Последние дни все, кому не лень, вспоминали события 20-летней давности, связанные с путчем ГКЧПистов. Но в основном эти воспоминания касались того, что происходило в Москве. О том, какова реакция на «лебединую песню совка» была в провинции – ни слова. По крайней мере, я не слышал и не читал. Хочу, пусть и с некоторым запозданием, но восполнить этот пробел. Хотя бы для того, чтобы помешать всяким безумным Кургинянам и иже с ними, невинно хлопая глазами врать в телекамеры на всю страну.

…Утром 19 августа 1991 года я был на даче у своих знакомых. Услышав по радио, что происходит в стране, понял, что всё это коммунистическо-гэбэшное отребье может серьезно помешать моим жизненным планам. Но что делать? Было два пути – принять меры к тому, чтобы немедленно свалить из страны, или вступить в будущее «Сопротивление» (в том, что таковое появится, сомнений почему-то не было).

Первый путь был не настолько фантастичен, как казалось на первый взгляд. За два месяца до описываемых событий моя тогдашняя подруга, работавшая секретаршей в каком-то из ГУВДшных подразделений, случайно узнала от «смежников» (так «менты» и «чекисты» называли друг друга), что в августе в жизни страны могут наступить серьезные перемены и откат к старому. Я тут же побежал в общагу, где жили знакомые английские стажеры. Кто из них сотрудничал с британскими спецслужбами, я не знал, поэтому, на всякий случай, растрепал полученную информацию всем, кому мог – авось и дойдет до адресата. Тогда у меня бы появился шанс получить политическое убежище в Соединенном Королевстве. Но сидеть, сложа руки, и ждать, я тоже не собирался. Поехал в город. Первый день провел дома у радиоприемника, слушая Би-би-си, и другие «голоса». Передавали самые противоречивые сведения. В том числе, было сказано, что московские панки и рокеры заготавливают в огромных количествах бутылки с «молотовым коктейлем», чтобы поджигать танки. Начал звонить знакомым – узнавал про обстановку в Воронеже. В родном городе, как ни странно, практически, в этот день ничего не происходило. На следующее утро собрались с несколькими друзьями. Выставили на балкон колонки и крутили на всю улицу (а точнее – на сквер за зданием обкома КПСС) всю антисоветчину, которую я смог найти в своей фонотеке – начиная с «Гражданской Обороны» и «Телевизора», и заканчивая наутилусовским «Шаром цвета хаки». Возникла безумная идея (только потом осознали всю меру ее безумия): если попытаются ввести в город войска, приобрести «копанное» оружие, которого в то время в Воронеже было еще много, и стрелять по «оккупантам».

Но в этот день оказалось, что безумные идеи пришли в голову не нам одним. На площади Ленина проходил митинг демократических сил. Время от времени кто-то из демократически настроенных депутатов горсовета брал мегафон и сообщал свежие новости. Одной из самых фантастических была такая: дескать, командир истребительно-бомбардировочного соединения, дислоцировавшегося в Воронежской области, поддержал Ельцина и готов пустить самолеты на Москву – бомбить танки на улицах. Кто именно выдал этот «фейк», я уже не помню, зато хорошо помню, как все завопили «Ура!». Через некоторое время еще один депутат (сейчас тоже плохо помню, но, кажется, это был Виктор Давыдкин) сообщил о том, что, если события в Москве пойдут по самому плохому сценарию, здесь, на площади будет проводиться запись в ополчение, где всем желающим раздадут оружие. Но, видимо, последующие новости из столицы успокоили пыл городских народных депутатов, потому что больше к этой идее не возвращались.

Ночь вновь прошла в напряженном ожидании у радиоприемников. Наутро, 21 августа, все начало проясняться. Поняв, что стрельбы в Воронеже не ожидается, мы начали бегать по городу и расклеивать информационные бюллетени из Москвы. Если не ошибаюсь, их готовила тогдашняя редакция «Воронежского курьера». С особым злорадством мы оклеивали стены альма-матер – главного корпуса ВГУ, ректор которого, по слухам, поддержал ГКЧП. По городу начали распространяться самые неимоверные слухи – начиная с того, что после победы демократии в здании КГБ жгут документы (впоследствии выяснилось, что это был вовсе не слух), и заканчивая тем, что всю коммунистическую верхушку города нынче же препроводят в места не столь отдаленные. Отдельные горячие головы готовы были идти на площадь – взрывать памятник босоголовому большевистскому бандиту. Жаль, что этого не произошло – видать, взрывчатки не нашли. Иначе нынешним красным идолопоклонникам не на кого было бы молиться.

И вот на этом месте от событий двадцатилетней давности, я бы хотел перейти к тому, что произошло на прошлой неделе.

Аккурат 19 августа воронежские «комми» тоже решили по-своему отметить 20-летие ГКЧП, ностальгическо-маразматическим пикетом «20 лет без СССР». Не имея возможности присоседиться к своему божеству на одноименной площади, красные и немногочисленные сочувствующие общим количеством в 80-90 человек, провели свою маевку на Никитинской площади, рядом с «Пролетарием».

Словно призрак из прошлого, вновь возникли эти перекошенные рожи Шариковых, требующие вновь все отнять и поделить. Какие-то деды, находящиеся в глубоком маразме, вновь вопили о «пятой колонне», о том, что Горбачев с «собутыльником Ельциным» (интересно, что пил накануне этот дед, перед тем, как назвать Михаила Горбачева ельцинским собутыльником?) совершили переворот, а их дело продолжают Путин с Медведевым, которые предали «братские» страны. Под «братскими» странами, разумеется, имелись в виду Сирия, Ливия и Белоруссия. Избави Бог от таких «братьев», конечно.

А что стоит нытье какой-то «коммунистической тетки» (это не мой термин, кстати, а Михаила Задорнова) о том, что раньше, мол, «работали и каждое лето ездили отдыхать на море, а сейчас получишь пенсию, заплатишь за ЖКХ и идешь домой с пустым кошельком». Не напомнить ли этой бабуле об очередях за разбавленной сметаной, которые занимали с 4-5 утра? А то, что тогда она работала, а сейчас получает пенсию, разве в этом кто-то кроме природы виноват? Да и про дотации на ЖКХ она, конечно, подзабыла чуть-чуть. Ну что поделаешь, склероз необратим.

Но ладно – пожилые люди. Им можно простить, и не обращать на их нытье никакого внимания. В конце концов, понятно, что плачутся они не столько об СССР, сколько о своей прошедшей молодости. Но вот малолетний недоумок, школьник и лидер профсоюза учащихся Дмитрий Березняков (15 лет!), который заявил, что смысл данного мероприятия – «напомнить общественности, что мы потеряли в результате развала Советского Союза и сравнить две эпохи: нынешнюю и советскую» — это уже за гранью. С чем, интересно, он будет сравнивать? С рассказами тех самых маразматических бабок и дедов? Понятно, что щенок ничего не знает, а просто бездумно бубнит заученный текст, но выглядело это все равно диковато.

Но основным блюдом мероприятия, было, конечно, выступление первого секретаря Воронежского обкома КПРФ, руководителя фракции КПРФ в областной Думе Сергея Рудакова. В отличие от большинства присутствующих, его лицо, конечно, с рожей Шарикова сравнить нельзя – интеллигентный профессорский вид. Это случай из другой оперы…

Спокойным преподавательским голосом Сергей Рудаков начал вести среди собравшихся настоящую прокитайскую пропаганду. Описывал все существующие и несуществующие успехи коммунистического Китая, убеждал всех, что скоро Китай станет мировым лидером, что России надо идти по китайскому пути. Не исключено, что Рудаков добросовестно заблуждается. Но, если взять на вооружение методы его бывших подельников из КПСС, то после всего сказанного его совершенно спокойно можно было объявить… ну не китайским шпионом, а агентом влияния КНР. Где бы оказался Сергей Рудаков, если бы рискнул произнести такие речи году в 1982? Правильно, в КГБ. Так что, пусть благодарит события 20-летней давности за то, что после митинга он пошел домой, а не поехал в «чудной решетчатой карете» на профилактическую беседу с «чекистами».

Помимо восхваления китайского образа жизни, Сергей Рудаков умудрился воздать хвалу и премьеру Путину, покровительственным тоном одобрив его за то, что он «разогнал» правые партии. При этом секретарь обкома высказал сожаление, что Путин не довел дело до конца, потому что, дескать, многие правые «окопались» в «Единой России». Собственно, товарищ Рудаков своим высказыванием просто подтвердил, что коммунисты ничуть не изменились. Что до сих пор самым эффективным способом борьбы с оппозицией они считают «разгон» и запрет. За что же они тогда обижаются, когда их начинают «прессовать»? Их же салом да им по сусалам.

Слушая нынешних коммунистов, у меня часто возникает сожаление, что тогда, в 1991 году, их «недодавили». Что не запретили коммунистическую идеологию так же, как в Германии в свое время запретили национал-социалистическую. Что не провели показательного процесса над КПСС по типу Нюрнбергского. Что не ввели, как в начале 70-х в ФРГ, «запрет на профессии» для коммунистов (напомню, что целое десятилетие в ФРГ членам коммунистической партии было запрещено работать преподавателями в государственных учебных заведениях). Что не демонтировали памятники Ульянову и прочим большевистским бандитам. Потому что дурацкие идеи весьма живучи и имеют тенденцию к повторению. Правда, как гласит известная поговорка, история повторяется второй раз в виде фарса, но даже подобный фарс станет гибельным для России. Второго «покраснения» она не перенесет – это закончится апоплексическим ударом.

Виктор БЕККЕР

...