Холдинг «Газпром-медиа», которому принадлежит известная своими критическими комментариями в адрес властей радиостанция «Эхо Москвы», менее чем за месяц до президентских выборов потребовал досрочной отставки совета директоров «Эха» и замены независимых директоров. Об этом сообщил главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов.

Главред добавил, что он сам и его первый заместитель Владимир Варфоломеев покидают совет директоров. В то же время войти в совет предложено гендиректору радиостанции Юрию Федутинову. «Я буду входить в этот совет директоров», — сообщил он РИА «Новости».

«Это праздник! Вместо нас я внес в список Федутинова. Пусть теперь он там корячится», — прокомментировал ситуацию Венедиктов Варфоломееву в Twitter.

Перестановки в совете директоров «Эха» пришлось комментировать и пресс-секретарю Владимира Путина, который лишь недавно сетовал, что радиостанция Венедиктова поливает его «поносом с утра до вечера». Дмитрий Песков, глава пресс-службы премьера, выразил уверенность, что решение о роспуске совета директоров не может быть связано с критикой в адрес станции со стороны Путина. «Мне пока точно неизвестно, что произошло. Скорее всего, это внутрикорпоративные дела, и комментарии нужно получать от владельца — «Газпром-Медиа», — сказал он.

Это «не кирдык». Венедиктов из главредов не уходит

«Вопрос об отставке главного редактора не ставится», — добавил Венедиктов в своем микроблоге. «В ходе полуторамесячных переговоров с «Газпром-медиа» о составе совета директоров «Эхо Москвы» акционер не ставил вопрос о смене главного редактора радиостанции», — пояснил он «Интерфаксу». «Согласно уставу радиостанции, я еще два года, до очередных выборов, буду оставаться главным редактором», — подчеркнул Венедиктов.

Один из ведущих «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский написал в Twitter’е по поводу происходящего: «Эху кирдык? Конечно, нет. Сообщение Венедиктова — лишь констатация смены в совете директоров. Но раскола коллектива не будет».

А вот независимый директор «Эха» и замруководителя исследовательского центра частного права при президенте РФ Александр Маковский, отставки которого также потребовал контролирующий акционер, не исключил, что редакционная политика теперь изментися. «Конечно, когда из совета директоров выходят два ведущих сотрудника «Эхо Москвы», это может повлечь за собой в определенной степени изменения в редакционной политике», — указал он.

По данным Маковского, инициатором смены совета был не «Газпром-Медиа Холдинг», владеющий 66% акций «Эха Москвы», а «кто-то из миноритариев, какая-то маленькая компания».

Ничто, кроме политических соображений

Многие, однако, в связи с перестановками предрекают «Эху Москвы» безрадостное будущее. Так, один из учредителей «Лиги избирателей» и известный журналист Леонид Парфенов усмотрел в ситуации политический подтекст. «Еще никогда редакционные изменения в российских медиа не были связаны ни с чем другим, кроме политических соображений», — отметил Парфенов.

«Венедиктов получил большой авторитет как организатор вещания, как создатель новой стилистики, основанной на доверительности, искренности, необычной для наших радиостанций манере разговора. С другой стороны, он активно вмешивался в жизнь общества, давал свободные комментарии», — заявил «Интерфаксу» председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. О возможной политизированности решения об отставке Венедиктова он решил не распространяться, отметив только, что это «непонятно» — «тем более, с точки зрения экономической — «Эхо Москвы» процветало, журналистика и медиабизнес сосуществовали параллельно и благополучно».

«Думаю, «Эхо Москвы» какое-то время останется «Эхом Москвы». Невозможно представить, что это все сломают и сделают что-то иное», — полагает глава Союза журналистов.

Путин об «Эхе Москвы»: «Вы меня поливаете поносом с утра до вечера»

ОАО «Газпром-Медиа» является контролирующим акционером радиостанции — ему принадлежат 66% акций ЗАО «Эхо Москвы». В прошлом многие критики радиостанции не раз указывали на то, что фактическим владельцем оппозиционного радио является российское государство, и резкие заявления в ее эфире звучат до тех пор, пока это готовы терпеть власти.

До сих пор руководство страны, по-видимому, терпеть было готово. Несмотря на резкую критику властей и государственной политики, «Эха Москвы» не чураются даже высокопоставленные чиновники, а Алексей Венедиктов нередко встречается с представителями тандема — президентом и премьер-министром. В конце января, например, он участвовал в разговоре главных редакторов ведущих российских СМИ с Дмитрием Медведевым.

В минувшем декабре премьер-министр Владимир Путин поздравлял Венедиктова с 56-летием и давал его деятельности весьма лестную оценку: «Вас по праву считают одним из самых ярких, талантливых и неординарных представителей российской журналистки. Вы прошли большую профессиональную школу, выработали узнаваемый, неповторимый авторский стиль. С Вашими суждениями, оценками и прогнозами порой можно поспорить. Но они, безусловно, интересны и нетривиальны».

А уже месяц спустя, встречаясь с главными редакторами российских СМИ, Путин высказался по поводу «Эха Москвы» весьма жестко. Все началось с того, что премьер-министр заговорил об американской системе противоракетной обороны и припомнил услышанную однажды в эфире радиостанции дискуссию по этой проблеме. «Ну такая бредятина, такая чушь, не знаю, откуда они это берут», — прокомментировал Путин.

Затем он поинтересовался у Венедиктова, за кого тот будет голосовать. «Я с 1996 года не хожу на выборы. И объясню почему…», — начал говорить Венедиктов. Но премьер его не дослушал и перебил: «Вы на меня обиделись?» «Я обиделся, обиделся», — подтвердил главред. «Зря, — возразил Путин. — Я же не обижаюсь, когда вы меня поливаете поносом с утра до вечера». После этого Венедиктов поправился: «Я пошутил, я не обиделся». «А я не шучу», — ответил на это Путин.

Претензии у Путина к Венедиктову, по словам последнего, есть уже давно. Так, несколько лет назад он воспоминал о своей встрече с тогдашним президентом в 2001 году. Тогда Путин, по словам главного редактора «Эха Москвы», сказал ему: «Знаете, Алексей, вы не предатель. Вы враг». Венедиктов ответил Путину: «Если вы хотите закрыть «Эхо», закрывайте». Этого, однако, не произошло ни в 2001-м, ни в последующие годы.

...