Сегодня в прокуратуре области состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов, на котором обсуждался вопрос о практике исполнения законодательства, направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту прав детей от преступных посягательств.

46С основным докладом по рассматриваемому вопросу выступила начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Галина Горшкова:

Уважаемые участники координационного совещания!

Состояние преступности среди подростков — основа будущей криминогенной ситуации. Важностью этого вопроса обусловлена необходимость проведения координационного совещания.
В целях профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, в нашей области сложилась система взаимодействия правоохранительных органов и органов и учреждений системы профилактики. Приняты и реализованы областные целевые программы «Профилактика правонарушений в Воронежской области на 2007-2011 годы», «Молодежь (2007-2011 годы)», «Дети Воронежской области на 2007-2010 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2010 годы».
В настоящее время приняты областные целевые программы «Дети Воронежской области на 2011-2014 годы», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».
В ходе реализации программ укреплена материально-техническая база подразделений по делам несовершеннолетних, организована деятельность лагеря «Ювеналист» для подростков, состоящих на учете в ПДН, поддержана деятельность студенческих оперативных отрядов правоохранительной направленности, проведены семинары-совещания, «круглые столы», диспуты по вопросам профилактики асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде.
Результаты комплексных межведомственных операций и акций,
индивидуально-воспитательной и коррекционной работы с несовершеннолетними, совершившими преступления, рассматривались на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), координационных и межведомственных совещаниях руководителей правоохранительных органов.
КДН и ЗП области рассматривались вопросы социальной реабилитации подростков, освободившихся из мест лишения свободы, профилактики групповой и повторной преступности несовершеннолетних, раннего предупреждения преступности несовершеннолетних. Практиковались выездные заседания комиссий.
Важным средством профилактики преступлений несовершеннолетних является вовлечение их в занятие общественно полезным трудом.
Областной целевой программой «Содействие занятости населения на 2010-2014 годы» предусмотрено временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
КДН и ЗП ведется единая межведомственная база данных на несовершеннолетних и семьи, требующие внимания со стороны государства.

2.

ФБУ «Бобровская воспитательная колония» и государственное учреждение Центр занятости населения Бобровского района ежегодно разрабатывается и реализуется план совместных мероприятий, согласно которому сотрудники ГУ ЦЗН Бобровского района ежеквартально предоставляют информацию о состоянии рынка труда, о российском, областном, городском и районном банках вакансий, а также обеспечивают поступление в Бобровскую воспитательную колонию специализированных периодических печатных изданий с информацией о вакансиях на региональном рынке труда.
За несовершеннолетними, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, вернувшимися из воспитательных колоний и специальных учреждений закрытого типа закреплены шефы-наставники из числа сотрудников ОВД.
Органами внутренних дел совместно с заинтересованными субъектами профилактики проводятся комплексные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, одним из основных направлений которых является профилактика повторной преступности среди несовершеннолетних. В 2010 году по инициативе ГУВД по Воронежской области организовано и проведено 25 таких мероприятий, в том числе комплексные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия «Группа», «Подросток», «Профилактика» и другие.
Указанные профилактические мероприятия способствовали тому, что с 2007 по 2010 годы в области регистрировалось снижение преступности несовершеннолетних.
Вместе с тем, анализ статистических данных о состоянии преступности среди несовершеннолетних за 4 месяца 2011 года свидетельствует о том, что в структуре преступности наметились негативные тенденции.
За анализируемый период в области зарегистрировано 333 преступления, совершенных несовершеннолетними (аналогичный период прошлого года — 331, + 0,6 %). Значительный рост числа преступлений, совершенных несовершеннолетними отмечается в городе Воронеже, Богучарском, Верхнемамонском, Верхнехавском, Грибановском, Калачеевском, Новоусманском, Острогожском, Павловском, Панинском, Петропавловском, Хохольском районах.
Число несовершеннолетних, совершивших преступления, увеличилось с 264 до 281 или на 6,4%. Рост количества несовершеннолетних, совершивших преступления, отмечается в перечисленных выше районах (кроме Новоусманского и Петропавловского).
С 120 до 127 или на 5,8% возросло количество несовершеннолетних, совершивших преступления в группе, с 20 до 31 или на 55% — в состоянии алкогольного опьянения, с 49 до 61 или на 24% несовершеннолетних, ранее совершавших преступления.
Наиболее высокий удельный вес групповых преступлений в Бобровском, Борисоглебском, Верхнемамонском, Верхнехавском, Новоусманском, Ольховатском, Острогожском, Таловском и Хохольском районах.
Каждое третье преступление несовершеннолетними совершается в состоянии алкогольного опьянения в Бобровском, Грибановском, Лискинском, Панинском, Таловском районах.

3
С 7 до 15 или на 114% увеличилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Существует ряд факторов, влияющих на подростковую преступность. Прежде всего, это семейное неблагополучие. Только в КДН и ЗП на учете состоит более 2 тысяч неблагополучных семей.
Допускаются просчеты в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Результаты прокурорских проверок показали, что в Богучарском, Воробьевском, Ольховатском, Таловском и других районах ненадлежащим образом организована и осуществляется работа органов системы профилактики по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении.
Отдельные КДН и ЗП районов области не стали координаторами деятельности органов и учреждений системы профилактики. В основном их деятельность сводится к рассмотрению административных материалов в отношении несовершеннолетних и их родителей.
КДН и ЗП Кантемировского, Ленинского и других районов не выполнялись функции по координации, объединению деятельности субъектов профилактики. Полномочия по внесению представлений в учреждения образования, здравоохранения не использовались, контроль за организацией занятости несовершеннолетних не осуществлялся, профилактическая работа с родителями подростков не налажена.
Важным средством профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних является привлечение подростков и их родителей к административной ответственности. КДН и ЗП не всегда использовали право составления протоколов в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей.
По действующему в Воронежской области законодательству сотрудники органов внутренних дел были ограничены в правах по составлению протоколов в отношении родителей, юридических лиц, нарушающих требования законодательства, связанного с пребыванием детей на улицах в ночное время, в клубах, барах.
По инициативе прокуратуры области Воронежской областной Думой внесены изменения в Закон Воронежской области и сотрудники органов внутренних дел наделены правом составления протоколов.
Дела об административных правонарушениях КДН и ЗП Кантемировского, Каширского, Рамонского районов в ряде случаев рассматривались в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, без надлежащего уведомления о времени и месте их рассмотрения. При этом нередко наказание выносилось в виде предупреждения, что является неэффективным и не достигает целей недопущения совершения новых правонарушений.
В ходе прокурорских проверок выявлялись отдельные нарушения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел.

4
Сотрудниками ПДН ОВД отдельных районов (Петропавловского, Кантемировского, Ленинского и других районов) допускались факты формализма при проведении профилактической работы с подростками, состоящими на учете.
Органами и учреждениями системы профилактики недостаточно используются возможности помещения несовершеннолетних в ЦВСНП, Аннинскую спецшколу, учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Несмотря на рост преступлений, совершенных несовершеннолетними в группе совместно со взрослыми лицами (4 месяца 2011 года — 90, АППГ — 70), количество выявленных преступлений, предусмотренных ст.150 УК РФ, снизилось (4 месяца 2011 — 16, АППГ — 42).
Органами предварительного следствия по результатам расследования не во всех случаях выявляются причины и условия совершения преступлений, допускаются факты внесения формальных представлений в порядке ст.158 УПК РФ, получение ответов на которые не контролируется.
В ряде районов области информация о несовершеннолетних лицах, совершивших повторные преступления, предоставляется следственными органами в ПДН несвоевременно, либо совсем не предоставляется.
Органами опеки и попечительства ненадлежащим образом исполняются требования законодательства при оформлении опеки и передаче детей в приемные семьи. Выявлены нарушения при осуществлении контроля за содержанием, воспитанием, образованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.
Так, в октябре 2010 года несовершеннолетний К., оставшийся без попечения родителей, по ходатайству органа опеки и попечительства направлен для обучения в профессиональное училище №38 с.Новая Усмань. Подросток неоднократно самовольно отлучался из образовательного учреждения, а с начала 2011 года в училище не прибыл и оставался с лишенной родительских прав матерью. Вследствие отсутствия контроля органа опеки и попечительства несовершеннолетний совершил 2 кражи, в том числе продуктов питания. Аналогичный факт в Кантемировском районе в отношении несовершеннолетнего С., прибывшего из Аннинской специальной общеобразовательной школы. Без предварительного согласия опекунами несовершеннолетнего назначались посторонние граждане, не выражавшие соответствующего желания, и на протяжении более двух месяцев подросток проживал с отцом, лишенным родительских прав. Оставшись без надлежащего присмотра, С. не посещал занятия и совершил грабеж.
5
Ослаблена профилактическая работа с несовершеннолетними отдельными образовательными учреждениями области.
Многочисленные нарушения законодательства выявлены в образовательных учреждениях Грибановского района, где администрации ряда школ самоустранились от проведения профилактической работы с учащимися, их родителями и «трудными семьями».
Работа органов социальной защиты населения и сети учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, остается не на высоком уровне. Свою главную задачу по проведению профилактической работы в отношении детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, они выполняют не в полной мере. Не выясняются причины и условия, способствующие безнадзорности несовершеннолетних, не организована на должном уровне индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями, состоящими на учете, не всегда составляются и целенаправленно реализуются программы реабилитации и адаптации детей. Из-за ослабления контроля за воспитанниками, отсутствия надлежащей воспитательной профилактической работы имеют место факты самовольных уходов из приютов и социально-реабилитационных центров, школ- интернатов.
На профилактическом учете в ГУЗ БОНД состоит 1876 подростков, из которых 215 — в связи с пагубным употреблением наркотических средств. 8 несовершеннолетним поставлен диагноз «наркомания».
Выявление и привлечение к уголовной ответственности взрослых лиц, вовлекающих подростков в систематическое употребление одурманивающих веществ является эффективным методом индивидуальной и общей профилактики наркомании среди несовершеннолетних. Однако, согласно сведениям информцентра ГУВД области, взрослые лица по ст.151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление наркотических веществ) в 2010 году к ответственности не привлекались.
Особую тревогу вызывают преступления, совершаемые в отношении детей. В 2010 году совершено 760 преступлений в отношении несовершеннолетних (2009 -1037), в том числе 50 фактов жестокого обращения с детьми, допущенные родителями и законными представителями (2009 — 53).
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что причины совершения преступлений в отношении детей в определенной мере связаны с отсутствием надлежащей работы органов и учреждений системы профилактики в отношении семей социального риска.
В ходе проверок также установлено, что во многих образовательных учреждениях области профилактическая работа с неблагополучными подростками и семьями социального риска осуществляется ненадлежащим образом. Не во всех необходимых случаях ставятся вопросы о привлечении родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Установлено, что в ряде районов области (Воробьёвский, Рамонский, Эртильский и др.) между правоохранительными органами и учреждениями системы профилактики отсутствует взаимодействие, позволяющее организовать результативную деятельность по выявлению фактов жестокого обращения
с детьми. Не налажен обмен информацией по вопросам соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Левобережного района не проводили профилактическую работу в отношении семьи малолетней О., 06.09.2008 г.р., находящейся в социально опасном положении. Взрослые члены семьи несовершеннолетней злоупотребляли спиртными напитками. Указанное стало одной из причин ее изнасилования сожителем бабушки.
Ежегодно по результатам прокурорских проверок выявляется более 1000 нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вносится свыше 150 представлений, по результатам рассмотрения которых более 200 должностных лиц привлекается к дисциплинарной ответственности, более 60 лиц привлекается к административной ответственности. Вместе с тем, зачастую прокурорами не обеспечивается комплексный и системный подход к проведению проверок, ими охватываются лишь отдельные органы системы профилактики, по причине отсутствия реального контроля за устранением нарушений законодательства данные органы продолжают их допускать.
Результаты проведенного обобщения свидетельствуют о необходимости активизации всех органов и учреждений системы профилактики, правоохранительных органов. Лишь совместные усилия позволят повысить эффективность этой работы, не допустить ухудшения криминогенной ситуации в подростковой среде.
Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних
старший советник юстиции Г.В. Горшкова

...