Польское руководство, находившееся у власти накануне Второй мировой войны, планировало расчленение и уничтожение Советского Союза и с этой целью разжигало сепаратизм на Кавказе, на Украине и в Средней Азии, свидетельствуют архивные материалы, рассекреченные Службой внешней разведки (СВР) России.

СВР представила во вторник в Москве сборник рассекреченных документов «Секреты польской политики. 1935-1945». Все эти документы публикуются впервые, их объем составляет почти 400 страниц. Причем, по данным СВР, оказавшаяся в ее распоряжении подборка польских архивных документов лучше, чем у нынешнего руководства Польши, сообщает РИА «Новости».

«Среди рассекреченных материалов есть документы польского Генштаба, которые свидетельствуют о том, что в этой структуре было создано специальное подразделение по работе с национальными меньшинствами на территории СССР», — рассказал журналистам на презентации сборника его составитель генерал-майор СВР Лев Соцков.

По словам Соцкова, главными задачами, которые ставил Генштаб Польши в работе против СССР, были дестабилизация обстановки на Украине, в Поволжье и на Кавказе, а также расчленение и уничтожение Советского Союза. «С этой целью спецслужбы Польши создали организацию под названием «Прометей» со штаб-квартирой в Париже, которая управлялась из Варшавы», — рассказал генерал.

Он добавил, что у советской разведки в предвоенные годы в Варшаве были хорошие агентурные позиции, что позволяло СССР получать информацию из польского МИД и документы польского Генштаба. «Большой пакет таких документов оказался в наших архивах. Изучая эти документы, получаешь представление о политике Польши, которая формировалась накануне войны», — отметил Соцков.

По его словам, по всей видимости, нынешнее польское руководство не располагает подобными документами, так как нацисты в годы войны вывезли все польские архивы. «Подобные документы могут быть в США или Англии», — предположил генерал. «Думаю, что полякам надо радоваться, что мы предоставляем возможность ознакомиться с этими документами», — сказал Соцков.

Отвечая на вопрос о политике Польши накануне Второй мировой войны и о ее возможном вкладе в предотвращение войны, Соцков сказал: «На основе документов складывается впечатление, что Польша могла бы сделать гораздо больше для того, чтобы создать систему коллективной безопасности».

При этом он напомнил, что советская сторона в попытке договориться с Великобританией и Францией о создании коллективной безопасности предложила привлечь для переговоров и Польшу, но получила отказ от западных партнеров. Отвечая на вопрос журналистов из Польши об уровне достоверности документов, Соцков отметил, что эти документы «ложились на стол политическому руководству», передает «Интерфакс».

По мнению генерала Соцкова, фальсификации истории в Польше в настоящее время приобрели ранг государственной политики. «Оценки, искажающие реальный ход событий, идут на уровне правительства этого государства. Главная идея — возложить ответственность за начало Второй мировой войны на СССР так же, как и на фашистскую Германию», — сказал Соцков.

«Безусловно, доля вины за развязывание Второй мировой войны лежит и на Польше, поэтому сейчас и предпринимаются попытки исказить исторические факты», — добавил он.

Как отметил Соцков, курс руководства Польши во главе с Пилсудским и Беком (министром иностранных дел) на сотрудничество с фашистской Германией стал роковым для польского народа. По словам генерала Соцкова, Варшава перед началом Второй мировой войны заняла позицию, исключавшую возможность заключения военного соглашения между СССР, Великобританией и Францией при участии польской стороны.

«Вряд ли всю политическую ответственность можно возлагать на Польшу, но именно ее руководство в категорической форме отвергло создание антигитлеровского фронта в 1939 году», — напомнил Соцков.

По его словам, польская позиция, как свидетельствуют документы, не была спонтанной — она формировалась годами. Еще во время визитов Геринга в Варшаву в 1935 и 1937 годах стороны достигли соглашения о том, что Польша поддержит требования Германии о снятии ограничений на вооружения и идею аншлюса Австрии. Германия, со своей стороны, выразила готовность вместе с Польшей противодействовать политике Советского Союза в Европе.

В сборник вошли документы, связанные с польско-британскими отношениями, переговорах Германа Геринга с польским руководством во время его визита в Варшаву, записи бесед представителей МИД Польши с зарубежными коллегами, записка Сталину о документах МИД Польши, шифротелеграммы польских диппредставительств, документы польского Генштаба о разведывательной работе против СССР, записи бесед польского посла в Лиссабоне с премьер-министром Португалии Салазаром, Геринга с маршалом Рыдз-Смиглы.

«В беседе с маршалом Рыдз-Смиглы Геринг заявил, что «опасен не только большевизм, но и Россия как таковая» и что «в этом смысле интересы Польши и Германии совпадают», — сообщил Соцков.

По данным СВР, в августе 1937 года польский Генштаб выпустил директиву № 2304/2/37, в которой записано, что конечной целью польской политики является «уничтожение всякой России», а в качестве одного из действенных инструментов ее достижения названо разжигание сепаратизма на Кавказе, Украине и в Средней Азии с использованием, в частности, возможностей военной разведки.

«Ликвидация гитлеровцами Польши как суверенного государства, превращение ее территории в генерал-губернаторство Третьего рейха — это цена поразительной близорукости польских политиков. Ведь существовала реальная возможность зажать Германию между двумя фронтами, как это было во времена Антанты», — сказал генерал.

По его словам, даже в разгар войны, когда спецслужбы союзных стран считали своей главной задачей работу по Германии, польская разведка в соответствии с установками своего «лондонского правительства» была озабочена постановкой разведывательной работы по Советскому Союзу.

«Разведывательный отдел армии генерала Андерса, сформированной на территории СССР, имел задачей проведение оперативных мероприятий, связанных не только с военными действиями, но и, как говорилось в инструкции, «с потребностями будущего восстания в Польше», а также с необходимостью создания условий для ведения полномасштабной разведки на Востоке в послевоенное время», — сообщил Соцков.

Среди рассекреченных документов — спецсообщение о работе японской разведки с украинской эмиграцией, инструкция командующему польской армией в СССР (армия Андерса), выдержки из секретного отчета польскому эмигрантскому правительству, справка о деятельности резидента польской разведки в Лиссабоне, сведения о действиях польских должностных лиц в период Варшавского восстания и многие другие документы, охватывающие период с 1935 по 1945 годы.

...