В Воронеже с поэтическим моноспектаклем «Искренне. Без купюр» побывал наш земляк Максим Аверин, который стал популярным после того, как сыграл главную роль в сериале «Глухарь». «Мой папа родом из Воронежа, — рассказал Максим. — Когда я был маленьким, часто сюда приезжал, в гости к бабушке…» Перед спектаклем Максим попросил организаторов гастролей («Воронежское гастрольное агентство») свозить его на кладбище, где похоронена бабуля и отвез ей цветы. «Бабушка очень хотела, чтобы кто-нибудь из нашей семьи стал артистом, — вспоминает Максим. — Отец втайне мечтал о сцене. В одном из воронежских театров папа пробовал себя статистом, но, поняв, что его манит Москва, переехал. И всю жизнь проработал художником-декоратором на «Мосфильме». С помощью отца я дебютировал в кино в шесть лет, сыграл эпизодическую роль танцующего мальчика. Столько сразу воспоминаний нахлынуло в Воронеже. А город изменился: много зданий современных построили. Один бы здесь заблудился!»

Творческий вечер Максима Аверина прошел в воронежском театре драмы 13 марта. Перед выходом к зрителю Максим заметно нервничал. «Я всегда волнуюсь, — признался актер. – Ведь спокойный артист – это мертвый артист!» Перекрестившись, Максим отправился на сцену, откуда на протяжении двух часов в его исполнении звучали стихотворения любимых поэтов – Маяковского, Мандельштама, Самойлова, Симонова, Рождественского, Пастернака. Также зрители увидели отрывки из концертных номеров, спектаклей, песни и даже танцы. О своем спектале Максим говорит с удовольствием: «У меня никогда не было желания сделать такое, чтобы потом все «умерли». Я, наоборот, все делал для того, чтобы люди улыбались, чтобы людям было хорошо. В этом и изюминка – в том, что это для людей, про людей и это искренне… Вообще я считаю, что для того, чтобы сделать моноспектакль, нужно быть очень хорошим артистом. Не популярным, а талантливым! Я знаю многих популярных артистов, которые не смогли бы сделать моноспектакли. Артист должен быть ярким, он должен быть личностью, чтобы удержать публику на протяжении 2 часов».

Аверин считает, что музыка это вторично, а вот стихи – вечное. Стихотворения для собственного моноспектакля он выбирал просто – то, с чем резонирует его душа. «Недавно я был в одном городе и оказалось, что продюсеры, которые прокатывали мою программу, патронируют детский дом. Я читаю только то, что мне самому интересно. Это та поэзия, которую многие для себя потом открывают. К сожалению, иногда мне говорят, что не знали, что есть такой потрясающий поэт Давид Самойлов. После спектакля даже бывают обсуждения в Интернете: а что это за стихи, а кто это написал – это Пастернак? И в этом нет ничего постыдного – дети учатся, пускай они что-то пропустили, это не страшно. Важно, что в любом возрасте до тебя дойдет великое слово великого поэта. Я, например, знал, что есть поэт Роберт Рождественский, но в свое время он прошел как-то мимо меня, и потом совершенно случайно я прочитал одно стихотворение, второе… И все – сейчас готовлю целый цикл по Рождественскому. Так что не страшно, если кто-то что-то не знает. Я не мог одолеть в школе «Войну и мир» – этот роман был катастрофой для меня. Но я закончил школу, институт и только потом целиком прочитал «Войну и мир» и более гениального произведения я не знаю. Это не страшно, если кто-то не прочел что-то тогда. Это придет – ваша книга дойдет до вас и будет с вами. Ведь в школе пичкают «Мастер и Маргаритой», а дети не могут понять этот роман, с которым можно совершать открытия на разных этапах жизни. Нельзя насильно заставить влюбиться в стихи, нельзя насильно полюбить театр – тем более сейчас, когда их огромное количество. Иногда думаешь, если бы я увидел тот или иной спектакль, я бы отбил себе напрочь вкус к театру. Я прекрасно понимаю детей, которые говорят, что не любят театр. Понимаю людей, у которых оскомина от «фильмосрания» 90-х годов. Это она отбила желание смотреть отечественное кино. Но всё равно есть мастера, которые делают кино, пускай не прокатное, не выгодное, не приносящее прибыли, но оно живет, оно все равно есть. И такие мастера есть и они будут делать до конца, до последнего вздоха свое кино.

Многие известные артисты сегодня отказываются от службы в репертуарном театре – мол, малоприбыльное это дело. А вы 15 лет верны «Сатирикону».

– Репертуарный театр дает возможность артисту выйти на новый уровень своего творчества. Слава богу, мне дается возможность работать в хороших антрепризах, я не халтурю. Но в основном, тот материал, который сейчас катают и вам тоже наверняка привозят – это шаг назад. В репертуарном театре я могу играть Шекспира! Это может быть не коммерчески, но творчески интересно. А деньги… Я еще в таком юном возрасте! У меня все в порядке, я не голодаю, я не богат, но я не беден – я просто занимаюсь творчеством. И если бы я сейчас ушел из репертуарного театра – такого, как «Сатирикон», я думаю, что я бы очень многое потерял, потерял форму актерскую. Мне кажется, когда артисту 40 лет, а он в прекрасной форме – это победа! И это благодаря репертуарному театру, потому что рядом работает такой мастер, как Константин Аркадьевич Райкин!

Вы как-то сказали, что выход на сцену для вас лучший отдых…

– Это действительно так. И наслаждение, и отдых. Это взаимодействие с публикой: ты отдаешь им – но ты же и получаешь. Когда я вижу улыбающиеся лица, и то, что людям стало хотя бы на один вечер теплее – это для меня и есть наслаждение, для меня это не каторга, это высочайшая божья благодать, что я работаю артистом.

– В таком бешеном ритме, что помогает быть бодрым?

– Не делайте насилия над собой. Просто живите, живите не завтра, и не дай бог вчерашним днём – живите сегодня. Жизнь – она здесь и сейчас. Слово «счастье» очень близко к слову «сейчас». Улыбнитесь другу, который рядом, посмотрите в глаза родных и близких людей, скажите им важные слова – и вам сразу станет легче.

– Ваша культовая роль – в сериале «Глухарь». Скажите, а вам лично встречались плохие полицейские?

– Знаете, мне встречалось очень много хороших людей, а плохих я не помню. Мне кажется, в любой профессии есть подонки, но я всегда обращал внимание на тех людей, которые дорожат честью мундира и несут с доблестью звание офицера России. Вот таких людей я запоминаю. И я знаю таких потрясающих людей! Недавно познакомился с генералом Юрием Александровичем Агафоновым – вот это настоящий герой России, он возглавляет университет МВД России в Краснодаре. А плохих… Я не замечаю плохих артистов, подонков, которые себе позволяют скандалить. Я их просто не пускаю в свою ауру, поэтому я плохих и не помню. Я их отпускаю, прощаю заранее за подлость, которую они совершат. Я переживу. Мы все переживаем то, что нам нужно пережить – не больше, не меньше.

– Бывало, что отказывались от ролей?

– Да, если не мое, не лежит душа, не то. Мне кажется, в профессии артиста нужно в первую очередь руководствоваться интуицией. Она тебя сподвигнет. Это же не операционная врача – это там четкость нужна и гениальность рук. В профессии актера – абсолютная интуиция, — рассказал Максим информационному порталу gorod48.ru Моя любимая фраза, я ее всегда повторяю: у любого человека есть свой тренинг: у живописца – это рисунок, у балетного артиста – это станок, у музыканта – это гамма, у певца – вокализ, а у артиста драматического есть только интуиция и его душа, которую надо бередить, все время зондировать, строить: мучиться, страдать, влюбляться, смотреть, восхищаться – жить. В этом его самая главная задача. Есть расхожая фраза о том, что артист должен быть голодным – люди ее переврали. Артист должен быть голодным до жизни, от него должен струиться свет! А когда я вижу молодых артистов к «тридцатнику» вот с таким мамоном и с «пивусиком» – я не могу это видеть. Чисто рыночно говоря, артист должен бередить, будоражить и возбуждать! Мужчина и женщина, которые выходят на сцену, должны быть такими людьми, на которых просто надо смотреть! А когда вам показывают не понятно что… Я люблю красивых людей, причем все должно быть благородно: и лицо, и мысли, и душа.

Марина Хоружая

...