В Совете Федерации обсудили права дольщиковСенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в расширенном заседании Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Участники заседания обсудили вопросы совершенствования правового регулирования защиты прав граждан – участников долевого строительства. Комитет Совета Федерации провел интернет-конференцию на эту тему с 15 января по 28 февраля текущего года.

— Правовое регулирование в сфере защиты прав участников долевого строительства является приоритетным и требует постоянного и всестороннего контроля со стороны государства, – отметил сенатор Сергей Лукин.

Он напомнил, что 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон № 266-ФЗ, который определяет исчерпывающий перечень мер гражданско-правовой ответственности застройщика. Законом установлено, что неустойка (пени) выплачивается застройщиком в размере не более трех процентов от стоимости договора. Был ограничен и размер штрафа, который может быть взыскан с застройщика в пользу участника долевого строительства, введена норма о возмещении морального вреда участнику долевого строительства.

Однако проведенный анализ показывает, что правоприменительная практика внесенных изменений еще не успела сформироваться.

Сенатор Сергей Лукин отметил необходимость внесения изменений в действующее законодательство с целью защиты прав как застройщиков, так и дольщиков. Он подчеркнул, что проблемы, связанные с договорами долевого строительства, требуют незамедлительных решений, так как существующие меры не всегда обеспечивают защиту всех заинтересованных сторон.  Поэтому необходимо разработать предложения по корректировке законодательства для более эффективного регулирования этой сферы.

На заседании также было озвучено предложение о продлении моратория на передачу объектов долевого строительства, который действовал до конца 2024 года. Сергей Лукин отметил, что внесение изменений в закон может занять много времени, а застройщики и дольщики продолжают сталкиваться с проблемами, которые в неофициальной среде получили название «потребительский терроризм».

Анализ судебной практики в сфере жилищного строительства показывает, что в последние годы в Российской Федерации наблюдается рост случаев злоупотребления правом со стороны потребителей. Важную роль в этом процессе играют юридические компании, которые заинтересованы в судебном разрешении споров и взыскании денежных компенсаций. Как правило, они получают от 30 до 50 процентов от взысканной суммы.

Представители строительного сообщества обратили внимание на увеличение числа судебных исков от граждан – участников долевого строительства к застройщикам по вопросам несоответствия качества передаваемых объектов. Между тем, анализ ситуации показал, что возникающие разногласия между сторонами требуют разумных механизмов для их урегулирования, направленных на соблюдение баланса интересов обеих сторон договора.

Сенатор Лукин также обратил внимание на сложности, возникающие из-за отсутствия единого подхода судебных инстанций, и выразил готовность активно участвовать в разработке новых законодательных инициатив. Он призвал коллег обратить внимание на важные аспекты, касающиеся досудебного разбирательства и сроков рассмотрения дел, подчеркивая необходимость внесения изменений в существующие рекомендации для правительства, чтобы закрепить требования к досудебному урегулированию споров.

Рассмотрев и обсудив проект рекомендаций интернет-конференции, Комитет принял решение утвердить их и направить копию в Правительство Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также публично-правовую компанию «Фонд развития территорий» и АО «ДОМ.РФ».

Ещё одним  ключевым вопросом повестки заседания стал проект федерального закона № 836670-8 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О публично-правовой компании ‘Роскадастр’ и отдельных законодательных актах Российской Федерации», который был внесен правительством Российской Федерации 3 марта 2025 года.

Участников совещания ознакомили с основными поправками. В частности, законопроект предлагает расширить функции и полномочия публично-правовой компании «Роскадастр». Согласно новым поправкам, компания будет иметь право заключать соглашения с органами государственной власти, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления для выполнения ряда ключевых задач, включая выявление и сбор данных об объектах недвижимости и правообладателях, отсутствующих в Едином государственном реестре недвижимости. Также планируется определение земельных участков, пригодных для экономического оборота, и подготовка документов для образования и предоставления государственных и муниципальных земельных участков, включая установление сервитута для перераспределения земель.

Законопроект не предусматривает передачу каких-либо властных полномочий компании. Соглашение между «Роскадастром» и местными властями будет содержать порядок и условия финансирования деятельности компании, при этом источниками финансирования станут средства бюджета субъекта Российской Федерации или местных бюджетов, не превышающие 50% от поступивших доходов в соответствующий бюджет.

В настоящее время ведется работа с муниципальными образованиями по созданию полного и точного Реестра недвижимости. Это включает уточнение границ земельных участков, работу с незарегистрированными постройками и описание земельных участков для вовлечения их в оборот. На заседании было отмечено, что многие регионы, депутаты Государственной Думы и сенаторы поднимали вопрос о нехватке кадровых ресурсов для выполнения этой работы. В связи с этим предлагаемый механизм позволяет регионам и муниципалитетам самостоятельно решать, заключать ли соглашение с Роскадастром. Если соглашение окажется выгодным, компания готова взять на себя выполнение всех необходимых работ.

Данный законопроект, играющий важную роль в развитии земельно-имущественных отношений в России, был поддержан всеми членами Комитета единогласно.

...