Гендиректор ООО «Воронежская транспортная компания» (ВТК) Сергей Рябов обратился в Генпрокуратуру с требованием привлечь руководителя департамента городских пассажирских перевозок мэрии Дмитрия Крутских к ответственности за препятствование коммерческой деятельности. Поводом стала передача нескольких ранее обслуживавшихся ВТК направлений другим перевозчикам. Сам господин Крутских утверждает, что ВТК незаконно сдавала маршруты в субаренду, пишет «КоммерсантЪ».

О содержании письма Сергея Рябова в Генпрокуратуру рассказал адвокат Владимир Калинин. По его словам, в документе господин Рябов призывает ведомство привлечь Дмитрия Крутских к уголовной ответственности за злоупотребление положением, препятствование коммерческой деятельности и неисполнение решения суда. Поводом стал ряд апрельских распоряжений господина Крутских, в частности, регламентировавших передачу ранее обслуживавшихся ВТК маршрутов 27, 30, 108 в управление другим организациям. «Например, 27-й был передан ООО „Воронежавтолинии“, а 30-й – „Трансавто“. Такие действия были совершены по заявлению руководителей названных фирм и якобы в связи с систематическим неисполнением ВТК обязательств по перевозкам. Хотя наше предприятие нормально обслуживало маршруты», – сообщил юрист.

По словам господина Калинина, компания обжаловала решение мэрии о передаче 27-го маршрута в арбитраже, который поддержал ВТК. «Дальше начались чудеса. Крутских в конце апреля издал распоряжение о возвращении нам направления, однако нарушил требования Гражданского кодекса и не ознакомил нас с ним. А уже 4 мая новой директивой передал маршрут в „Воронежавтолинии“, поскольку мы его не начали обслуживать», – рассказал Владимир Калинин. Адвокат эмоционально заявил, что руководству ВТК «надоело терпеть беззаконие». По его словам, он уже инициировал идентичное судебное разбирательство по 30-му маршруту и надеется на успех.

Сам Дмитрий Крутских считает свои действия законными. «Я просто помог настоящим эксплуататорам названных маршрутов работать самостоятельно. Сергей Рябов фактически сдавал направления в субаренду, что не было предусмотрено договором. Единственная организация в Воронеже, которая по местному законодательству имеет право заниматься распределением маршрутов, – наше ведомство. В лице ВТК мы получили продавца воздуха, который не эксплуатировал направления и ничего не делал для их развития. Сергей Рябов просто собирал деньги», – заявил он. Чиновник отметил, что в свое время Валерий Старков, бывший гендиректор МУП «ПАТП-4», выводил маршруты из ПАТП в свою ВТК, чем наносил горбюджету убыток, а само предприятие сделал экономически неэффективным.

Более 170 действующих в Воронеже маршрутов обслуживают 2 тыс. автобусов и маршрутных такси из почти 40 предприятий. Из них три муниципальных (МУП МТК «Воронежпассажиртранс», ПАТП-4 и ПАТП-5) занимают порядка 10% рынка. Крупнейшим частным игроком (не менее 400 единиц техники) является ООО «ПАТП-1» (всего около 20%). Средняя годовая чистая прибыль от одного направления, по оценкам мэрии, составляет примерно 1-1,2 млн рублей. Ставшие предметом разбирательства маршруты 27 и 30 являются одними из наиболее популярных и прибыльных в городе. ВТК контролирует десять направлений, ее владельцем считается бывший гендиректор ПАТП-4 Валерий Старков.

Участники рынка разошлись во мнениях относительно ситуации. «Видимо, претензии к Крутских появляются потому, что он начал наводить порядок на рынке, что-то делать с ситуацией в городской транспортной системе. Его действия, естественно, не могут приветствоваться всеми заинтересованными сторонами, вот и появляются недовольные», – уверен депутат гордумы, лидер фракции «Единой России» Вадим Клецов. Контролируемое им ООО «Фенко-авто» обслуживает несколько маршрутов.

Замгендиректора ООО «ПАТП-7 „Автокомплекс“» Николай Киселев, неоднократно обвинявший городские власти в неэффективной и незаконной деятельности на рынке пассажирских перевозок, с Вадимом Клецовым не согласился. «Мы уже опустили руки. Такое впечатление, что воротилы воронежского транспортного рынка скупили уже всех и вся во власти и силовых структурах. Единственное исключение – глава региона Алексей Гордеев. Я направил ему письмо о проблемах на рынке и получил достойный и конкретный ответ. Возможно, с его появлением в Воронеже ситуация и переломится», – сказал он.

Напомним, что Дмитрий Крутских, пришедший в мэрию в мае 2008 года, а до 2006-го руководивший транспортным предприятием ООО «Автолайн», не впервые сталкивается с претензиями частных перевозчиков. К примеру, в середине мая с аналогичными жалобами на чиновника к правоохранительным органам и региональным властям обратился Иван Азаров, директор и совладелец ООО «Маршрутные линии». Ранее компания обслуживала маршруты 3В, 3Б, 100 и 36, общий ежемесячный оборот которых превышает 400 тыс. рублей. В результате конкурса, проведенного руководимым господином Крутских ведомством, они были переданы ООО «ПТП-2». Однако, по заявлению Ивана Азарова, в реальности их получили «дружественные по отношению к Дмитрию Крутских» бизнес-структуры. Чиновник же называл оппонента одним из самых недобросовестных участников рынка.


Всеволод Инютин

...