Депутат Государственной Думы РФ от Ярославской области, первый заместитель председателя комитета по международным делам Леонид Слуцкий прилетел в один из самых почитаемых в России монастырей, Троице-Сергиеву лавру, на вертолете, приземлившись между покоями патриарха и собором. Эксперты и политики считают, что с точки зрения законности таких действий проблем нет, вопрос — во-первых, в этической стороне дела, а во-вторых — в бережном отношении к памятнику культуры. Сам парламентарий пока не комментирует ситуацию, говорится в блоге Ru-comromat, судя по названию, специализирущемуся на разоблачениях «неэтичных» поступков чиновников, сообщает newsru.com.

Видео с изображением садящегося в центре лавры вертолета, снятое 11 июня во время службы в Сергиевом Посаде патриарха Кирилла, появилось в интернете и вызвало дискуссию среди верующих. На территории лавры нет специально оборудованной вертолетной площадки. В пояснении к видео говорилось, что на вертолете прилетел именно депутат Леонид Слуцкий.

По словам очевидцев, вертолет — маленький, четырехместный Robinson.

Свой полет и приземление «неэтичный» парламентарий ни с кем не согласовал

В пресс-службе патриарха РИА «Новости» подтвердили информацию о полете парламентария. «Он не был ни с кем согласован. И человек, приземлившийся на вертолете между покоями патриарха и Троицким собором лавры, о факте своего прилета и приземления никого, в том числе службу, обеспечивающую безопасность патриарха, не уведомлял», — сказал представитель пресс-службы.

В свою очередь начальник управления охраны памятников Росохранкультуры Александр Работкевич сказал, что прямого запрета на такие действия закон об охране памятников не предусматривает. В Общественной палате РФ подтвердили, что законодательно подлет на вертолете к памятнику никак не регламентируется.

В то же время, считают в ОП, с нравственной точки зрения такое поведение недопустимо. «Этот поступок больше лежит в области нравственности», — отметила член ОП РФ, председатель центрального всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева.

«Ты приехал не просто на поляну березками полюбоваться, а ты приехал в храм божий. Наверное, до храма надо ножками пройти, а не приземляться у храма на вертолете, что в высшей степени неэтично. Может быть, по закону он ничего не нарушил — кроме нравственного закона. Я считаю этот поступок недопустимым», — подчеркнула Маланичева.

Кстати, замглавы администрации президента РФ Александр Беглов и другие представители элит, присутствовавшие на службе, приехали в Сергиев Посад на машинах.

Как пояснил член комиссии Госдумы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики Михаил Емельянов, для того, чтобы случай с вертолетом был рассмотрен комиссией, к ним должно поступить заявление от заинтересованных лиц, после чего коллегиально будет приниматься решение.

«На первый взгляд, поступок кажется странным. Если поступит соответствующее заявление, мы его рассмотрим», — сказал парламентарий.

При этом он не стал никак комментировать действия коллеги, отметив, что это было бы неэтично. Комментариев благочиния Троице-Сергиевой лавры пока получить не удалось.

Вертолеты вредны для храмов — под угрозой колокола и кресты

Приземление вертолета в непосредственной близости от исторических сооружений вредно сказывается на архитектуре последних. К такому выводу специалисты пришли в апреле этого года. Тогда в стране было озвучено предложение, целью которого было разгрузить Ленинградское шоссе в Москве от кортежей первых лиц государства. Для этого предлагалось транспортировать чиновников до аэропорта Шереметьево на вертолетах прямо из Кремля. Однако, как выяснилось, и от этой идеи пришлось отказаться.

Источник в администрации президента сообщил порталу Gzt.ru, что эксперты ведомства подняли исследование, проведенное в апреле 2001 года. Тогда президентский вертолет МИ-8 в порядке эксперимента несколько раз приземлили на Ивановской площади прямо перед колокольней Ивана Великого. А результаты оценивал экспертный совет, в который вошли специалисты из ЦАГИ, Моспроекта-2, МВД, ФСО РФ и других ведомств.

«Эта проблема реально обсуждалась с людьми, которые занимаются физикой, и с теми, кто рассматривал возможность пилотирования в этом районе. Были запросы, касающиеся возможности посадки вертолета на Ивановской площади, в разные ведомства. Изучали вертолетную вибрацию и ее влияние на колокольню Ивана Великого, Царь-колокол, Патриарший дворец и Успенский собор. Я вам могу сказать точно, поскольку имел к этому отношение и был на заседаниях, посвященных этому, тогда эти идеи были отвергнуты», — заявил тогда Лев Лифшиц, заведующий сектором Древнерусского искусства Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения.

«Во-первых, там очень сложные, опасные условия для пилотирования. Там возникают колоссальные вибрации, которые не могут не повлиять на сооружения, находящиеся на этой территории и в ближайшем окружении, для музейных фондов. Одним словом, минусов называлось очень много», — сказал Лифшиц.

Отчет сводной комиссии тогда свидетельствовал: размещенные на памятниках датчики зарегистрировали «сильные внутренние вибрационные процессы фундаментов колокольни Ивана Великого и Царь-колокола, иконостасов Успенского собора и церкви Двенадцати Апостолов, в основании пола Успенской звонницы и Успенского собора, а также подвижки предметов и движимых памятников — стульев, столов, стеллажей, шкафов и размещенных в них коллекций».

Исследования выявили лишь то, что теоретически сажать вертолет на Ивановской площади можно — для этого есть необходимое пространство, но могут возникнуть условия, например ветер подует не с той стороны, когда посадка станет крайне сложной, или будет ставить под угрозу колокола и кресты Кремлевских храмов.

...