Национальная безопасность США оказалась под угрозой, степень которой увеличивается год от года. Причиной этого является возросшее число случаев использования поддельных деталей в военной электронике: от оружейных систем до аппаратуры самозащиты самолетов. В большинстве случаев поддельная электроника, не отличающаяся надежностью и производительностью, привозится в США из Китая. Для борьбы с контрафактом американские военные намерены равняться на национальное Агентство противоракетной обороны, которое сумело значительно снизить частоту попадания поддельных деталей в свою электронику.

С приветом из Китая

Впервые неутешительные данные об использовании контрафакта в январе 2010 года обнародовало министерство торговли США. По данным ведомства, если в 2005 году было зафиксировано 3868 случаев обнаружения поддельных деталей в военной продукции, то в 2008 году этот показатель увеличился до 9356. Эти сведения послужили поводом для расследования, которое провела Комиссия Сената США по вооруженным силам (ASC). Инициаторами расследования выступили сенаторы Карл Левин и Джон Маккейн. В общей сложности комиссия проверила 1800 зарегистрированных за последние два года случаев обнаружения контрафакта в военной продукции, отследив по сотне из них полную цепочку поставщиков поддельных микросхем.

Как следует из доклада, опубликованного на сайте Левина, в рамках 1800 описанных случаев импорта контрафакта в США попали более миллиона различных электронных деталей. Попытавшись внимательно изучить сто из них, комиссия обнаружила, что более чем 70 процентов поставок поддельных деталей были осуществлены из Китая. Еще в 20 процентах случаев детали привозились из Канады и Великобритании, «известных поставщиков контрафактных деталей, произведенных в Китае». Согласно выводам ASC, «эпицентром» распространения поддельных электронных деталей является китайский город Шэньчжэнь.

Как правило, под термином «контрафакт» подразумевается нелицензионное производство или копирование продукции. В своем докладе ASC использует этот термин в основном для обозначения электронных деталей и компонентов, уже бывших в употреблении, перемаркированных и перепроданных под видом новых. В этом же ключе термин используется министерством обороны США и военными подрядчиками. По данным сенатской комиссии, хотя Шэньчжэнь и является «эпицентром» распространения контрафактных деталей, поддельные микросхемы нередко поставляются и из других городов китайской провинции Гуандун.

В большинстве случаев, утверждает ASC, речь идет не о деталях непосредственно китайского производства. Как правило, китайские компании скупают в США и по всему миру всевозможные отходы электроники, которые доставляются в Гонконг. Там специализированные предприятия отпаивают электронные детали от устаревших плат, «отмывают их в реке и высушивают на тротуарах», после чего чипы и транзисторы попадают в руки китайских фирм в Шэньчжэне, занимающихся перепродажей электронных компонентов. По мере продвижения деталей по цепочке с них удаляются серийная маркировка и пометки о времени производства, после чего на чипы наносится новая маркировка, нередко даже не соответствующая самой детали. На выходе получается микросхема, внешне неотличимая от только что произведенной.

Все осложняется тем, отмечается в докладе, что жизненный цикл электронной продукции в несколько раз меньше, чем военной. Например, те или иные процессоры могут выпускаться на протяжении двух-трех лет, после чего они снимаются с производства, а им на смену приходят новые. При этом военные системы призваны служить десять-двадцать лет, и их электронные компоненты за это время существенным образом не меняются. Для поддержания работоспособности этих устройств американские компании, занимающиеся техническим обслуживанием, вынуждены обращаться к сторонним фирмам, специализирующимся на производстве и поставках электронных компонентов, уже снятых с производства. Нередко бывает, что такие фирмы на самом деле не обладают собственными производственными мощностями, а скупают необходимые детали на открытом рынке.

Например, в середине августа 2011 года американский авиастроительный концерн Boeing, разрабатывающий патрульный самолет P-8A Poseidon, уведомил командование ВМС США, что на самолеты по ошибке были установлены бывшие в употреблении и впоследствии восстановленные системы обнаружения обледенения крыла. Контрафактная продукция была поставлена британской компанией BAE Systems, специализирующейся на производстве таких систем. Любопытно, что о контрафактности систем BAE Systems сообщила Boeing еще в январе 2010 года, однако американский концерн по какой-то причине не стал сразу передавать эту информацию военным.

В ходе расследования ASC выяснила, что большая часть компонентов в системе была куплена у японской компании A Access Electronics, подразделения китайской A Access Electronics, работающей в Шэньчжэне. По данным комиссии, цепочка выстроилась такая: A Access Electronics продала электронные детали для систем американской компании Abacus Electronics, та перепродала их британской Tandex Test Labs, а уже эта фирма поставила их BAE Systems. В общей сложности Tandex закупила и поставила BAE Systems 300 одинаковых комплектов деталей для системы обнаружения обледенения, проверив на контрафактность только 50 из них.

Поддельные детали были установлены и на военно-транспортные самолеты C-27J Spartan, 11 из которых уже поставлены ВВС США, причем два транспортника в настоящее время выполняют полеты в Афганистане. Самолеты были произведены итальянской компанией Alenia Aeronautica, а их дооборудованием под стандарты США занималась американская компания L-3. Эта фирма в середине сентября 2011 года уведомила командование ВВС США, что на восемь транспортников, включая и те, что отправлены в Афганистан, могли быть установлены 38 контрафактных чипов видеопамяти, входящих в систему вывода изображения на информационные дисплеи в кабине пилотов. Поломка этих чипов может привести к искажению видеоинформации или полному отключению экранов.

Комиссия внимательно изучила этот случай и пришла к выводу, что контрафактные чипы были куплены у китайской компании Hong Dark Electronic Trade в Шэньчжэне. Китайская фирма перепродала детали американской Global IC Trading Group, а та поставила их L-3. Поддельные чипы были установлены в видеоподсистему более чем 500 дисплеев, которые, помимо C-27J, возможно, были смонтированы и на транспортниках C-130J Super Hercules, C-17 Globemaster III и вертолетах CH-46 Sea Knight (версия CH-47 Chinook для Морской пехоты США). В общей сложности на протяжении нескольких лет Global IC продала L-3 более 28 тысяч электронных компонентов, купленных у Hong Dark.

В еще одном случае, подробно описанном ASC, поддельные транзисторы были установлены компанией Raytheon в фильтры электромагнитных помех на вертолетах SH-60B Seahawk. Выход из строя этих фильтров может стать поводом для отказа систем самозащиты вертолетов, систем ночного видения и наведения ракет AGM-114 Hellfire. Начальным продавцом поддельных транзисторов является китайская компания Huajie Electronics в том же Шэньчжэне. Эта фирма продала детали британской компании Pivotal Electronics, та, в свою очередь, перепродала их американской E-Warehouse, которая поставила их Thomson Broadcasting в Массачусетсе.

Массачусетская компания затем поставила транзисторы американской Technology Conservation Group (TCG занимается переработкой и продажей электроники). Поскольку транзисторы, по данным TCG, пришли в оригинальной упаковке, они были сочтены новыми и перепроданы Texas Spectrum Electronics, а та уже поставила их Raytheon. По данным ASC, в некоторых случаях длина цепочки, по которой проходят поддельные китайские микросхемы, может насчитывать десятки компаний. В целом же до сих пор контрафакт был обнаружен в компьютерных подсистемах ракетного комплекса THAAD, транспортниках C-17, C-130J, C-27J, патрульных самолетах P-8A, ударных вертолетах AH-64D Apache и многоцелевых вертолетах SH-60B и CH-46.

По оценке ASC, с учащением случаев применения подделок в военной сфере растет и угроза национальной безопасности, поскольку устройства теряют в надежности и производительности. Даже в тех случаях, когда контрафактные детали проходят все тесты на надежность, все равно сохраняется высокий риск их отказа. В настоящее время проверкой случаев обнаружения контрафакта занимается и Служба криминальных расследований (DCIS) Пентагона. Ее специалисты тщательно изучают 225 случаев, в том числе и установку поддельных чипов памяти на C-27J.

Борьба с подделками

Бороться с проникновением подделок на американский военный рынок сенаторы намерены законодательно. В 2012 году в американские законы может быть внесена поправка, которая обяжет фирмы за свой счет заменять поддельные микросхемы и транзисторы, установленные в электронные системы. Действующая в настоящее время законодательная система предусматривает такую возможность, однако прежде чем обязать фирму менять подделки за собственный счет, Пентагону необходимо доказать, что компания заведомо знала, что приобрела контрафакт. По этой причине расходы на замену поддельных деталей, как правило, ложатся на военный бюджет, ежегодно «съедая» миллионы долларов.

Ракетный комплекс THAAD. Фото с сайта fas.org
Ракетный комплекс THAAD. Фото с сайта fas.org

Еще одним возможным способом борьбы с подделками может стать путь, по которому пошло Агентство противоракетной обороны (MDA) США. 8 ноября 2011 года в Вашингтоне состоялись слушания, посвященные итогам расследования ASC. На слушаниях выступил руководитель MDA Патрик О’Райли. По его словам, после того как он занял пост в 2008 году, руководство MDA приняло решение ужесточить систему поставок электронных деталей и комплектующих путем особой сертификации поставщиков. По итогам проведенной проверки, 61 процент компаний, с которыми прежде сотрудничало MDA, не смогли предоставить документацию, подтверждающую подлинное происхождение продаваемых ими деталей. Эти фирмы были исключены из списка поставщиков агентства.

Кроме того, в 2009 году О’Райли подписал приказ, запрещающий сертифицированным поставщикам MDA покупать требуемые детали у сторонних компаний без соответствующего разрешения руководства агентства. Таким образом, официальные подрядчики MDA обязаны покупать детали либо у оригинальных производителей, либо у сертифицированных компаний. Благодаря такому подходу, отметил О’Райли, агентству удалось добиться значительного сокращения случаев попадания контрафакта в военные системы.

Видимо, если США не предпримут жестких шагов по регулированию поставок, поддельные электронные компоненты в военных системах будут встречаться с каждым годом все чаще и чаще. Причиной этому будет не только стремление сторонних компаний наживаться на перепродаже комплектующих. По оценке ASC, распространению контрафакта способствует и интернет — многие китайские компании осуществляют продажу перемаркированных микросхем и транзисторов именно через глобальную сеть. При этом качество перемаркировки повышается, а значит военным поставщикам становится труднее отличить подделку от оригинала.

Впрочем, представители некоторых американских оборонных компаний, присутствовавшие на слушаниях, заявили, что если в ходе проверок на надежность не удалось выявить подделки, то все компоненты, использованные в той или иной электронной системе, могут считаться новыми и оригинальными. Более того, даже если удалось вычислить подделку и она прошла всевозможные испытания, деталь может быть установлена на военную систему. В частности, один из инженеров Boeing заявил, что бывшие в употреблении микросхемы могут быть такими же надежными, как и новые. Главное, чтобы эта деталь не отказала в самый неподходящий момент.

Василий Сычев, Lenta.ru

...