10 февраля сенатор от Воронежской области Сергей Лукин выступил в Совете Федерации на заседании «круглого стола» по актуальным вопросам новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, охватывающей многоквартирные дома, признанные непригодными для проживания с 1 января 2017 до 1 января 2022 года.

В федеральном бюджете для этих целей на два года предусмотрено 45 млрд рублей, причем выделение средств происходит на условиях софинансирования регионом.

Напомним, на сегодняшний день в России реализуется программа расселения жилья, получившего статус аварийного до 1 января 2017 года.

В своем докладе Сергей Лукин акцентировал внимание на том, что согласно установленным правилам, субъект федерации может приступить к реализации новой программы, только завершив расселение по уже действующей.

Воронежская область по данному направлению относится к числу лидеров, сообщил директор Фонда развития территорий Андрей Шелковый: целевые показатели федерального проекта выполнены, а в первом квартале 2023 года будут завершены и региональные адресные программы.  Переселено порядка 3,4 тыс. человек, проживавших в 110 аварийных многоквартирных домах площадью около 53 тысяч кв.м.

Теперь регион готовится работать по новой программе расселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года.

«Воронежской областью накоплен определенный опыт, который позволяет обозначить ряд проблемных моментов, характерных как для нашего региона, имеющего достаточный уровень бюджетной обеспеченности, так и для регионов, находящихся в более сложном положении по данному показателю», — заявил Сергей Лукин.

Сенатор указал на то, что Стратегией развития строительной отрасли до 2030 года предусмотрено совершенствование порядка и механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости «бесшовного» перехода в субъектах федерации к новой программе расселения граждан из аварийного жилья.

Анализируя выявленные проблемы, Сергей Лукин выразил обеспокоенность тем, что в наиболее уязвимом положении находятся дотационные регионы с недостаточной бюджетной обеспеченностью. В качестве примера он привел ситуацию, сложившуюся в Архангельской области – несколькими неделями ранее ее подробно рассматривали на заседании профильного Комитета Совета Федерации.

Так, в этом регионе русского Севера на 1 января текущего года признано аварийными 4874 дома общей площадью почти 1,2 млн кв.м – без учета ранее расселенных домов. Из указанного объема до конца 2024 года планируется расселить только 246 тысяч кв.м, которые признаны аварийными до 1 января 2017 года. Таким образом, в Архангельской области более чем 900 тысяч кв.м аварийного жилья в действующую программу не входит – то есть их переселением придется заниматься уже после 2024 года. А тем временем в регионе более десятка домов уже сошли со свай, 113 находятся под угрозой обрушения. И все это в условиях, когда региональный бюджет испытывает острый дефицит средств на софинансирование программы расселения.

Подобная ситуация наблюдается в значительном количестве субъектов федерации.

«Необходимо на федеральном уровне разработать механизм, обеспечивающий баланс возможности решения проблемы расселения аварийного жилищного фонда регионами с разной степенью бюджетной обеспеченности», — обозначил свою принципиальную позицию Сергей Лукин.

По словам сенатора, значительной сложностью, с которой предстоит столкнуться при реализации новой программы, многие субъекты федерации называют увеличение доли софинансирования расселения регионами с 11% до 40%. Это увеличит финансовую нагрузку на субъект РФ, и как следствие, на муниципальные образования – участников программы.

При этом, добавил Сергей Лукин, проблема несоответствия стоимости квадратного метра жилья, установленного Министерством строительства, рыночной цене жилья по-прежнему сохраняет свою актуальность для большинства регионов.

«Если говорить о Воронежской области, норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по региону на первое полугодие 2023 года утвержден приказом Министерства строительства в размере 77 537 рублей. Тогда как на рынке жилищного строительства в городе Воронеже стоимость одного квадратного метра жилья, соответствующего стандартам, установленным Минстроем России, составляет в среднем 88-100 тысяч рублей», — проинформировал Сергей Лукин.

Парламентарий уточнил: поскольку приобретение квартир для переселения граждан из аварийного жилого фонда осуществляется на основании федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…», цена по результатам аукциона является объективной, отражающей реальную стоимость квадратного метра в регионе.

Также сенатор привел данные о том, что квартиры, аналогичные по характеристикам тем, из которых переезжают жильцы аварийных домов, в настоящее время не строятся: они не соответствуют современным нормативам. В связи с этим гражданам предоставляют квартиры большей площади, чем те, из которых они переезжают. Все это создает дополнительную нагрузку на региональный и муниципальный бюджеты.

Сергей Лукин внес предложение увеличить долю софинансирования из федерального бюджета для дотационных регионов.

Несомненную важность обозначенной сенатором проблемы отметили все участники «круглого стола». Представители Министерства строительства и Фонда развития территорий сообщили, что уже производится корректировка формулы расчета уровня софинансирования для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью.

Также Сергей Лукин оценил перспективность применения для расселения аварийного жилья механизма комплексного развития территорий (КРТ), благодаря которому привлекаются внебюджетные источники финансирования.

Сенатор обратил внимание на типичную ситуацию, наблюдающуюся при реализации таких проектов. Зачастую на территории, подлежащей комплексному развитию, неаварийные дома соседствуют с домами, признанными аварийными как до 1 января 2017 года, так и после этой даты. Причем те регионы, которые еще не завершили текущую программу расселения, не могут претендовать на субсидии из федерального бюджета для переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года. Соответственно, реализация проекта КРТ в целом затягивается.

В целях решения этого вопроса в ходе «круглого стола» Сергей Лукин выступил с инициативой в рамках реализации проектов комплексного развития территорий направлять федеральные субсидии на расселение домов, включенных в новую программу, вне зависимости от того, завершил ли регион предыдущую программу расселения. Директор Фонда развития территорий Андрей Шелковый в свою очередь отметил, что для подобных случаев в перспективе может обсуждаться выделение отдельного лимита финансовых средств.

Кроме того, Сергей Лукин поднял проблему, характерную для большинства регионов – расселение домов блокированной застройки. Согласно действующим нормам, они не отнесены к категории многоквартирных домов – следовательно, финансовая поддержка из федерального бюджета в отношении таких домов предоставляться не может.

Несмотря на это, начиная с 2017 года, за счет средств консолидированного бюджета Воронежской области расселен 121 аварийный дом блокированной застройки.

В своем выступлении сенатор озвучил следующее предложение: внести изменения в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», а именно – распространить действие статьи, регулирующей правила региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, помимо многоквартирных домов, на дома блокированной застройки.

Это начинание также получило поддержку участников «круглого стола».

В ходе дискуссии представители федеральных и региональных органов власти, а также профессиональных объединений рассмотрели и такие аспекты решения проблемы расселения аварийного жилья, как использование арендных домов и более широкое привлечение внебюджетных средств. По мнению многих выступающих, программы расселения аварийного жилищного фонда должны носить бессрочный характер. Ведь темпы переселения отстают от скорости ветшания домов, объем аварийного жилья в стране увеличивается приблизительно на 2 млн кв.м в год.

Сергей Лукин подчеркнул: «Необходимы конкретные решения. Если мы не будем принимать достаточно действенных мер для отладки новой программы переселения из аварийного жилья, она будет пробуксовывать – тем более в сегодняшних непростых условиях формирования бюджетов регионов».

Принятые по итогам «круглого стола» рекомендации после соответствующей доработки будут направлены в профильные министерства и ведомства.

 

Ольга Вороновская

...