В Воронеже со спектаклем «Все сначала», поставленным известным режиссером Андреем Житинкиным, побывали Борис Щербаков и Елена Проклова. История, описанная в спектакле, не слишком замысловата. Преуспевающая парижанка подбирает бомжа, а потом, как в незатейливой песенке «я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила». К слову, в спектакле воронежцам удалось услышать живую игру Бориса Щербакова на гитаре, а также красивую современную французскую музыку, специально написанную для Андрея Житинкина в одной из звукозаписывающих студий Франции. Был и еще один сюрприз – роль дочери главной героини в спектакле сыграла дочь Елены Прокловой — Полина Ельчанинова…
«Жена говорит, что у меня жуткий характер»

— Спектакль называется «Все сначала». Часто ли вам в жизни приходилось начинать все сначала?

— Каждый новый спектакль – это «все сначала». А так как моя жизнь, по сути, и есть театр…

— Да ладно! В личной жизни у вас переменами и не пахнет. Вы уже 40 лет в браке с одной и той же женщиной. Как, кстати, удалось за столько лет не надоесть друг другу?

— Это вы у моей жены спросите, как ей удалось… У меня очень тяжелый характер. Супруга говорит – жуткий! Секрет того, что мы так долго вместе, наверное, в том, что я никогда на жену не ругаюсь. А еще постоянно делаю комплименты. Жена говорит: «Ну ты меня совсем захвалил, я уже не верю тебе!» А я каждое утро говорю ей, какая она очаровательная, красивая, замечательная… Кстати, другим женщинам я комплименты не говорю — только ей.

— Я слышала, что ваша супруга Татьяна начала писать романы. Как вы оцениваете ее творчество?

— Татьяна пишет очень легким языком, мне очень нравится. У нее уже вышло две замечательные книжки «Венера в русских мехах» и «По дороге за мечтой». Сейчас она написала еще одну — о Матильде Кшесинской. Я прочел в рукописи — оторваться невозможно. Особенно от второй части, так как она с детективным уклоном. Будем надеяться, что третью книгу тоже издадут… Кстати, писать Таня начала благодаря Олегу Николаевичу Ефремову. Она 12 лет проработала у него в театре заведующей режиссерским управлением, а это третий человек в театре! Она такие докладные записки Ефремову писала, что тот зачитывался, и говорил: «Тебе бы романы писать, Татьяна!» Вот она и начала писать…

— В прошлый раз вы поделились с нами, что приобрели в Воронеже киот…

— Я восстановил его, теперь висит у меня дома. Это одна из немногих вещиц, которая у меня в доме осталось. Как правило, все свои поделки я раздариваю. Приходит приятель и говорит: «Ой, как мне нравится!» Я всегда говорю: «Забирай!» Так все и раздариваю. Последнее, что я сделал – наличники на дом. Вот их не подарю – они прибиты. Кстати и в этот раз мы в Воронеже проехались по антикварным магазинам. Правда, ничего не приобрели – дорого все стало!

— Преподавать столярное дело никогда не хотели?

— Я не такой умелец, чтобы преподавать. Да и не имею на это права. Есть более умелые люди, с образованием. У меня даже мыслей таких не возникало.

«Для того, чтобы быть режиссером, у меня не хватает таланта…»

— В каких картинах поклонники увидят вас в ближайшее время?

— Вот недавно «Жуков» прошел, скоро должны показать сериал «Военная разведка». Также сейчас снимается фильм про Харламова, я его отца играю. Снимает Николай Лебедев, я очень люблю этого режиссера. Он такой дотошный, и всегда точно знает чего хочет. В то же время он прислушивается к новым идеям, рассматривает их.

— Скоро фильм выйдет?

— Сейчас еще идут съемки на зимней натуре, а мою роль еще летом отсняли. Кстати, мою жену, точнее жену Харламова, играет испанская актриса. Она ни слова по-русски не знает! Пришлось общаться на английском, хотя у меня мизерный запас слов…

— Вы с сыном работали режиссерами на съемках сериала «Сыщики», снимали картину «Саперы». Почему сейчас не работаете в качестве режиссера?

— Кто-то из великих, Феллини кажется, сказал: «Для того, чтобы быть режиссером, нужно обладать 10-ю качествами: 1 – здоровье, 2 – здоровье, 3 — здоровье…и 10 — чуть-чуть таланта.

— У вас чего не хватает?

— Таланта.

— А сын чем сейчас занимается?

— Василий тоже режиссуру забросил. Он теперь занимается моими делами, что-то вроде моего директора. У него ведь помимо режиссерского, есть еще юридическое образование.

«Все что связано с потусторонними силами, для меня – табу!»

— Вам еще не надоело вести программу «Доброе утро»?

— Да нет, не надоело. Иногда бывает скучновато, но тогда я придумываю всякие дурачества. Я стараюсь вести себя не как все остальные. Например, когда я здороваюсь, то поднимаю руки — так никто из ведущих не делает. У нас же именно доброе, а не злое утро. И оно должно нести позитив.

— Бывает, что руководство не одобряет ваши креативные идеи?

— Бывает. Был случай с теми же руками. Однажды я как обычно поднял руки, а это было утром 9-го мая. Съемку тут же остановили и начали мне вычитывать: «Ты что руки поднимаешь? Ты сдаешься что ли? Кому, фашистам?» А мне хочется хоть как-то оживить эту программу, чтобы была не только говорящая голова. Поэтому и стараюсь двигаться побольше…

— Вы нам как-то рассказывали, что одна ваша поклонница угрожала облить вас и вашу жену серной кислотой. Больше ничего подобного с вами не приключалось?

— По счастью, нет. Скучный я человек.

— Ну как же, скучный… Слышала, что с вами происходят мистические вещи. Вы рассказывали, как на одном спектакле у вас в чашке вместо воды бензин оказался…

— Я прекрасно понимаю, почему это произошло. Спектакль был по Есенину, и это Сергей Александрович таким образом мне подал знак, мол, дальше не надо. Видимо, я слишком глубоко вжился в роль, слишком к нему приблизился… А ведь они не любят этого… Вот Есенин и дал мне понять, что все, дальше не надо. Или играли мы спектакль по пьесе Зингера «Тойбеле и ее демон». Так все герои погибли! И Лена Майорова, и Сережа Шкаликов… Оба главных героя! Вячеслав Невинный там тоже был задействован и сломал 3 ребра. Я там тоже играл, но вовремя ушел. Больше никогда в жизни не буду играть в спектаклях, связанных с демонами, с потусторонними силами…

Марина Хоружая,
Фото автора

...