25 августа вступает в силу инструкция минюста о процедуре исполнения альтернативных наказаний, таких как обязательные и исправительные работы. Тюремное население России, составляющее сегодня 900 тыс. человек, может сократиться, пишет «Российская газета». Представители Федеральной службы исполнения наказаний пояснили, как будут применяться альтернативные наказания.

Как сообщает newsru.com, обязательные работы заключаются в выполнении осужденным общественно полезных работ, рассказывает начальник управления ФСИН России Федор Ручкин. Осужденные работают бесплатно, но использовать их труд в своих интересах никто не сможет: обязательные работы ограничены, например, стрижкой деревьев, покраской бордюров или уборкой улиц. Такими работами предлагают наказывать более чем по сорока статьям Уголовного кодекса.

Отправлять осужденных «на химию», как в советские времена, не будут, подчеркивает тюремное ведомство. В СССР осужденных на принудительные работы отправляли на стройки народного хозяйства, часто — на химические предприятия (отсюда и название «химия»). Там они жили за забором и под надзором спецкомендатур. Теперь изоляция работникам не грозит.

К исправительным работам могут приговаривать только безработных. Эти люди остаются жить дома, но власти устраивают их на какие-либо местные предприятия, список которых утверждают органы местного самоуправления. Как правило, речь идет о сфере ЖКХ. Из заработка осужденного вычитываются от пяти до двадцати процентов в доход государства.

Возможно, вскоре разрешат отбывать исправительные работы по основному месту работы, указывает подполковник ФСИН Татьяна Никитина. Тогда к исправительным работам можно будет приговаривать тех, кто уже где-то трудится. «Осужденного оставят на рабочем месте, но поставят его на учет в нашу инспекцию. Из зарплаты человека будут вычитывать от пяти до двадцати процентов. А начальник в соответствии с законодательством будет обязан контролировать его поведение», — поясняет Никитина.

Люди, которые уже отбывают наказание в местах лишения свободы, не смогут перейти на принудительные или исправительные работы. Они возможны лишь в том случае, если суд назначил наказание без изоляции от общества. Но сейчас суды редко назначают такие наказания, опасаясь, что осужденные останутся без достаточного контроля, поясняет Никитина.

Новая инструкция четко регламентирует порядок исполнения подобных наказаний и усиливает контроль за осужденными. «Мы надеемся, когда судьи убедятся, что такие виды наказания реально исполняются (а они — исполняются, могу вас заверить), то суды станут чаще использовать именно их, — указывает представительница ФСИН. — А это в конечном счете может снизить число заключенных. Люди, которые еще вчера шли в места лишения свободы, завтра будут приговариваться к обязательным или исправительным работам».

«Многие считают, если человека осудили без лишения свободы, то он остается безнаказанным. Это абсолютно не так, — уверяет Ручкин. — Наши инспекции очень жестко осуществляют контроль за осужденным как условно, так и к другим видам наказаний, не связанным с лишениями свободы. Малейшая провинность со стороны осужденного, малейшее невыполнение обязанностей, возложенных судом, и человек рискует оказаться в колонии».

Другое альтернативное наказание — это ограничение свободы, то есть домашний арест. Например, осужденному могут запретить выходить из дома в определенное время суток, посещать какие-то места или выезжать за пределы муниципального образования. Этот новый вид наказания предполагается ввести в действие с 2010 года.

«Согласно проекту закона, если осужденный будет допускать нарушения режима отбывания наказания, ему вынесут сначала предостережение, потом предупреждение. А если не подействует, то отправят в места лишения свободы», — указывает Ручкин.

Для контроля за осужденными предполагается использовать средства электронного мониторинга — электронные браслеты. Сейчас эксперимент по их использованию проходит в Воронеже, в нем участвуют осужденные из колоний-поселений и осужденные условно, которым запрещено покидать свои дома ночью. Средства на эксперимент выделила Европейская комиссия.

Сколько будет стоить система слежения за осужденными, пока неясно. Электронные браслеты российского производства лишь разрабатываются, хотя уже есть опытные образцы. Когда они пройдут испытание, можно будет говорить, во что обойдется введение электронного контроля.

...