Почему российское оружие все хуже и хуже? В оборонке воруют больше, чем простые чиновники
Счетная палата выявила нарушений на сумму 2,025 млрд рублей при госзакупках. Такие данные приводятся в отчете ведомства по итогам проверки закупок с ноября 2010-го по март 2011 года. В частности, выявлено завышение цены контракта на сумму 251,723 млн рублей; неполучение оплаченных товаров — на 1,478 млн рублей; неэффективные расходы — 991,64 млн рублей; другие нарушения — 780,202 млн рублей, пишет «Газета.ru». Основной объем нарушения при госзакупках — в гособоронзаказе, сообщает newsru.com .
Работе Рособоронпоставки уделено особое внимание Счетной палаты в докладе. «Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» в проверяемом периоде (2010-2011 годы) не осуществлялись, отмечается в отчете. При этом из федерального бюджета в 2008-2009 годах Рособоронпоставке выделялось 190 801,9 тыс. рублей, из которых использовано 13 136,5 тыс. рублей.
При этом в 2010 году средняя заработная плата сотрудников Рособоронпоставки составляла 134 964 рубля, что превышает среднюю заработную плату в федеральных государственных органах в 2,2 раза, отмечается в докладе.
Опять томографы
Отдельного внимания аудиторов Счетной палаты удостоилась и закупка медицинской техники. Аудиторы отмечают, что цены на компьютерные томографы, сопоставимые по своим техническим характеристикам, составляли в 2008-2009 годах от 23 млн до 55 млн рублей, а цены государственных контрактов на поставку данного оборудования в основном составляли от 60 млн до 95 млн рублей.
Отметим, что томографы нередко становятся предметом коррупционных скандалов. В частности, в августе 2010 года разгорелся крупный скандал после того, как стало известно, что в ряде регионов закупочные цены на томографы в 2,5-3 раза превосходили цены производителей. После того как было установлено, что томографы закупались со значительным завышением цен, было возбуждено несколько уголовных дел.
Скандал дошел и до президента Дмитрия Медведева. Глава государства возмутился «хамским воровством» бюджетных денег и поручил прокуратуре и СКП расследовать обстоятельства и привлечь к ответственности должностных лиц, причастных к махинациям.
В результате расследования правоохранительные органы вышли на ОПГ, в которой были замешаны ряд высокопоставленных чиновников, в том числе начальник департамента контроля в социальной сфере этого ведомства Андрей Воронин. Как оказалось, после скандала с томографами Воронин и его подельники обратились к производителям томографов и другого медоборудования и сообщили, что в Росфинмониторинге по итогам расследования якобы создан черный список компаний. Таким образом мошенники вымогали у предпринимателей взятки.
«Научные» расходы
Инспекторы Счетной палаты обратили внимание и на закупку научных приборов научными учреждениями. По оценке СП, у российских поставщиков неэффективные расходы средств федерального бюджета могут составить около 300-400 млн рублей. А планирование Минфином России в 2010 году бюджетных ассигнований на закупки научных приборов и оборудования иностранного происхождения в нарушение требований бюджетного законодательства может привести к искажению бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2010 год на сумму более 2,9 млрд рублей.
VIP-автомобили
Счетная палата также обратила внимание на закупки автомобилей госведомствами. Проведенные проверки закупок автотранспортных средств в 2009-2010 годах показали, что федеральные органы исполнительной власти самостоятельно определяют типы и стоимость приобретаемых автомобилей, предназначенных для выполнения одной и той же задачи.
В результате средняя стоимость одного автомобиля у одного государственного заказчика по сравнению с ценой у другого государственного заказчика отличалась иногда больше чем в два раза, отмечается в отчете. Например, в 2010 году ФСКН России закупала автомобили по средней цене 475,5 тыс. рублей за одну машину, а Генпрокуратура Российской Федерации — по 806,1 тыс. рублей. При закупке на совместных торгах цена могла быть ниже на 20-25%, отмечают эксперты СП.
Аудиторы также отметили тенденцию к «необоснованному увеличению стоимости автомобилей» за счет дополнительных опций вроде многозонного климат-контроля, кожаной оплетки руля, кожаной отделки салона, хромированной отделки кузова и т. п. Например, Минюстом в 2009 году было закуплено 11 автомобилей Volkswagen Passat и 16 автомобилей Volkswagen Jetta в избыточной комплектации, а Volkswagen Multivan стоимостью 2334,3 тыс. рублей в комплектации Highline был заказан с декоративными вставками в салоне из корня ореха и кожаными вставками в отделке сидений, раскладывающихся в спальное место, отмечено в отчете.
По оценке Счетной палаты, расходы на закупки автомобилей представительского класса в излишней, экономически не обоснованной, типовой или эксклюзивной комплектации в Минюсте России составили 24,6 млн рублей, а во ФСИН России — 48,6 млн рублей.
СП раскритиковала и без того спорный закон о госзакупках
Заодно аудиторы раскритиковали закон ФЗ-94 о госзакупках, ставший предметом публичного противостояния между Минэкономразвития и ФАС, а также вызвавший бурные дебаты общественности. Так, по данным Счетной палаты, с 2006 года, когда начал действовать закон о госзакупках, показатель конкуренции снизился с 3,68 заявки на лот до 2,78. Отсутствие системы льгот и преференций производителям и поставщикам продукции, работ и услуг для государственных нужд, а также механизмов их реализации не мотивирует участие бизнеса в секторе государственного рынка, объясняется в докладе.
Между тем начальник управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев считает, что «с 2005 года конкурентная среда существенно улучшилась». А эксперт по госзакупкам Иван Бегтин пояснил журналистам, что благодаря новому закону исчезла неквалифицированная конкуренция — это когда среди поставщиков, подающих заявку на заказ, находится часть тех, кто не может выполнить заказ, но участвует в конкурсе, и формально получается «конкурентная среда». Вместе с тем, Бегтин признает, что госзакупки «надо серьезно реформировать».
Между тем, по данным Счетной палаты, требование отсутствия ряда обременений, препятствующих заключению или исполнению контракта (нахождение в процессе ликвидации, наличие факта банкротства, просроченной задолженности или ареста имущества более чем 25% активов), не предусматривает обязательности документального подтверждения, и это открывает доступ на рынок госзакупок поставщиков-банкротов, фирм-однодневок и посредников — через последних заключается до 80% закупок техники и технологий.
«Результаты анализа свидетельствуют, что вследствие системных ошибок закона № 94-ФЗ из семи поставленных в нем целей достигнуты только две — повышение прозрачности и гласности процедур размещения заказов для государственных нужд — создание единого экономического пространства», — делает вывод Счетная палата.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.