Юрий Шевчук научил воронежцев жить «иначе», и обещал вскоре вернуться «с проверкой»
Мы уже писали о том, что в нашем городе побывал легендарный рок-музыкант Юрий Шевчук, который вместе с группой ДДТ представил на суд воронежцев свое новое детище – программу «Иначе».
Воронеж оценил новые веяния в творчестве рокеров одним из первых. Несмотря на волнения Юрия Юлиановича, воронежские поклонники коллектива восприняли программу так как надо, то есть «непонятым» Шевчук со сцены не ушел. Да и как можно было не оценить грандиозное шоу с потрясающим звуком, светом и громадным экраном на сцене «Юбилейного», на котором на протяжении всего концерта транслировалось арт-хаусное видео, снятое к каждой песне нового альбома. К примеру, под песню «Родившимся этой ночью», на холсте экрана поклонники увидели панораму XXI съезда КПСС, а под «Кризис» (со словами «Мою родину сожрал СПИД») — нескончаемые удары кулаком по стеклу. «Зацепила» песня-призыв «Эй ты, кто ты?», а лиричные «Пустота» и «Когда ты была здесь» заставили взгрустнуть… Последняя строчка «Проводника», со словами «Нет, не рабы мы!» звучала словно аутотренинг, который тут же поддержали и воронежцы. Заключительная песня первого блока концерта — «Юго-западный ветер» — как бы оставила открытым окно в будущее, где «завтра все будет иначе»…
В общем, впечатлило! Как охарактеризовал увиденное один из поклонников коллектива: «Эффектно, мощно, со вкусом…» Ну а когда полтора часа «нового звучания» коллектива истекли, Шевчук выдал на гора старое и любимое всеми без исключения: все варианты «Осени» («Последняя осень», «Осень» и «Осенняя»), «Просвистела», «Родина»… Под конец концерта «Юбилейный» больше походил на взбесившийся улей. «Что же будет завтра с нами?», — пропел строчку из «Осени» Шевчук и тут же ответил на свой вопрос. «Мне кажется, никто не ответит на этот вопрос. Все зависит от нас самих! Не надо верить ни в доброго царя, ни в героя, нужно самим тащить жизнь, греть ближних, любить их… Только тогда у нас будет замечательная, добрая, светлая Россия…» Под конец Шевчук, пообещал почаще наведываться в столицу Черноземья. Шутка ли – последний раз ДДТ выступала у нас 8 лет назад!
За день до концерта Юрий Шевчук как всегда встретился с пишущей братией и рассказал о наболевшем. Старый рокер, и просто умудренный жизненным опытом человек через средства массовой информации пытался донести до воронежцев наболевшее. Причем, не стесняясь в выражениях. Даже свое нелицеприятное мнение о действующей власти, Юрий Юлианович высказал со свойственной ему прямотой. В общем, от общения осталось мнение как о человеке честном, бескомпромиссном, и очень сильном духом. А еще порадовало отсутствие какой бы то ни было звездности. Попивая чаек в кофейне отеля «Феникс», Юрий Юлианович больше походил на старого доброго соседа по лестничной клетке, нежели на кумира нескольких поколений. Вот оно – искусство перевоплощения!
«В 80-е годы в каждом кабаке сидело по Стасу Михайлову»
— Юрий Юлианович, вы сделали потрясающую программу и беспокоитесь, пойдет ли народ. А почему никто не занимается ее продвижением?
— Чтобы продвигать творчество, надо дружить с сильными мира сего. Мы принципиально с ними финансово не общаемся, не рекламируем пиво, алкоголь, политику. А сейчас же все на политике. Поэтому никто нас не продвигает, и, слава Богу. Да и в принципе, у рок-н-ролла такого продюсера как в попсе быть не может, потому что рок-н-ролльщик — существо свободное. Вы только подумайте — как мне кто-то может указывать как петь, что делать, что одевать… Это не про меня. Есть такое понятие — «поющие трусы». А я новое придумал – «музыкальный вибратор». Я же не музыкальный вибратор! Меня по ящику не показывают. Конечно, это сказывается на нашей карьере. Но я уповаю на то, что в России масса народа интересующегося хорошей музыкой. А не только те, кто ходит на Стаса Михайлова.
— Не можете простить ему бешеной популярности?
— Для меня его популярность вообще загадка. Это же обычная средняя ресторанная музычка. Видимо у людей проснулась ностальгия по Советскому Союзу. Я помню 80-й год, когда в кабаке «Огни Уфы» я мог на трояк купить шкалик водочки, пивка «Жигулевского», салат «Оливье», пачку «Ту-134», познакомиться с девушкой и угостить ее. И в качестве музыкального приложения послушать Стаса Михайлова 80-го года. И все за три рубля! Такие стасы михайловы сидели в каждом кабаке! Пели, правда, The Beatles и Led Zeppelin. А сейчас играют непонятно что. Вкусы изменились, людям забили «баки». Почему на концертах Стаса Михайлова оливье не ставят? Было бы вообще круто! Но это не культура, конечно, это ностальгия. И я никого не осуждаю. Должны же мы, в конце концов, под что-то кушать.
— На рок-фестивалях давно выступали?
— В последнее время рок-фестивали стали какими-то массовыми сборищами любителей караоке. Выступает, к примеру, группа «Чайф» и затягивает: «Поплачь о нем, пока он живой…» Песня хорошая, весь зал подпевает и рыдает. Но сколько можно-то? Ничего нового вообще нет! Ни у кого! Ни одной новой песни! Я сейчас проехался по рок-фестивалям – такой шоу-бизнес кругом! Вот мы на «Нашествии» попытались выступить с «Иначе», так мне чуть голову не отпилили. Не понравилось! Надо было петь что-то «убойное», а песни для мозгов там петь не принято.
Почему сейчас молодежь читает рэп и не ходит на рок-концерты? Потому что рок-музыка стала шоу-бизнесом. А рэп — он абсолютно демократичен. Я тоже могу на коленке постучать и прочитать текст. И не нужны вот эти груды аппарата, экраны, свет, промоутеры, продюсеры – ничего не нужно. Приехал в клуб, собрал 30 чуваков, прочитал рэп, пустил шляпу, и поехал дальше. Ништяк! Мы, пожалуй, одна из последних серьезных групп, которая работает над большими программами. Серьезная музыка уходит, и это печалит. Ведь раньше этого было немало, а сейчас… или караоке, или на коленке. Но этого мало. Должны быть концерты – интересные, постановочные. Без этого мы теряем что-то в музыкальном развитии.
«В президенты не пойду! У меня ёлки!»
— Юрий Юлианович, вы случайно в политику, в президенты не собираетесь? Вроде бы, ходили такие слухи…
— В политику не собираюсь.
— Почему?
— Потому что я сделал новую программу, и теперь буду катать ее. Это как в том анекдоте, помните? Старый актер работает где-то в Туле, и вдруг в декабре ему звонок из Голливуда: «Вы назначены на главную роль». На что он отвечает: «Извините, не могу — у меня елки!» Вот я примерно из тех же. У меня елки!
— Ваша встреча с Путиным стала притчей во языцех, и давно растаскана на цитаты. Если бы вы снова встретились с Путиным, о чем бы говорили сейчас?
— Сейчас я бы вообще не стал встречаться, ни с Путиным, ни с Медведевым. У мен нет к ним никаких вопросов. Особенно в связи с последними назначениями и прочими событиями. Это игра уже даже не в шахматы, а в поддавки. Все очень предсказуемо. История вообще рифмуется, как сказал один умный человек. Ну, будет через 12 лет Путин четырежды герой России — круче, чем Брежнев! А может уже и не будет, может, лет через шесть мы все-таки выберем какую-то свежую кровь. Я на это надеюсь и молю Бога. А что касается вопросов, так они на мои предполагаемые вопросы отвечают с утра до ночи. Только вот я не готов довольствоваться банальными ответами, клише и штампами, которыми дурят головы молодым людям. Нам рассказывают, где черное, где белое, уверяют, что надо иметь сто холодильников и пятнадцать машин и т.д.
Сейчас какой центральный федеральный канал не включи, слышишь одно: «Путин – спаситель России», «Единая Россия» – спасет всех! Все, блин, спасают Россию! Вы не находите сходства с серединой 19 века? Вспомните 1830 год, времена Николая Первого. Было все тоже самое, те же спасители России! Николай Первый забил «баки» интеллигенции в образе Пушкина, называл себя революционером, говорил декабристам: «Так я тоже за перемены!» Прямо как Медведев… Потом декабристы рыдали перед виселицей и каторгой, и говорили: «Что же мы натворили!» Все повторяется, друзья мои. Так что, о каких вопросах вы говорите. У меня вопросы есть к себе самому, и к людям нормальным — которые работают, тянут лямку, выживают. Служивые, бюджетники, любые другие. Пусть даже бизнесмены, главное, чтоб Человек был, чтоб он бился за себя, семью свою, за Родину… И чтобы не воровал цинично, не врал, не жил за счет ближнего своего. Вот с этими людьми я общаюсь. А с теми – нет! Читайте историю, дорогие мои! Не зная ее, мы наступаем на одни и те же грабли.
– За кого пойдете голосовать, если пойдете?
– Я думаю надо идти. Если я не пойду, думаю, мой бюллетень использует какая-нибудь партия. Хотя сейчас спор идет большой. Если честно я настолько был занят новой программой, что выключился из политической жизни. Сложно сейчас сказать, за кого буду голосовать. Но могу сказать, что я никогда не буду членом никакой партии из всех существующих в истории цивилизации. Не был и никогда не буду. У художника хозяин – Бог. А партия – это очень серьезно, это партийная дисциплина, явки, газета «Искра» и все такое в том же духе. Заниматься экспроприацией и организовывать различные движения — это серьезная работа, и я к ней пока не готов.
— С такими высказываниями вам еще разрешают работать? Никаких административных барьеров не ощущали?
— Работать нам разрешают, но из «ящика» нас вырезали — федеральные каналы нас вообще не показывают.
— Ну почему, полгода назад я видела небольшой репортаж с вашего концерта на каком-то канале…
— Ну да был… Хотя я сожалею, что страна у нас смотрит телевизор. Вы лучше зайдите в Интернет — там «Гугл» вывесил наш новый альбом. Это, кстати, впервые с отечественной рок-группой. Для нас большая честь, что такая интернет-компания поддержала нас – там можно прослушать альбом бесплатно. А можно на Ю-тубе скачать — поддержать отечественного производителя Юрия Юлиановича.
– Армен Григорян нам рассказывал, мол, ему настолько надоело, что после концерта «отцы города» хотят с ними «посидеть», что пришлось оградить себя от этого, включив в райдер соответствующий пункт…
– А я никогда и не сидел с «отцами города». Меня невозможно заставить сделать то, чего я не хочу. Никому еще не удавалось. Я всем открыт — с радостью приму всех, в том числе и «отцов города», на нашем концерте. Но я не хожу по вызовам в бани, и там не пою. Тоже самое касается и корпоративов. Это не мое, и вы давно это знаете. Для меня это диковато. Смешно. У меня много друзей из разных социальных кругов. Если ко мне на концерт придет президент, я буду рад – может, он что-нибудь поймет. Если не придет, я не шибко расстроюсь. А сам я ни на какие тусовки в политических кругах не хожу, хотя иногда зовут. Просто я себя в таких компаниях некомфортно чувствую среди мускулистого раздолья, мне это противно. Я пытался несколько раз выслушать людей, но все это кончалось дракой, и поэтому я прекратил ходить. Одному газпромовскому, помню, стул об голову разбил. Знаете такое выражение — не место красит человека, а человек красит место. Так вот в некоторые места ходить не стоит, потому что оттуда выползешь весь заляпанный грязью. Как сказано в Писании, не стоит метать бисер перед свиньями.
«Бутусов сейчас обрел гармонию, а Гребенщикова ломает…»
— Почему вы не пришли на юбилей к Бутусову в Москве?
— Я был у него на юбилее в Питере. Там была Земфира, «Пикник», я — был очень хороший концерт. В Москву приехать не получилось, потому что мы 20-го мы уже выехали на гастроли. А так бы я с радостью! Я Славу обожаю! Он как-то изменился в последнее время. Я его помню разного, и во времена исканий, и депрессий. Он очень человек очень нежной психики, на нерве, что называется. А сейчас он обрел гармонию, и находится в мире с миром. Я ему где-то даже завидую.
— Обрел гармонию, как БГ?
— Нет, Гребенщикова сейчас ломает. Он пытался научить чему-то нашу власть, а в итоге она его обучила. Боря переболел интеллигентской болезнью, когда считаешь, что художник может влиять на власть. Его высокоинтеллектуальные беседы с Сурковым — как раз симптомы этой болезни. Мы его за это немножечко критиковали, но потом, когда эти беседы вышли ему боком, он и сам понял, что на серость невозможно никак влиять. Ее только нужно менять.
— Вы, я слышала, занимаетесь благотворительностью…
— Меня этим заразила Чулпан Хаматова. Мы много работали — пели детям, собирали деньги. Мы дали пять концертов за 5 лет, собирая по 200-300 тысяч евро за каждый. Потом Чулпан добралась до Путина, схватила его за жабры и мы, наконец, построили лечебницу для детей, больных лейкемией. Чулпан – святая! Она сама имеет трех детей, и у нее вся квартира меньше той комнаты, в которой мы сейчас с вами сидим. Настолько у нее помыслы чисты, настолько это светло и ясно. Чулпан — безупречный авторитет в нашей стране, для меня, по крайней мере, один из немногих авторитетных людей, безгрешных. Поэтому я всегда с удовольствием откликаюсь на ее просьбы.
— Сейчас в кинотеатрах стартовал фильм «Жила-была одна баба», в котором снимались и вы… Хотите еще поработать на актерском поприще?
— Ой, да я там проскакал полторы секунды. Меня вырезали отовсюду, и слава Богу. Несмотря на то, что я там в папахе и с шашкой, все глядя на меня, вспоминают «Что такое осень». Моя рожа уже примелькалась, таких, как я, нельзя снимать в кино. Как меня ни крась, какую звериную рожу не корчи, все равно я добряк, очкарик, Шевчук. Я Смирнова уговаривал меня совсем вырезать, но какие-то кадры все же оставили. Я там пою песню «Трансвааль» — это был хит фронтовиков 19 века, тех, кто тогда воевал в Африке против англичан. Во времена интернационалистов, эту песню заказывали в каждом кабаке, и рыдали, вспоминая то время. Я ее спел выезжая из леса на коне со своей братвой. Довольно весело получилось.
«Надеюсь, «Форбс» «накаркал», и я заработаю миллион!»
– Вы в этом году вошли в рейтинг Форбс, причем оказались на 45 месте…
– Ну да, они меня «порадовали».
— Слышала, вы очень оскорбились, и хотите подать на них в суд…
— Меня это не то чтобы оскорбило… Просто, когда ты по уши в долгах — а продакшн программы дорогой и визуализация каждого трека огромных денег стоит (сами подумайте – на каждую песню снять маленькое арт-хаусное кино!) – и какие-то шутники пишут такие вещи, становится странно. Впрочем, я лишь посмеялся над этим. Это уже в прессе стали писать, что я возмущен. В суд я ни на кого подавать не собираюсь. И надеюсь, что эта публикация пойдет мне во благо – вдруг они «накаркали», и я действительно заработаю миллион. Это было бы неплохо!
– На что потратите?
– У меня есть кому помочь, и на что потратить.
«Пусть сын живет в коммуналке, главное – чтоб не был подлецом!»
– Старшему сыну квартиру купить? Вы как-то рассказывали, что Петр живет в коммуналке с соседями алкоголиками…
— Ну, братья-алкоголики уже съехали, осталась мама. А что касается квартиры, то тут вы ошибаетесь. К детям я отношусь строго — они должны не мажорить, а учиться выживать самостоятельно. Это пригодится в будущем. По-моему вообще бред говорить, что ребенок должен жить лучше меня. Ни один ребенок не живет лучше папы и мамы, он живет просто иначе. Как жить – он должен выбрать сам. Моя единственная задача – сделать так, чтобы сын не был сволочью, уродом, подлецом, циником. Главное, чтобы он был человеком. А остальное он должен сам придумать в своей жизни. Так меня воспитывали родители, так я воспитываю своих детей…
– Петр не просился к вам пожить?
– Нет, он с удовольствием от меня сбежал.
– Он не может заработать на квартиру или не хочет?
– Пока не может.
– А почему вы не возьмете его к себе на работу?
– Петр время от времени помогал в создании программы «Иначе» — стоял за камерой, снимал музыкантов. Но ему это быстро надоело. Он еще в поиске, и параллельно бегает за девчонками, делает сайты — получает штуку баксов за сайт. В общем, зарабатывает, как может. Он абсолютно современный компьютерный человек. Придаток Apple.
– И небось плакал по Стиву Джобсу?
– Не знаю, я еще не спрашивал. Наверное.
— Чем ваш младший сын занимается?
— Учится. Вы прямо как из журнала «Семья и дети» — старший сын, младший сын… Моя семья – это моя семья, я не люблю много об этом говорить. Считаю, что никакого общественного интереса это не должно вызывать. Могу лишь сказать, что очень люблю свою семью. Моей маме 86 лет и весной мы сделали выставку ее живописи. Можете себе представить — она до сих пор рисует, пишет. Когда себя хорошо чувствует. Вот она для меня — пример служения искусству. Мама — заслуженный художник. У нее была тяжелейшая жизнь – колыма, война. Но ее страсть к искусству ничто не поколебало. И это меня потрясает. Мы сейчас ей сделали операцию, у нее же катаракта. А вы сами понимаете, что значит зрение для художника. Она прозрела, и это было огромное счастье. Я смеюсь теперь, говорю – ну ты теперь у нас зоркий сокол. Сейчас у нее масса грандиозных планов – написать то, и это. 86 лет – а человек живет искусством!
«Секс, наркотики, рок-н-ролл» — выражение дураков!»
— Какую музыку вы бы посоветовали слушать детям?
— Безусловно, начать с Чайковского, а закончить Бетховеном и Шостаковичем. Детей это очень сильно развивает. Другую музыку они и без вас услышат. Я своим ставил именно такую.
— Помогло?
— Не знаю.
— Где вы планируете показать новую программу?
— Мы хотим с ней проехать по всем странам СНГ и бывшим союзным республикам. Но в Грузию или Армению, где нет аппаратуры, везти ее из Питера очень накладно. Иначе я вернусь оттуда без трусов. В Армении миллион жителей, по-моему остался, а в Грузии – два. Все разъехались. Играть не перед кем уже, мало молодежи осталось. Мы ведь везем программу из Питера. Мы ведь в эту программу вложились не только душевно и духовно, но и материально. У нас есть рабочая совесть, смею вас уверить. Мы сделали действительно крутую программу. Я редко хвалюсь, но это факт. Поэтому хотелось бы как-то окупить расходы…
— Как вы относитесь к расхожему выражению «секс, наркотики, рок-н-ролл»?
— Легкий идиотизм! Это выражение дураков, оно мне никогда не нравилось!
Марина Хоружая,
Фото автора
Подписывайтесь на Вести ПК в Дзен.Новости , Дзен , Google News , Телеграм-канал , Twitter , Вконтакте
комментария 2
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
За последнее время в АРМЕНИИ, конкретнее в ЕРЕВАНЕ выступали такие великие артисты как Йэн Гиллан, Серж Танкиан, Йэн Андерсон, Борис Гребенщиков, Джо Коккер…
Йэн Гиллан дал два сольных концерта, потом вернулся уже в составе »Deep Purple», Jethro Tul приезжали к нам несколько раз, у нас выступали так же Uriah Heep, и даже Пласидо Доминго …. я не говорю уже а полно известных классических и рок музыкантов, которые часто выступают у нас… их имена я тоже могу назвать при необходимости …
Все это я написала потому, что хочу подчеркнуть, что все остались в трусах после концертов, все они собрали полный зал … и молодежи у нас, будьте уверенны, достаточно….
Если господин Шевчук, к которому я испытываю огромное уважение, думает, что не придут именно на их концерт, это уже другое дело, но прошу впредь не отзываться, если вы не владеете информацией о концертных деятельностях в АРМЕНИИ
спасибо … Лена из Еревана
Меня зовут Марта. Я из Армении. Была вашей большой поклонницей до того, как прочитала это интервью. После того, как прочла, стало очень обидно. Обидно в первую очередь за оскорбительный тон формулировки. Если бы дело было лишь только в аппаратуре, то выразиться можно было бы намного корректнее. По мне — это обычная дискриминация.
А разве музыканты не творят в первую очередь для своих поклонников? Неужели столь почитаемая мною группа ДДТ тоже поддалась монетизации исскуства? Таким образом, можно сделать вывод, что группа ДДТ благоволит играть лишь для тех поклонников, которые проживают в городах и странах с многомиллионным населением и наличием музыкальной аппаратуры. Я же наивно полагала, что истинный музыкант – бескорыстный музыкант, который, зная, что его ждут и любят, приедет и сыграет для своих фанатов, не зависимо от технических или «политических» проблем.
У вас в Армении были тысячи поклонников. У большинства, прочтя ваше заявление, появилось такое же чувство негодования, как и у меня, что активно обсуждается на фейсбуке, твитере и других социальных сетях.
Прочитав ваше высказывания, мой отец – который научил меня любить ваше творчество, сказал:« Не ожидал. Юрий Шевчук всегда отличался высоким интеллектом и чувством такта. Я разочарован.»
P.S. Население Армении составляет 3,090,000 человек. Грузии — 4,450,000 (http://www.worldbank.org/). Многие были вашими большими поклонниками. Вы их глубоко обидели.