Недавно в зале филармонии выступила легендарная рок-группа «Крематорий» и ее бессменный лидер Армен Григорян. В зале филармонии музыканты показали новую программу «Превращение», которая увидел свет всего пол года назад.

«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» — вот одна из идей, составивших концептуальную основу новой концертной программы «Превращение», — говорят музыканты. — Наша задача — донести до зрителей представление о мире, в котором мы сосуществуем сегодня, пропущенное через призму крематорских образов. Например, среднестатистический современный политик в моем понимании, это некий гибрид Калигулы и Павлика Морозова. Ну и Фредди Крюгера вдобавок, если иметь в виду постоянное желание власть предержащих контролировать не только наши кошельки, но и наше сознание. «Превращение» – это поэтическая и философская аллюзия, сценическая модель нашего видения объективной реальности…» Кстати, по словам Армена Сергеевича, костюмы для данной программы им создал их давний друг и поклонник — авангардист, модельер и просто философ Егор Зайцев.

«Мы опоздали на поезд, и добирались к вам на перекладных»

К слову, воронежцы могли бы и не иметь счастья пофилософствовать вместе с Григоряном. Нет-нет, билеты на концерт, стоимостью 800 – 1400 рублей, раскупались хорошо. Просто Армен Сергеевич опоздал на поезд! «Москва – абсолютно не пригодный для жизни город!, — возмущался Григорян. — Мы попали в пробку, и в результате более 3 часов ехали от станции метро «Белорусская» до Павелецкого вокзала. В результате, не поезд не успели, и нам пришлось сдавать билеты, в срочном порядке мчаться на Казанский вокзал и уезжать уже оттуда. В итоге мы приехали на какую-то непонятную станцию («Придача», — Прим. Авт.), где нас и выловил организатор. Так что, доехали до вас с приключениями». Из Воронежа музыканты отправились на машине в Тулу…

Армен Сергеевич признался, что засчет регулярных «наездов» в Воронеж, уже успел здесь обрасти друзьями. «У меня уже довольно большой список «халявщиков», который придут на концерт — человек 20 точно будет. Из них три видео-оператора, эти активисты будут снимать концерт с трех камер. Также придет один мой хороший приятель, с которым мы снимались в фильме «Танцы»…»

«С «отцами города» не выпиваем — надоело нам это!»

Но если «друзей-поклонников» Григорян еще как-то терпит в своем окружении, то «друзей-политиков» и прочих власть предержащих личностей, обходит стороной. «Мы недавно были в каком-то городе, и организатор нам сообщил, что «отцы города» возжелали с нами «посидеть». А мы не хотим с ними сидеть, не хотим пить, разговаривать, напрягать язык, не хотим, чтобы кто-то беспардонно лез в душу… Мы хотим жить обособленно. Есть место, где мы встречаемся со всеми желающими – это наши концерты. А наша личная жизнь — это уже не их дело. Мы что хотим, то и делаем. Поэтому мы внесли в наш райдер такие пункты, которые сразу «отсеивают» людей, с которыми не хотим тратить время на безумные посиделки. А знаете, как политики обижаются! Он думает, что если руководит городом, значит имеет право хлопать музыканта по плечу, а потом еще привести всех своих родственников и любовниц, чтобы мы с ними фотографировались! Да надоело все это давно!

И вообще мы с годами стали довольно капризными ребятами, и всегда просим организатором четко выполнять условия райдера! «А то бывает, приезжаем на вокзал, к нам подходит какой-нибудь молодой человек со словами: «мне сказали вас встретить» и предлагает следовать за ним. А где носильщик? Или где «бобры», которые должны носить наши вещи, если нет носильщиков?»

«Я тоже «старый пердун»!

— Вы приезжаете к нам ежегодно на протяжении уже лет 28-ми. И поклонники на ваших концертах все молодеют…

— Наша аудитория делится на две категории: это «старые пердуны» и молодежь, которая появилась после альбома «Амстердам». И последних — достаточно много. По крайней мере, в Москве мы ощущаем их преобладание. Да, публика молодеет. Я в последнее время ничего не выпускаю, но «Амстердам» стал той самой дверью, которая открывает перспективу в будущее.

— Вы сказали, что в последнее время не выпускаете новых альбомов. Почему?

— Думаю, надо дождаться того момента, когда появятся абсолютно новые идеи, которые не будут самоплагиатом и повторением идей наших старых альбомов. Поскольку у нас достаточно серьезный багаж – для этого нужно время. Мы не стремимся копировать многих наших коллег, которые пытаются выпускать альбомы ежегодно. Зачем спешить?

— Вы назвали поклонников «старыми пердунами». А если бы про вас так – обиделись бы?

— Нет, конечно! Я и сам такой! Мне ведь уже 50 лет. Правда, пока еще возраста своего не чувствую. Как был дураком, так им и остался. Знаете, люди зачастую не взрослеют, остаются на каком- уровне детского развития. Вот байкеры, к примеру – они ведь со своими мотоциклами как дети играют! И это некая романтика – такие люди сохраняют доброе сердце в этом жестком мире.

— Нынешняя молодежь вас чем-то удивляет?

— Все, что касается общения с молодежью — это общение с моими детьми. Последняя выходка моего старшего сына — поход в армию. Он это сделал без спроса. Но я не осуждаю его, он — мужчина, он — молодец! Хотя ему, как отличнику, закончившему бакалавриат, предложили продолжить обучение в магистратуре или дипломатической академии. Но он решил пойти в армию, чтобы потом у него был выбор по жизни без «белого билета».

«Песни пишу лишь о тех, кто мне симпатичен!»

— Я читала, что вы занимаетесь благотворительностью, поддерживаете бедных студентов…

— Я не занимаюсь благотворительностью в общих масштабах, не участвую в благотворительных концертах, где как правило вырисовывается беглый кассир. Но я помогаю студентам факультета телевидения МГУ. Там хорошие студенты, которые хотят поднять нашу журналистику на какой-то другой уровень. Уже надоела эта «быдлогопость» телевидения, хочется, чтобы появилось что-то более менее интересное. Есть там одна талантливая студентка Наталья Серая, я 4 года оплачивал ее обучение. Мне понравилась ее работа… Мне нравится, когда люди приходят на занятия с красными глазами. И они делают вещи гораздо более талантливые, чем на нашем телевидении. Мы живем с смешное время — индивидуум просто стерт, нужна толпа, которой научились манипулировать. И в дальнейшем будет еще хуже, пока Лелик и Болик будут меняться местами…

— Я слышала, вы прогулялись по городу. Наш новый памятник – стул, который излечивает от жлобства – видели?

— Стул от жлобства – вещь, конечно, крутая. Только вот конструкция неполная — надо было еще электричество к нему подсоединить, тогда наверняка помогал бы! Недавно перечитывал Андрея Битова, так он хорошо сказал: «Хам – победитель!» У нас, к сожалению, сегодня «быдло-гоп» побеждает всех. И с этим придется мириться, перевоспитывать таких людей с помощью электрического стула не получится. Общество у нас людоедское…

— Я читала, что ваш бывший одноклассник оказался серийным маньяком-убийцей, и «слава» о нем прогремела на всю страну. Это правда?

— Да, Сергей Головкин, который был известен как Фишер. Он оказался отвратительной личностью, убил достаточно много подростков – 11, кажется. Слава Богу, что его расстреляли. Кстати, он был последним, кого расстреляли. После него, 15 лет назад, смертную казнь и отменили.

— Песню об этом отморозке написать не хотели?

— Нет, я не пишу о неприятных мне людях, тем более, об убийцах. Только о тех, кто мне нравится и симпатичен.

«В социальных сетях сидят только бездельники!»

— Армен Сергеевич, сейчас век Интернета. Как часто вы им пользуетесь и в каких целях?

— Для меня Интернет — это то место, где можно составить свое мнение. Газеты читать не надо — это «рупор ЦК КПСС в современных условиях». С телевидением тоже самое. Все куплено, все проплачено… В Интеренете же можно составить реальную картинку о происходящем, открыто высказать свое мнение о мироздании, о каких-то событиях…

— А в социальных сетях общаетесь с поклонниками, друзьями?

— Боже упаси! Я считаю, что это место для бездельников. Потом я плохо общаюсь в сетях — у меня много уходит на это времени. Почитать – могу, но чтоб писать что-то…

— Многие артисты, приезжая в города на гастроли, фотографируют что-то для них интересное, и тут же выкладывают в Твиттер и другие сети…

— Говорят, что когда еще только начала развиваться настенная живопись, сам БГ был замечен в Ленинграде, рисующим надписи «БГ» на стенах…

— В прошлый раз вы рассказывали, что в Калифорнии на 4 гектарах земли, принадлежащих вашему другу, вы занимались строительством дома… Закончили уже?

— Гектар из этих четырех был мой! Но долгие поездки туда-обратно довели меня до болезни под названием «бессонница», которая только сейчас начинает проходить. Да, там тепло, тело не страдает, плюс красивые пейзажи и абсолютная коммуникабельность с внешним миром. Но лететь туда 15 часов через Париж – это выстрел в голову! Долго я там не мог оставаться, потому что чувствовал себя предателем по отношению к детям, они ведь скучают! А летать туда-сюда, тоже не вариант. В итоге, я принял единственное экономически верное решение – продал свой участок под виноградную плантацию. Там колхоз, они делают вино, а я время от времени получаю на банковский счет денежки. Вот так сам собой образовался бизнес.

— И куда вкладываете полученные дивиденды?

— Этих денег хватает, чтобы обустроить какое-то райское местечко здесь, в России. 15 часов перелета, это кошмар, а 2-3 часа лета от Москвы – самое то!

«Мы стали капризными, старыми, и скучными…»

— Армен Сергеевич, насколько мне известно, вы еще и дома проектируете…

— Строительство по моему проекту закончилось, я сдал в эксплуатацию дом, который построен по моим чертежам. Дом и сад, который представляет из себя небольшой гольф-парк. Конечно, не все идеи удалось воплотить, но на 90% все получилось. Мне помогала подруга архитектор — жена бывшего приятеля. Мы сделали такой чертеж, что потом даже ее начальник просил разрешение сделать в Македонии такой же дом.

— Сейчас, наверное, посыплются заказы от российских олигархов…

— Я работаю только для симпатичных мне людей.

— После того, как вы бросили курить, поклонники не решили последовать вашему примеру?

— Мы на сегодняшний день не настоящая рок-н-ролльная группа, потому что у нас самый трезвый коллектив в России. Мы действительно очень мало пьем и из-за этого пришлось поменять многих людей. Потому что когда вы отказываетесь от древних пагубных привычек человечества, надо создавать такую же атмосферу вокруг себя. Ты уже не можешь сидеть в прокуренной комнате — рано или поздно даже самый лучший друг, который дымит тебе в лицо, начинает действовать на нервы. Дым вызывает у нас отвращение, поэтому мы создали свой мирок некурящих и непьющих людей.

— В какие-нибудь телепроекты вас сейчас зовут?

— Недавно мне звонили из программы «ЖКХ». Суть программы заключалась в том, что я должен был появиться со страдающим от ЖКХ человеком в кабинете чиновника и заявить: «Что вы себе позволяете?!» Я отказался, и этим, возможно, обидел наше телевидение. Просто я не хочу участвовать в базаре этих вокзальных ток-шоу. Если вы хотите со мной побеседовать один на один — это просто. А вот так вот выкрикивать, и расталкивать «соседей по диванчику» локтями, я больше не буду. Мне хватило одного участия в передаче у Малахова…

— Ваш коллектив давал концерт в костеле Святой Катрины. В каких еще необычных местах приходилось выступать?

— В тюрьме. А вот в цирках принципиально не выступаем. Такое в нашей практике было лишь однажды—в Кишеневе. Да и то потому, что там не было другой площадки. Кстати, когда мы туда ехали наш гитарист упал в поезде с верхней полки и сломал себе ключицу. И вот я помню, как он сидел в центре манежа с загипсованной рукой, и из гипса торчали только пальчики, которыми он перебирал гитарку. Это было весело! Но с тех пор мы на цирки не соглашаемся. Говорю же — мы стали очень капризными, старыми и скучными!

Марина Хоружая,
Фото автора

...