19 декабря прошло первое заседание Совета для организации видеотрансляций с избирательных участков. Эта структура была создана после распоряжения Владимира Путина, которое он дал в ходе «прямой линии» с гражданами. Глава кабинета министров поручил Минфину и Минкомсвязи вместе с Центризбиркомом заняться установкой веб-камер в местах для голосования. Совет возглавил замглавы ведомства Илья Массух, а в его состав вошли представители Центризбиркома, ЦИК, депутаты Госдумы и представители общественных организаций, пишут «Известия».

Как объявили в Минкомсвязи, на реализацию будет потрачено до 15 млрд рублей, трансляции с мест голосования будут идти на сайтах ТИКов. «Должна быть обеспечена возможность доступа к трансляции с каждой камеры не менее чем 20 тыс. зрителей», — заявил замминистра Илья Массух. Всего необходимо 300 тыс. камер (по 1-3 камеры на один участок).

Член совета, депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев рассказал «Известиям», что обсуждение новации получилось бурным.

— Было довольно много споров, связанных с тем, как эта трансляция будет организована. Есть решение которое изначально было предложено «Ростелекомом», — это сделать жесткую вертикальную модель, когда на каждый участок покупается компьютер, камеры. Они объединяются в единую сеть, соединяются серверы, и с этих серверов, специальным образом созданных, люди смотрят трансляцию с этих самых участков, — рассказывает депутат.

Другой член совета – депутат-«единоросс» Роберт Шлегель считает, что сама идея очень сложна в реализации.

— Для обеспечения трансляций с такого количества камер требуется число серверов, сравнимое со всеми серверами Google. Столько камер могут просто отрубить интернет на территории России. Кроме этого во многих населенных пунктах просто нет быстрого интернета, а где-то вообще есть только сотовая связь. Там не получится обеспечить нормальную трансляцию. Поэтому лучше приложить усилия к тому, чтобы обеспечить трансляцию только в городах с населением от 5-10 тыс. человек, — полагает Шлегель.

Впрочем, по словам Пономарева, в данном вопросе важна не столько трансляция, сколько возможность потом просмотреть спорные моменты на видеозаписи.

Еще один важный вопрос, по его словам, — это организация звука на пленке. «Первоначально этого в проекте не было, хотя это является очень важным. С этим согласились и Минкомсвязи, и Ростелеком», — рассказывает Илья Пономарев.

Для реализации идеи также необходимо внести изменения в законодательство. Речь идет прежде всего об изменениях в Уголовно-процессуальный кодекс. Дело в том, что сейчас пленки, используемые на избирательных участках, могут не приниматься судами как доказательство преступления. Решили разработать и внести поправки в законодательство для того, чтобы снятое адекватно воспринималось в судах, рассказывает Пономарев.

Но самое интересное — конкурса на поставку оборудования не будет. Илья Массух объяснил это спешкой: нужно успеть к выборам президента в марте следующего года.

— Ответственное федеральное ведомство просто заключает с исполнителем договор, который называется «закупка из единственного источника». Стоимость работ каким-то непубличным образом «осмечивается» исполнителем и органом власти, — рассказывает о процедуре известный специалист по госзакупкам, гендиректор Лаборатории интеллектуального анализа данных Иван Бегтин.

В чем главная особенность таких контрактов? По словам эксперта, при конкурсе и аукционе вся информация доступна онлайн. Но в тех случаях, когда происходит закупка из единственного источника, информация раскрывается в очень ограниченном объеме. «В реестре контрактов публикуется коротенькая запись – кто заказал, кому заказал и сколько денег потрачено. И все», — сетует специалист.

А Роберт Шлегель уверен, ни в коем случае нельзя «делать все централизованно».

— Очень сложно закупить у одного поставщика одному ведомству столько камер. Это надо передать в регионы, пусть губернаторы за это отвечают. И используют уже имеющуюся инфраструктуру – например, средства видеонаблюдения, — предлагает «единоросс».

...