посадку на ВПП с низким качеством покрытия; наличие двери-трапа, позволяющей проводить посадку-высадку пассажиров без применения специального аэродромного оборудования (автономная эксплуатация); высокая топливная эффективность, что является необходимым качеством в современных условиях высоких цен на авиационное топливо; доступная цена самолета не только для крупных авиаперевозчиков, но и для авиакомпаний регионального уровня.

Данные преимущества вызывают повышенный спрос авиакомпаний на этот тип самолетов. В настоящий момент «Ильюшин Финанс Ко.» сформировало портфель заказов на 110 самолетов Ан-148 различных модификаций, включая 56 твердых договоров и 54 опциона. Кроме того, «ИФК» заключило твердый договор на приобретение у «ВАСО» 34 Ан-148 различной модификации и уже профинансировало приобретение нескольких машин для своих заказчиков на сумму, превышающую 3 млрд. рублей. Ожидается, что в ближайшее время «Внешэкономбанк» рассмотрит заявку «ИФК» на открытие кредитной линии до 3 млрд. рублей на приобретение самолетов Ан-148.

В целом потенциальный рынок самолетов Ан-148 оценивается в 500-600 машин. Согласно программе производства ОАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» (ОАК), утвержденной в 2007 г., на воронежском авиапредприятии «ВАСО» с 2013 года планируется выйти на серийный выпуск 36 самолетов Ан-148, что позволит произвести необходимое для рынка количество авиатехники в течение 13-15 лет.

Самолет Ан-148 с уверенностью можно назвать наиболее успешным проектом «ОАК», способным обеспечить бесперебойной работой, прежде всего, российские предприятия, так как до 70% стоимости самолета формируется в России. В совместном с Украиной производстве задействовано 158 отечественных предприятий, на которых работает более 45 тысяч квалифицированных специалистов.

Одновременно с передачей самолета Ан-148-100 ГТК «Россия» ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» передаст в эксплуатацию российской авиакомпании «Полет» второй дальнемагистральный грузовой самолет Ил-96-400Т производства ОАО «ВАСО». Самолет Ил-96-400Т является новейшей модификацией семейства самолетов Ил-96-300 с удлиненным фюзеляжем, новыми двигателями, новейшим пилотажно-навигационным комплексом российского производства позволяющим эксплуатировать воздушное судно без каких-либо ограничений по всему миру. Подобных самолетов в России до сих пор не производилось. Ил-96-400Т может перевозить до 92 тонн грузов на маршрутах средней и дальней протяженности. Самолет сертифицирован в соответствии с российскими нормами летной годности, гармонизированными с нормами Европейского Союза и США (FAA).

Поставка второго самолета осуществляется в рамках договора финансового лизинга между «ИФК» и «Полетом», согласно которому авиакомпания приобретает на твердых условиях три Ил-96-400Т с опционом еще на три аналогичных машины.

Первый самолет Ил-96-400Т успешно осуществил свой первый коммерческий рейс 25 сентября 2009 года из аэропорта «Домодедово».

...