11-12 октября 2011 года Воронежским УФАС России совместно с Воронежским государственный университетом был проведен Межрегиональный научно-практический семинар-совещание на тему «Актуальные вопросы применения законодательства Российской Федерации о рекламе. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика».

В мероприятии приняли участие представители ФАС России, судейского сообщества, члены экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Воронежском УФАС России, преподаватели, аспиранты и студенты ВУЗов Воронежа, представители рекламного бизнеса (рекламодатели, рекламораспространители, рекламопроизводители), саморегулируемых организаций, административных структур, контролирующих деятельность СМИ.
Открывая семинар, заместитель руководителя ФАС России Кашеваров Андрей Борисович рассказал о перспективах развития в Российской Федерации антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе.
Он сообщил, что в настоящее время обсуждается третий антимонопольный пакет, также готовятся поправки ко второму чтению. Одна из основных новелл, которые содержатся в третьем антимонопольном пакете, касается определения монопольно высокой цены. Андрей Борисович заметил, что одним из основных подходов к решению сложившейся ситуации станет биржевая торговля. «В третьем антимонопольном пакете четко прописаны требования к биржевым торгам, которые позволят участникам в случае принятия этих правил по сути исключить обвинение в установлении монопольно высоких цен», — сообщил А. Б. Кашеваров.
Другой новеллой третьего антимонопольного пакета является так называемый параллельный импорт. Речь идет о принципе международного или национального интеллектуального права при введении товара в оборот. А. Б. Кашеваров заметил, что путем введения подобных новшеств можно добиться снижения цен на 20-30% на ввозимую продукцию.
Вместе с тем А. Б. Кашеваров отметил: «Рынок постоянно развивается, для предотвращения нарушений на развитие необходимо оперативно реагировать, однако к изменениям законодательства нужно подходить грамотно и взвешено. Рынок должен успевать привыкнуть к происходящим изменениям, а для этого нужна определенная стабильность».
Кроме того А. Б. Кашеваров рассказал о работе ФАС России в сфере контроля рекламной деятельности и пресечения недобросовестной конкуренции в 2009-2011 годах. Он отметил неизменный рост количества обращений в антимонопольную службу, а также улучшение показателей судебной практики по данному направлению. По характеру нарушений статистика следующая: в 2009-2010 годах около 20% нарушений было в сфере рекламирования финансовых услуг и около 10% нарушений в рекламе медицинских услуг, лекарственных средств и БАДов. В 2010 году статистика несколько изменилась: финансовые услуги — 15%, реклама медицинских услуг, лекарственных средств и БАДов — 14%, алкоголь, пиво, табак — 12%, товары, запрещенные к рекламированию — 16%. А. Б. Кашеваров отметил рост количество нарушений при рекламе БАДов.
В наружной рекламе существует проблема со счетом информационных полей. Закон обязывает органы исполнительной власти на уровне муниципалитетов контролировать размещение рекламы среди операторов, когда в одних руках должно концентрироваться не более 35%. Анализ ситуации, проведенный ФАС России год назад показал, что 38% муниципалитетов вообще не контролируют данную сферу деятельности. Для разрешения сложившейся ситуации в следующем году ФАС России будет вносить на рассмотрение законопроект, который бы обязывал муниципалитеты разрабатывать схему территориального размещения рекламы. Также А. Б. Кашеваров отметил необходимость разработки методики учета информационных полей.
Со вступительным словом на семинаре выступил проректор по экономике и международному сотрудничеству ВГУ Беленов Олег Николаевич. Он отметил актуальность тематики семинара-совещания, а также необходимость решения существующих проблем в области рекламы и применения антимонопольного законодательства.
Начальник организационно-контрольного отдела Прокуратуры Воронежской области Вакулин Юрий Владимирович рассказал о состоянии законности в сфере предупреждения, выявления и пресечения ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции. Также он отметил, что в Воронежской области органы Прокуратуры конструктивно взаимодействуют с региональным Управлением ФАС России, что позволяет поддерживать состояние законности в регионе на должном уровне.
Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Никитина Татьяна Евгеньевна рассказала о последних изменениях законодательства о рекламе и актуальных вопросах правоприменения в данной сфере.
Заместитель руководителя Воронежского УФАС России Попов Виталий Геннадьевич рассказал о проблемах квалификации недобросовестной конкуренции.
О критериях разграничения рекламы и редакционных материалов в СМИ рассказал декан факультета журналистики ВГУ Тулупов Владимир Васильевич. Он рассказал о методике выявления признаков манипулятивного воздействия медиатекстов, предложенной учеными УрГУ. Учеными был разработан ряд критериев, наличие которых в тексте позволяет говорить о его пропагандистской направленности.
Также В. В. Тулупов отметил заинтересованность профессионального журналистского сообщества в разработке рекомендаций по разграничению журналистских и коммерческих текстов.
Директор, ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Арапова Галина Юрьевна рассказала о правовых проблемах разграничения рекламы и нерекламной информации в СМИ с учётом положений законодательства РФ о рекламе.
О защите общества от информации, запрещенной к распространению рассказал доцент РГГУ, член экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе Граник Вадим Абрамович.
Заведующий кафедрой общего языкознания и стилистики ВГУ Стернин Иосиф Абрамович выступил с докладом на тему «Язык рекламы. Этико-правовые проблемы использования в рекламе русского языка».
Заведующая кафедрой связи с общественностью и педагогики ВГТУ Паринова Лариса Владимировна рассказала о вопросах применения рекламного законодательства при подготовке студентов направления «реклама и связи с общественностью».
О необходимости определения товарных и географических границ рынка при квалификации недобросовестной конкуренции рассказал заместитель руководителя Воронежского УФАС России Ведерников Сергей Александрович.
О проблемах размещения наружной рекламы в городском округе г. Воронеж сообщил в своем докладе президент ассоциации рекламных агентств г. Воронежа Корнев Константин Викторович.
Об особенностях восприятия рекламы в социальных сетях рассказала преподаватель кафедры практической психологии ВГПУ Лапшина Дарья Сергеевна.
По результатам работы семинара-совещания участники выступили с предложением проводить его на ежегодной основе.

...