Categories: Интервью

Сергей Гармаш: «Я – не патриот!»

26 апреля в Воронеже побывал народный артист РФ Сергей Гармаш. В кинотеатре «Спартак» известный актер провел творческий вечер, во время которого рассказал о себе, а также ответил на все интересующие зрителей вопросы. Записки на стол Гармаша сыпались как из рога изобилия. Сергей Леонидович сразу предупредил, что ответит на все вопросы, кроме «желтых». Но последних, в общем-то, и не было – публика, пришедшая посмотреть и послушать любимого артиста, оказалась на редкость интеллигентной.

«Маринина и Донцова – это не литература. Это – другой жанр»

— Сергей Леонидович, у вас есть любимая роль в театре или кино?

— Не то что любимая, знаковая, я бы сказал. Это моя роль в фильме «Отряд», она – как первая любовь. А так все сыгранные роли я считаю своими родственниками. Просто какие-то из них – близкие родственники, какие-то дальние, а какие-то просто знакомые. Если сложить все роли в театре и кино, цифра получится внушительная. Но количество ни о чем не говорит. Мне в жизни повезло сняться у таких режиссеров, как Тодоровский, Соловьев, Михалков, Месхиев, Чухрай, Абдрашитов и так далее. Но это не говорит о какой-то моей исключительности. Актерская профессия — невероятно жестокая, несправедливая, безжалостная, а где то даже страшная … но мною очень любимая. На моем месте могло оказаться огромное количество мужчин, которые работают в Воронеже, Волгограде, Ростове или Саратове. И раз уж я попал в кино, то не хочу бросать камень в те картины, в которых я просто зарабатывал деньги. Да, в моей жизни было много такого, когда я соглашался на съемки, зная, что эта картина мне не доставит ни удовольствия, ни каких-то других дивидендов. Я просто шел зарабатывать деньги, чтобы прокормить свою семью.

— А с кем из известных режиссеров было особенно комфортно работать?

— Со всеми вышеперечисленными. Года 4 назад я работал с совершенно удивительным человеком – польским режиссером Анджеем Вайдой. К сожалению, у каждого наступает время, когда с профессией приходится прощаться. Но Анджей Вайда – исключение. Когда я снимался у него в «Катыни», ему было 85 лет! Роль у меня была не большая, но это было безумно интересно. Потрясающий старик! Да и вообще мне очень везло с режиссерами.

— Как вы относитесь к современной литературе, есть ли любимые авторы?

— Основными моментами домашней работы артиста я считаю постоянное чтение художественной литературы и наблюдение за людьми. С одной стороны можно подумать, что с литературой у нас не плохо – полки книжных магазинов полны! Но литература литературе рознь. Скажу прямо, не боясь, что кто-то на меня обидится. Даже творчество Маши Марининой, написавшей всех «Каменских», я не считаю художественной литературой. Надеюсь Маша, с которой я дружу и которую очень люблю, не обидится на меня. То же касается Донцовой, и всех остальных авторов. Это не художественная литература, это какой-то новый жанр, предназначенный для сериалов.

Вот ведь парадокс! Раньше не было свободы слова, но было много гениальных произведений. А сейчас пиши что хочешь – хоть «президент дурак» — но это не увеличивает количество замечательных авторов. Хотя они редко, но попадаются. Вот недавно открыл для себя Алексея Иванова. Прочел его книгу «Географ глобус пропил», а дальше уже запоем читал «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Общага-на-крови». Этот человек много лет проработал в кочегарке, имея два высших образования – истфак и филфак. Его первый роман 8 лет пролежал в столе, прежде чем быть опубликованным. Вот Иванов – абсолютно в традиции русской литературы. Так же мне нравится Захар Прилепин, хотя мы с ним не совпадаем по политическим взглядам – он «лимоновец». Но Прилепин написал совершенно замечательную повесть «Санькя». Елена Чижова – питерская писательница, написала недавно замечательный роман «Время женщин». И параллельно я знакомлюсь с зарубежной литературой. Сейчас появился отличный скандинавский автор – Ларс Соби Кристенсен – его роман «Полубрат» всем советую прочесть. Есть замечательный итальянец Алессандро Барикко, отличные романы «История пианиста», «Шок» и т.д. В общем, литературу я очень люблю. Я не бросаю камень в ту молодежь, которая сидит у экрана компьютера и ничего не читает. Она сама в себя этот камень бросает…

— Говорят, Тодоровский выкупил права на экранизацию романа Иванова. Н вам не предложил роль?

— Да, у него есть права, но на экранизацию всего одного романа. Пока не скажу какого. Не знаю, может быть и предложит.

«Скоро Астахов меня убьет!»

— Вы снимаетесь в «Нюрбельском процессе» с нашим земляком Сергеем Астаховым. Что можете рассказать о съемках?

— Кроме того, что фильм снимается во Вроцлаве – где тепло и хорошо, пока больше ничего не могу сказать. С Астаховым я пересекаюсь, но крайне мало. Он убить меня должен, но пока не убил. Вот 1 мая поеду на съемки – убьет!

— А другим нашим земляком — Сергеем Селиным в «Выкрутасах» как работалось?

— И Селин ваш земляк? Ну надо же! Замечательно работалось. Селин — прекрасный артист.

— С Еленой Яковлевой вы снимались в сериале «Каменская», играли вместе во многих спектаклях. Как вам с ней работается?

— Мы с Леной в один год пришли в театр. Она самая ближайшая моя партнерша в театре, мы десятки лет играли разные спектакли. Сейчас вместе играем «Пять вечеров». Мы с Яковлевой настолько понимаем друг друга, настолько мы на одной волне, что любой дубль у нас переписывается в две секунды. Мы как партнеры не можем с Яковлевой сбиться, потому что мы настолько знаем друг друга… Это мастерство — как говорил Станиславский «петелька к крючочку» — у нас работает безотказно. Низкий ей поклон и спасибо большое, она замечательная актриса.

— Почему ушли из «Каменской»?

— Мы с Яковлевой собирались уйти вместе, но Лена осталась, а я ушел. Я вообще договаривался на две части. Ну третья еще была нормальной, что снимал Юра Мороз. Начиная с четвертой пошел тихий ужас. И Маринина здесь не причем – она никогда сценариев не писала. Сценарий писали черные рабы, которые делают это левой ногой. Сначала «Каменская» была мне интересна, там было несколько неплохих романов. Но после 60-ти сыгранных мною серий играть эту роль дальше было бы тормозом для профессии, поэтому я ушел.

«Есть авторы, за которых не стоит браться. Булгаков – один из них…»

— Сергей Леонидович, вы никогда не задумывались над тем, почему так много гениальных артистов вашего поколения, и почти нет выдающихся среди молодежи?

— Сейчас все стремятся побольше сняться в кино, деньги зарабатывают. С первого курса начинают сниматься, а если студент снялся, то учиться он уже перестает. Если бы я снялся, хотя бы в эпизоде, когда учился в школе-стадии МХАТ, меня бы выгнали из института. Даже летом нельзя было сниматься! Исключение могли сделать только на 4 курсе, и то это редкий случай. Но самому нельзя было, только с разрешения! Вы знаете, что великие артисты Дужников («Без вины виноватые», «Сказание о земле сибирской») и Михаил Иванович Пуговкин – это первый набор школы студии МХАТ — были выгнаны оттуда из-за кино. Я не против того, чтобы молодежь снималась в кино – жить-то на что-то надо, но я против того, чтобы переставали учиться. Надо брать пример с Евстигнеева который и в кино снимался, и в театре играл, и реально преподавал в школе-студии МХАТ. А сейчас таких фамилий в школе-студии МХАТ нет!

— Только что в кинотеатрах закончился прокат картины Юрия Кары «Мастер и Маргарита», где вы сыграли поэта Бездомного. Вы смотрели этот фильм?

— Кара снял этот фильм 14 лет назад, однако из-за судебных споров между создателями картины и наследниками творчества Булгакова фильм не мог быть показан зрителю. Я посмотрел этот фильм после того, как он 9 лет пролежал на полке, сейчас – нет. Я конечно благодарен Каре за то, что он пригласил меня на эту роль, дал возможность пообщаться с такими великими актерами, прикоснуться к Булгакову… Но я считаю, что фильм «Мастер и Маргарита» никогда никто не снимет, и не нужно пытаться этого делать. Есть такие авторы, за которых не стоит браться. Это Булгаков, Гоголь, Платонов, Бунин, Гофман – которых не нужно пытаться притащить к кинематографу. Там может быть кто угодно – Филиппенко, Гафт, Гармаш… только там не будет Булгакова! Исключение – «Собачье сердце». Но я считаю, что эту картину вытянул Евгений Александрович Евстигнеев. Ни одной картины у Бортко, при всем моем уважении, вы на таком уровне не найдете — там планку задал Евстигнеев.

— А как вам роль Бездомного у Галкина в сериале Бортко?

— Я, к сожалению, картину Бортко всю не видел. Но скажу, что ушедший от нас потрясающий артист Влад Галкин лучшие свои роли сыграл не там. Он сыграл массу прекрасных и точных ролей, и его смерть является огромной для всех нас потерей.

— А что скажете про «Утомленные солнцем. Предстояние», где вы снимались? О ней были не очень хорошие отзывы… И стоит ли идти на «Утомленные солнцем. Цитадель», премьера которой состоится 5 мая?

— Я скажу вам честно, на эту картину было потрачено очень много сил. Она начала сниматься раньше, чем «12». Потом произошло то, что редко происходит в кино, но уже было у меня в «Анне Карениной» Соловьева – когда режиссер вылетает из графика, причем не по своей вине, и все начинает идти кувырком. В результате, «Утомленные солнцем» и «Анна Каренина» снимались по три года. Но к сожалению, многое в этом фильме не получилось на мой взгляд. Многое можно было бы убрать. Что касается «Цитадели», то эта часть будет намного лучше. Помню, подошел ко мне один знакомый режиссер, и просто «размазал» «Утомленные солнцем. Предстояние». А два месяца назад я его встречаю в Киеве и он выдает: «Гармаш, я был у Никиты дома, посмотрел вторую часть «Утомленных». Проплакал два часа!» А он, к слову, труден на слезы. Поэтому призываю вас в мае идти и смотреть «Цитадель». Я там не снимался, но видел сценарий.

«Мне разные профессии интересны… кроме палача!»

— Вы сыграли множество ролей, а сыграли бы солдата? Может быть не российского даже, а британского или американского?

— Нет, ни британского, ни американского солдата я играть бы не стал. И не потому, что я патриот. Я не люблю слово патриотизм. Мне очень нравится фраза Марка Твена: «Патриотизм это последнее прибежище подлеца». Прививать любовь к родине, это все равно что прививать любовь к материнской груди. А у нас уже чуть ли не курсы патриотизма создают. А не буду британского солдата играть, потому что типаж не тот. Есть гениальные актеры Аль Пачино, Роберт Де Ниро. Это высочайшего класса актеры, я у них учусь. Но вы можете представить себе, что кто-то из них играет простого воронежского мужика в каком-нибудь шукшинском рассказе? Такой же и из меня британский офицер. Я сейчас отказываюсь и от ролей милиционеров – наигрался я всего этого уже. Мне сейчас хочется сыграть какого-то слабого человека. Или людей разных профессий. Я не играл летчика, дворника… Врача я играл, но еще раз согласился бы. Мне интересны люди разных профессий. Кроме одной пожалуй – палача. В любой другой профессии можно найти что-то интересное.

— Когда вы снимались в фильме про метеорологов, вас на съемочную площадку доставляли на вертолете – чтобы избежать пробок. А когда едете на гастроли, какие требования предъявляете организаторам? Им с вами сложно?

— Иногда со мной сложно, но чаще нет. А требования какие? Хочу комфортно жить и отдыхать, я ведь и так всю жизнь в дороге. Что касается съемок фильма «Прячься», куда меня якобы доставляли на вертолете, то побольше читайте Интернет, и узнаете, что меня куда-нибудь и на ракете доставляли. Никакого вертолета на самом деле не было. Кстати картина, к сожалению, не вышла…

— У вас были судебные тяжбы со Свердловским банком, чем они закончились? И почему вы подали на них в суд, если сами согласились на фотосесиию и получили за нее 5 миллионов.

— Дело кончилось примирением сторон. Но это был первый и последний опыт моего участия в рекламе. Просто когда я делал, эту фотосессию, она была одна. А потом они наделали еще кучу фотографий, объясняя мне: «Да вы не волнуйтесь, Сергей Леонидович, мы это делаем для проформы, для отчета — что мы работаем!» В итоге то, что было «для проформы», в рекламе и появилось. Поэтому я и подал иск на 12 миллионов.

— Вы постоянно курите в кадре. Вы таким способом пропагандируете курение?

— Вы знаете — моя задача не пропаганда курения или антикурения, а несколько другая. Кстати, я хотел быть врачом. Как-то я порезал палец и с такой гордостью ходил и давал его зашивать. Но потом увидел, как девочке зашивают палец, меня передернуло. Я понял, что себе могу, а другим не смогу ничего делать. Но сейчас с удовольствием играю врачей. Я не против пропаганды некурения. И всегда говорю: «Молодежь, не курите! Особенно девочки».

«Море и парус – несбывшаяся мечта!»

— Сергей Леонидович, а вы никогда не интересовались происхождением своей фамилии?

— Почему же, интересовался! На Запорожской сечи был казак по фамилии Швец. Потом каким-то образом один из его сыновей взял фамилию Гармаш, оттуда наш род и начался. Гармаш в точном переводе с украинского означает канонир, или пушкарь. Пушка по-украински — «гармата».

— Скажите, все люди вашего уровня настолько просты в общении?

— Я не придаю себе излишнего значения. Я хочу не просто казаться простым, я хочу с вами разговаривать на равных, потому что в итоге в этой жизни мы делаем одно дело: растим детей, любим родителей, стараемся сделать жизнь лучше. И когда мы начинаем придавать себе особое значение, то в первую очередь начинаем плохо делать свою работу.

— Если бы вы могли встретиться с премьер-министром Путиным, о чем бы вы попросили действующую власть? И согласились ли бы принять участие в марше несогласных?

— В марше несогласных не приму участие никогда. Потому что, если пойду один раз, должен буду пойти второй, третий. Надо или заниматься чем-то, или не заниматься. Как говорится, сказал «а» — говори «б». Что касается Путина, то я встречался с ним год назад в Питере. Это была встреча, по поводу фонда «Подари жизнь» для детей больных лейкемией, мы тогда деньги для них собирали. Юра Шевчук покатил на него бочку. А я там задал свой вопрос — когда в нашей стране кто-то серьезно задумается о реформе начального образования.

— Никогда не жалели о том, что все-таки не поступили в мореходку?

— Если бы я вдруг стал несказанно богатым – так, чтобы мог себе купить двадцатиметровую яхту, я бы положил на стол книгу «Дети капитана гранта» и пошел по этому маршруту. Я бы все бросил! Может быть, это я сейчас так думаю, и меня бы хватило на год-два, но я бы точно так сделал! Море и парус – это вторая часть моей жизни, которая так и осталась в моих мечтах. Но я об этом не забываю!

Марина Хоружая,
Фото автора

Роман Жилин

Share
Published by
Роман Жилин

Recent Posts

Александр Гусев: Площадь возгорания в Лискинском районе за минувшие сутки сократилась

За минувшие сутки в Лискинском районе, где идет ликвидация пожара на нефтебазе, сократилась площадь возгорания.…

10 часов ago

Воронежские госавтоинспектора проводят рейды «выходного дня»

18 и 19 января в Воронежской области проходит традиционное профилактическое мероприятие «выходного дня». (далее…)

11 часов ago

Три человека пострадали в аварии с грузовиком под Воронежем

17 января в Семилукском районе на 2 км автодороги с. Землянск - с. Б. Верейка…

11 часов ago

О погоде на трассе М-4 «Дон» рассказали воронежцам

О погоде на трассе М-4 «Дон» 18 января рассказали в госкомпании «Автодор». (далее…)

12 часов ago

Водитель врезавшегося в металлический отбойник грузовика погиб на  трассе М-4 «Дон» в Воронежской области

17 января на 653 км автодороги М-4 «Дон» в Павловском районе произошла смертельная авария. (далее…)

12 часов ago

Пролет БПЛА воронежцы попал на видео

Как уже обобщалось, над территорией Воронежской области ночью 18 января было сбито несколько вражеских беспилотников.…

12 часов ago

This website uses cookies.