27 августа страна отмечала День российского кино. Наш край всегда привлекал различных режиссеров своими красотами. К примеру, Василий Панин снял на Воронежской земле большую часть своих фильмов («На заре туманной юности», «Певучая Россия», «Опять надо жить», «Покаянная любовь» и т.д.) Корреспондент «Берега» взялся вспомнить, какие же фильмы, известные россиянам, снимались на Воронежской земле.

Как Анатолий Дуров актером стал

В 1912 году в усадьбе известного циркового артиста Анатолия Дурова сняли первый игровой фильм «Война XX века». Дуров сам стал режиссером картины, в которой участвовало более 500 животных — собак, свиней, гусей, кур и индеек. Спустя два года Анатолий Дуров снялся еще в одной картине — «Золото, слезы и смех». Там он сыграл клоуна Толли. В кадры данной киноленты попали усадьба Дурова, узкие городские центральные улицы, Чернавский мост, который был построен в 1909 году), сад общественного собрания, деревянный цирк на бывшей Мясницкой улице, городской ломбард у Каменного моста, и другие живописные окрестности Воронежа, которые остались теперь только на кинопленке.

В 1935 году на экраны вышел фильм «Летчики», с которого началась
кинокарьера актера Бориса Щукина, именем которого назван лучший театральный ВУЗ страны. Долгое время место съемок фильма держалось в секрете, но теперь нам приятно узнать, что картина снималсь в районе старого аэродрома (ныне ул. Хользунова).

В Воронеже был снят и такой легендарный фильм, как «Судьба человека». Дело было в 1957 году. Сергей Бондарчук вместе со съемочный группой отправился на родину главного героя одноименной повести Шолохова — Андрея Соколова. В картине «засветились» местный вокзал, река Дон, семилукские карьеры, Богоявленская церковь в селе Терновое (сегодня этого храма уже нет), Ротонда. Съемки в Воронеже продолжались все лето 57-го (съемочная база располагалась в Доме отдыха им. М. Горького), а в 1959 году фильм вышел на экран.

А Шукшин сказал: «Дура, испортила песню!»

Именно тогда, в 59-м, начались съемки фильма «Золотой эшелон», который стал дипломной работой Василия Шукшина. Съемки проходили на старых воронежских улочках в районе Покровской церкви. Чтобы показать эпоху Гражданской войны на местные дома наклеивали революционные афиши… Художник-гример Таисия Кунич так вспоминает эти съемки: «В феврале 1959 года в Воронеже шли очень сложные съемки революционно исторического фильма «Золотой эшелон». Главный режиссер фильма Илья Гурин обладал необыкновенной выносливостью и в буквальном смысле замучил съемочную группу темпом работы. Съемки начинались с раннего утра и заканчивались в 9-10 вечера, и это зимой, в мороз и в метель. Возвращались в гостиницу поздно, ни поесть толком, ни в душе помыться, так как после 22.00 вода была только холодная, а куда денешься, весь в копоти! Намыливались и с воплями — под ледяную воду. Но несмотря на все эти трудности, жили весело, интересно, а главное, мы были очень молоды.

Помню, собрались мы всей съемочной бригадой в лучшем ресторане Воронежа отмечать 8 марта. Оркестр заиграл вальс, и незнакомый местный парень пригласил меня на танец. Я отказала, так как очень хотелось поесть — когда еще такой случай представится.) Через некоторое время зазвучал фокстрот, и рядом оказался обаятельный Василий Шукшин. Какая-то сила подняла нас с места, и мы ринулись в зал. Тут, откуда ни возьмись, появился тот местный, котором я отказала, и устроил дебош. Мой кавалер робко пытался его успокоить, что-то невнятно ему объясняя. Я вырывалась, стали подтягиваться местные ребята. Назревал скандал. И вдруг из-за моего правого плеча просвистел чей-то кулак, и мой обидчик отлетел на довольно внушительное расстояние и грохнулся на пол. Обернувшись, я увидела бледное лицо Васи Шукшина с ходящими желваками. Что тут началось!!! На него кинулись местные, он только успевал отбиваться. На помощь бросились наши женщины, они как-то очень ловко оттеснили от нас местных ребят. Кто-то схватил меня и Васю и, нахлобучивая на нас первую попавшуюся одежду и вытолкал нас на улицу…

Какое-то время мы приходили в себя. А когда наконец-то увидели друг друга растрепанными, в какой-то нелепой одежде, то стали дико хохотать до слез. Взяв за руку, Шукшин повел меня по улице. На душе стало тепло, и чувство благодарности к этому смелому человеку захватило меня. Мне было 22 года, а ему 30. А потом мы стояли под ярким фонарем и целовались. Тут как назло появилась профорг нашей группы, схватила нас как котят за шиворот, и поволокла назад с криками: «Эх, а еще комсомольцы!». «Дура! Испортила песню», — сказал ей Вася словами барона из «На дне»…»

Гурченко носилась на электрокаре и кричала: «Товарищи, только без паники!»

После съемок «Золотого эшелона» в Воронеже наступило кинематографическое затишье. Длилось оно более 15 лет. Следующий фильм — «Подранки» — сняли в нашем городе лишь в 1976 году. Да и то, в Воронеже снимались лишь эпизоды о судьбах военнопленных немцев. В съемках участвовали многие воронежцы, сыгравшие фашистских солдат (за один съемочный день они получали от 3 до 5 рублей). Военную разруху снимали в районе Ротонды.

В 79-м году в наших краях был снят еще один легендарный фильм — «Особо важное задание», снятый по историческим фактам. Прообразом для сюжета фильма Евгения Матвеева стал авиационный завод № 18, эвакуированный в 1941 году из Воронежа в Куйбышев, и развернувший там серийный выпуск штурмовиков Ил-2. Снимали картину на территории ВАСО, на заводском аэродроме и у понтонного моста в Малышево. У старшего поколения, оказавшегося «в нужное время в нужном месте» до сих пор свежи в памяти воспоминания с легендарной актрисой Людмилой Гурченко, которая исполнила в картине роль Эльвиры. Воронежцы вспоминают, что Людмила Марковна была очень общительна и открыта. Она носилась на электрокаре и кричала: «Товарищи, только без паники, все будет хорошо. Им нас не победить!»
Председатель историко-музейной комиссии при Совете ветеранов войны и труда Александр Алексеевич Митрошин так вспоминает те съемочные дни: «Невозможно забыть проказницу-электрокарщицу Людмилу Гурченко. Она была заводилой всех веселых компаний. Ее песни, ее веселый смех придавали фильму какую-то особую женскую теплоту. Потом режиссер картины Евгений Матвеев сказал мне: «Сашек, ты был прав, фильм получился очень тяжелым. Его разрешили выпустить на экран только благодаря Гурченко. Она со своим женским коллективом фильм немного скрашивала. Я ей очень благодарен…»

Звездопад на воронежской земле

Несколько картин в Воронежской области снял наш земляк – режиссер и сценарист Василий Панин. В 1986 году увидела свет его картина под названием «Певучая Россия» о Митрофане Пятницком — музыканте и собирателе русских народных песен, основателе русского народного хора. Тогда наш город посетили такие известные актеры, как Юрий Соломин (он сыграл главную роль), Владимир Конкин, Александр Пятков и др. В 1997 году на экраны вышел фильм «На заре туманной юности», рассказывающий о судьбе гениального русского поэта Алексея Кольцова, так романтично воспевавшего природу Руси, несравненную красоту российских женщин и непостижимую загадку русской души.

В 1999 году вышла картина «Опять надо жить», сценарий которой был написан Василием Паниным, Евгением Новичихиным и Егором Исаевым по мотивам рассказов Андрея Платонова. Тогда воронежцы смогли воочию увидеть известную актрису Раису Рязанову, того же Владимира Кончина, которого Панин снимает в каждом своем фильм, композитора Евгения Дога, Аристарха Ливанова…

Василий Панин посещал родные края с завидной регулярностью. Так, в 2003 году, на экраны вышел его следующий фильм «Покаянная любовь», снятый по повести Льва Толстого «Дьявол». В картине рассказывается о молодом дворянине Евгении Иртеневе, который пытается бороться со своей страстью к крестьянской девке Степаниде. Тогда Воронеж посетили такие актеры, как Григорий Дунаев, Лев Дуров, Людмила Хитяева, Раиса Рязанова, Юрий Соломин…

Последние съемки Андрея Краско состоялись на воронежской земле

В 2007 году на воронежском железнодорожном вокзале сняли несколько серий многосерийной ленты «Путейцы». Съемочной группе приглянулся и воронежский привокзальный ресторан — именно здесь развернулись шекспировские страсти героев Ольги Погодиной и Ильи Носкова. Также в Воронеж на съемки приезжали такие известные актеры как Нина Русланова и Валентин Смирнитский.

В то же время, только несколькими месяцами позже в Воронежской области снималась дебютная работа режиссера Карена Оганесяна «Я остаюсь». Съемки проходили в Острогожске, на меловом карьере, который как нельзя лучше подходил для потусторонних пейзажей. Одну из главных ролей в картине сыграл Андрей Краско, и эта роль, к сожалению, стала последней в жизни актера…

В 2011 году на экраны вышел фильм «Мужская женская игра», съемки которого проходили в Воронеже годом раньше. Наш город был выбран для съемок отчасти потому, что у нас имеется своя женская футбольная команда. Впрочем, в сериале снялись не только наши спортсменки, но и простые воронежцы (всех желающих приглашали на роль болельщиков). Самое забавное, что съемки проходили в ноябре, а изображать болельщикам нужно было жаркое лето! В этих сериях сразу можно узнать воронежские окрестности – районы Каменного моста и памятника Есенину, аэропорт, стадион.

А минувшей зимой в нашем городе снимали эпизоды для комедии Тимура Бекмамбетова «Елки». Главная новогодняя елка Воронежа, стоящая на площади Ленина, попала в картину.

Марина Хоружая

...