Кинофильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Елена» получила приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, сообщает ВВС. Победителями программы «Особый взгляд» стали фильмы «Ариранг» корейского режиссера Ким Ки Дука и «Назад дороги нет» немца Андреаса Дрезена, сообщает newsru.com.

«Елена» — история пожилой супружеской пары, обитающей в наши дни в Москве в окрестностях Остоженки. Это рассуждение о том, что с русскими людьми сделали деньги, и одновременно — о том, на что может быть способна мать ради своего ребенка.

Главных героев сыграли режиссер «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов и театральная актриса Надежда Маркина. Свой выбор исполнителей Звягинцев в интервью РИА «Новости» объяснил следующим образом: лицо Маркиной он вспомнил сразу, поскольку в ней увидел «уникальное сочетание народного типа и удивительного благородства почти аристократического толка», а в нем — редкую для 70-летнего российского актера витальность.

История создания картины оказалась непростой. «Началось все с того, что британский продюсер Оливер Данги, c которым мы работали над «Нью-Йорк, я люблю тебя» (New York, I Love You, 2009), предложил проект: режиссеры из четырех регионов — Северной Америки, Южной Америки, Европы и Азии, — снимают четыре полнометражных фильма, один с другим ничем не связанные, кроме общей темы, которую он обозначил ни много ни мало как апокалипсис», — рассказал Звягинцев.

Приблизительно месяц он размышлял над проблемой конца света вместе со своим постоянным сценаристом Олегом Негиным, а потом «однажды ночью позвонил Олег и, волнуясь, рассказал историю: почти свою, из своей жизни, но рассказал ее уже как сюжет. Мне история понравилась, он засел за сценарий и за восемь-десять дней написал — просто ушел в другое пространство и сделал практически весь текст, который и стал фильмом, за вычетом нескольких эпизодов, родившихся позже».

Правда, иностранного продюсера идея не впечатлила: она показалась недостаточно масштабной, вдобавок, ее сложно было приспособить к англоязычным реалиям. В итоге Звягинцев в разгар кризиса забрал свой сценарий и решил, что найдет финансирование самостоятельно в Москве, потому что, как объясняет сам режиссер, они с Негиным «уже влюбились в эту историю и хотели делать именно ее».

С Александром Роднянским он повстречался почти случайно — но благодаря ему уже осенью 2009 года смог вплотную приступить к работе над будущей картиной, бюджет которой составил примерно 3 миллиона долларов. За камеру отвечал постоянный оператор Звягинцева Михаил Кричман, награжденный в прошлом году в Венеции за фильм Алексея Федорченко «Овсянки».

«Мы с Мишей счастливейшим образом работали уже в третий раз. На «Изгнании» у нас было два года подготовки: мы сидели, придумывали фильм. «Возвращение» вообще было все нарисовано, каждый кадр был заранее известен. И так же с «Еленой»: у нас полгода было, чтобы придумать эту незатейливую историю с двумя интерьерами. Конечно, пространство в результате что-то предлагает само, диктует: ты вот так не можешь снять, приходится снимать этак. Но согласованность заранее существует между нами, мы уже почти на одном языке говорим», — признается Звягинцев.

К фильму, который получился в итоге, проявляли интерес оба крупнейших мировых фестиваля — Венецианский и Каннский. Поначалу все ждали, что «Елену» включат в каннский конкурс, затем пошли слухи, что фильм поедет в Венецию, в итоге все кончилось почетным местом в финале программы «Особый взгляд». О том, почему так произошло, много дискутировали посвященные в ситуацию критики, но участники событий всегда отказывались давать комментарии.

«Если буду отвечать, я невольно войду на конфликтную территорию, а там всюду сплошные слухи. Это все было очень волнительно, но к фильму не имеет никакого отношения. По здравому рассуждению, успокоившись, я понимаю, что «Елена» — в Каннах, на лучшем кинорынке мира, чего Роднянский и наш мировой дистрибьютор Эрик Лагесс из компании «Пирамида», собственно, и хотели», — говорит сам режиссер.

...