23 октября в Москве состоялось 577 заседание Совета Федерации, повестка которого включала в себя более 40 вопросов.

Принявший участие в заседании член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, сенатор от Воронежской области Сергей Лукин в своём выступлении поднял проблемы, возникающие при внедрении ресурсно-индексного метода (РИМ) при определении сметной стоимости строительства, требующие дополнительного регулирования данного механизма расчетов. В частности, парламентарий подчеркнул важность уточнения методики начисления заработной платы рабочих строительной сферы.

В своем выступлении С. Лукин, напомнил, что поэтапный переход субъектов РФ на РИМ стартовал в феврале 2023 года. Его основным преимуществом стало повышение достоверности сметной стоимости строительства. Но при внедрении РИМ возникли проблемы. Одна из них – обеспечение качественного и своевременного наполнения информационной системы (ФГИС ЦС). Сенатор подчеркнул незаинтересованность производителей и поставщиков строительных материалов в предоставлении необходимых данных, в результате чего средняя наполняемость системы по РФ составляет 11-15 % в зависимости от региона. А отсутствие достоверной информации, в свою очередь, не позволяет специалистам Главгосэкспертизы определять достоверность смет, составленных для строительства объектов государственного и муниципального заказа – школ, больниц, детских садов, объектов культуры и спорта.

По словам С. Лукина, необходимо найти способ воздействия на компании, которые обязаны передавать информацию о ценах во ФГИС ЦС, но не делают этого. Одним из методов могла бы стать передача полномочий по централизованному сбору этих данных Главгосэкспертизе, осуществляющей проверку сметной документации, опираясь на данные государственной информсистемы ценообразования в строительстве.

– Вторая, не менее важная проблема – расчет заработной платы труда рабочего. Сейчас он производится согласно методике, утвержденной Минстроем России, и определяется на основании статистических данных и величины прожиточного минимума, установленного в регионе, – пояснил Лукин. – Если сделать расчет по данной методике для ЦФО (за исключением Москвы и Московской области), средняя зарплата рабочего-строителя составит от 33 до 40 тысяч рублей, тогда как фактически она составляет от 80 до 150 тысяч рублей ежемесячно.

Об этой острой проблеме уже не раз заявляли эксперты – снижение сметной стоимости строительства социальных объектов ведет к тому, что участвующие в реализации проектов добросовестные подрядные организации практически терпят убытки, не имея возможности уложиться в смету. Как следствие – большинство из них не подают заявки на участие в тендерных торгах на строительство объектов государственного и муниципального заказа.

Это создает угрозу отсутствия подрядчиков, желающих участвовать в торгах на строительство таких объектов и как следствие, ставит под вопрос выполнение региональных и федеральных инвестиционных адресных программ, направленных на улучшение уровня жизни россиян. На местах заявляет о себе потребность в строительстве новых объектов образования и здравоохранения, культуры и спорта, а несовершенство законодательной базы препятствует успешному решению задач, которые ставит перед регионами Правительство Российской Федерации.

– Эта тенденция наблюдается в текущий период и возрастет в будущем, – предостерег сенатор С. Лукин.

Из регионов поступают обращения в Российский Союз строителей, в Национальное объединение застройщиков, в профильное министерство о принятии действенных мер по пересмотру методики расчета заработной платы.

Так, от Воронежской области в адрес Министерства строительства и ЖКХ РФ направлено письмо регионального Союза строителей, в котором содержатся предложения экономистов и ученых по корректировке базы для расчета фонда оплаты труда с тем, чтобы он приблизился к реальному значению.

По утверждению экспертов это можно сделать путем внесения изменений в соответствующую методику Минстроя России по двум позициям:

— снять ограничительный порог 60% для коэффициента, учитывающего доплаты и надбавки к тарифным ставкам;

—  пересмотреть методику расчёта для определения нормативной оплаты труда, сделав базой среднемесячную оплату труда по отраслям.

Одновременно направлено письмо в Российский Союз строителей от руководителей региональных Союзов Воронежской, Липецкой, Смоленской и Тюменской областей с предложением рассмотреть проблемные вопросы перехода на ресурсно-индексный метод (включая тему расчета нормативной заработной платы) на очередном заседании Комитета по ценообразованию и сметному нормированию РСС с участием представителей Минстроя России.

Сенатор Лукин предложил коллегам рассмотреть сложившуюся ситуацию в разрезе своих регионов с целью выработки единого подхода к формированию ценообразования в строительстве и затем запланировать проведение круглого стола на площадке СФ с участием министерств, ведомств, экспертов экономистов, представителей регионов.

– Затягивать по времени этот вопрос считаю нецелесообразным, так как органы исполнительной власти обязаны ежегодно не позднее 20 февраля предоставить расчет среднемесячного норматива оплаты труда рабочего 1-го разряда для целей ценообразования, – подчеркнул С. Лукин.

Валентина Матвиенко рекомендовала профильному Комитету СФ совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ проанализировать ситуацию в строительной отрасли с учетом нарастающих проблем, среди которых и рост ключевой ставки, и ограничений по льготной ипотеки, и закредитованности компаний.

— Давайте займёмся анализом проблем на стадии их возникновения, а не тогда, когда их придётся устранять, — подчеркнула спикер.

Зоя Кошик

...