На Урале власть теряет свою легитимность, жители ей не доверяют и массово скупают оружие для самообороны от бандитов
Кровавый инцидент в уральском поселке Сагра, за неделю обросший огромным количеством подробностей, вызывает уже не только живой отклик, но и протестные настроения в обществе. В регионе зреет недовольство тем, как правоохранительные и следственные органы реагируют на случившееся. Более того, местные жители поняли, что полиция не будет их защищать их от бандитов, поэтому в регионе активно закупаются травматическое оружие на случай новых подобных конфликтов, сообщает newsru.com.
Мало кто верит в объективное расследование, местных силовиков даже подозревают в дружбе и общих интересах с напавшими на поселок бандитами-азербайджанцами. А участники конфликта из числа жителей Сагры, побывавшие на допросах, рассказывают об угрозах в свой адрес и принуждении к признанию вины. По всем признакам политической науки региональная власть и полиция теряют свою легитимность. Чтобы восстановить доверие граждан, всей видимости, федеральный центр должен будут поменять региональное руководство: от губернатора до участкового.
В Екатеринбурге тысячи людей выразили поддержку жителям поселка, каждый по-своему. Есть те, кто поехал туда патрулировать улицы. Другие показывают свою солидарность, надев футболки с надписью «Русские не сдаются», сообщает региональное агентство URA.Ru.
— С жителями Сагры обращаются «как полицаи с партизанами»
В четверг вечером инициативная группа блоггеров и форумчан с городского портала Е1.RU обсуждала возможность проведения митинга в поддержку сагринцев.
Кроме того, горожане стали проявлять внимание и к средствам самообороны. В последнее время в Екатеринбурге вырос спрос на травматическое оружие иностранного производства. «Буквально скупают все, запасов практически не осталось», — признался «Коммерсанту» сотрудник одного из оружейных магазинов.
Горячую поддержку в вооружении жителей в целях самообороны выразил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. В интервью «Русской службе новостей» он отчеканил: «Все сельские жители, которые хотят иметь оружие, всем выдать документы, оружие и разрешить стрелять при первой же угрозе жизни. Бандиты едут, всю банду окружить и расстрелять!»
Глава известного в регионе фонда «Город без наркотиков», куда сагринцы обратились за помощью, и благодаря которому ЧП не пропало в милицейских сводках, тоже вполне конкретно высказался по поводу сложившейся ситуации. «Если вы не можете сами защитить людей, то вы не имеете права запретить им сопротивляться», — написал Евгений Ройзман в своем ЖЖ, обращаясь к «системе».
Он отмечает, что вопросы к действиям полицейских, которые должны были заниматься соблюдением общественной безопасности и могли бы предотвратить побоище, возникли и у руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, который лично приезжал общаться с жителями Сагры.
«Как колонна вооруженных людей смогла проехать 40 километров от Екатеринбурга до поселка и не была никем остановлена?» — спросил Бастрыкин, общаясь с женой Виктора Городилова, которого следствие считает главным подозреваемым в убийстве одного из налетчиков.
Тот же вопрос вот уже неделю задают себе жители. Они утверждают, что с момента бойни ни один следователь не интересовался у них данными о зачинщиках конфликта, пишет «Независимая газета».
В областной прокуратуре ранее на этой неделе сообщили, что жители Сагры в прошлом неоднократно жаловались в правоохранительные органы на подозрительное поведение семьи цыгана-наркоторговца, который, по словам местных, и напустил на поселок вооруженных «карателей». Однако никаких мер принято не было.
До событий в ночь на 1 июля сагринцы также пытались проинформировать участкового, но тот просто не отвечал на звонки, пишет «Комосмольская правда». Сейчас, когда СК поручил полиции охранять жителей поселка, участковый Вадим Зайниев несет дежурство на месте.
На вопрос корреспондента газеты, знал ли он, что цыганская семья полтора года торгует в поселке наркотиками, он ответил, что никаких сигналов по этому поводу не получал. Впрочем, не знает участковый и о том, проводился ли обыск в цыганском доме после того, как всплыла вся эта история. Местные же утверждают, что обыска не было, а сама цыганская семья сбежала еще в день перестрелки.
Журналист «КП» отмечает, что лично пробовал пробиться в РОВД Верхней Пышмы, в чьем ведении находится Сагра, и поговорить с начальством. Но его не пустили за порог. «Если районная полиция не желает говорить даже с прессой… то уж с деревенским людом не станут якшаться и подавно», — заключил он.
С жителями Сагры обращаются «как полицаи с партизанами»
Как бы то ни было, факты говорят сами за себя: следственные органы пока активно устанавливают, допрашивают и предъявляют обвинения защитникам поселка, налетчикам же позволили скрыться. «Их имена хорошо известны полиции, поскольку на поле брани они оставили две машины, сотовый телефон и еще кучу всяких улик. Но, надобно полагать, что сейчас вся банда уже далеко от Екатеринбурга и, наверное, уже выехала за пределы России», — говорится в статье «КП».
Показательно и то, как проводятся допросы и другие следственные действия. 6 июля в поселок прибыли сотрудники Верхнепышминского следственного комитета, собрали жителей, в том числе пожилых и детей, и спешно обыскали несколько домов. При этом они привезли своих понятых и отказались от участия понятых из числа местного населения. Все это продолжалось до полуночи.
Вот как описывает события того дня Евгений Ройзман:
«В Сагре творятся удивительные вещи. На ночь глядя сотрудники Верхнепышминского следственного комитета приехали и согнали всю деревню к фельдшерскому пункту для дачи показаний. Даже приехал специальный автобус. Очевидно ранее эти сотрудники были заняты более важными делами, поскольку посчитали возможным приезжать к восьми часам вечера и выстроить людей в очередь, как за хлебом в голодный год».
«Сейчас уже полдвенадцатого ночи, а допросы продолжаются до сих пор. И, странным образом, сотрудников следственного комитета абсолютно не волнует, что допросы мирных граждан продолжаются за пределами допустимого УПК РФ времени — то есть после 22:00 часов. А до этого сидели себе ровно, пока земля под ногами не загорелась, и тут же вдруг возник энтузиазм небывалого размаха».
«Возникает справедливый вопрос: а по установлению фигурантов, участвовавших в национальной банде, приехавшей «усмирять» деревню, наблюдается такая же активность? Лично у меня это вызывает глубокие сомнения. Не покидает ощущение, будто приехали полицаи в деревню и согнали всех пойманных партизан на площадь».
В районной полиции сагринцев угрозами склоняли к признанию
Пенсионер Виктор Городилов из Сагры был задержан как главный подозреваемый в убийстве кавказца, но под давлением прессы и общественности выпущен под подписку о невыезде. Обвинение ему пока предъявлено только в хулиганстве, но и оно может грозить тюрьмой сроком до семи лет.
Виктора допрашивал сам начальник полиции районного отделения Верхней Пышмы и другие старшие офицеры. Допрос длился долго. Вот что рассказал Городилов: «Начальник мне говорит, причем, в присутствии моего адвоката, — ты знаешь, кто погиб в перестрелке? Погиб племянник самого Заура! (Заур — известный в регионе азербайджанский криминальный авторитет, умерший 10 лет назад — прим.ред.). Ты понимаешь, что тебе за это будет!? Поэтому, говорит, лучше сознайся, что ты застрелил парня, и тогда мы тебя надежно спрячем от них. А иначе сам понимаешь…»
Между тем руководитель Общества уральско-азербайджанской дружбы Асад Кулиев заверяет, что никаких родственников Заура в Сагре не было. Более того, прибывшие были не только гражданами Азербайджана, среди них были граждане нескольких стран, которые были наняты цыганом-наркоторговцем в этнических кафе Екатеринбурга. Убитый же Фаиг Ахмед-оглы Мусаев находился в России нелегально, был гражданином Грузии, пишет «Независимая газета».
Вторым подозреваемым в хулиганстве проходит еще один местный житель, молодой парень Сергей Зубарев. Он утверждает, что при задержании ему на ухо шепнули условия мирной жизни: сознаться в убийстве. В противном случае грозили «найти» в его одежде наркотики.
Допрашивали Зубарева в ОВД Верхнепышминского района сразу восемь оперов, рассказала «Московскому комсомольцу» адвокат жителей Анастасия Удеревская. По ее словам, ему не давали пить, не пускали в туалет.
«Вокруг райотдела собрались азербайджанцы, названивали влиятельным представителям диаспоры. Особенно свирепствовал в отношении Зубарева руководитель ОВД Верхнепышминского района, уроженец Баку Марат Халимов. Он лично угрожал Зубареву», — утверждает защитница.
Однако мужчина ни в чем не сознался, повторяя, что стрелял только в воздух. «Я уверена, что никто из отделения его бы не отпустил. Его бы «кололи» до победного конца! Спасло человека только вмешательство в дело вышестоящих инстанций. Сразу после приезда в Сагру заместителя прокурора области Дмитрия Чуличкова Зубарев был отпущен», — рассказала адвокат.
Жители Сагры и их защитники считают, что налетчики действовали нагло и уверенно, поскольку «надеялись на импотенцию силовых органов», как выразился Евгений Ройзман. «Если им раньше многие преступления сходили с рук, то почему не сойдет и это? Они давно поняли, что полиция это не та структура, которую стоит бояться», — сказал он.
А «Комсомольская правда» пишет, что в Следственном управлении Верхней Пышмы сотрудники анонимно пояснили, что сейчас проверяют информацию о возможном сращивании районной полиции с криминалом. Следователям тоже неясно, на какое прикрытие надеялись налетчики, приехавшие убивать жителей поселка.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.