«Вести ПК» уже сообщало о том, недавно в Воронеже проходил кастинг на поступление в школу Олега Табакова. Среди воронежцев таланты искал преподаватель московского театрального колледжа, актер, режиссер Александр Мохов. Корреспонденту издания удалось пообщаться с Александром Анатольевичем в перерывах между просмотрами.

«Хорошими фактурами не разбрасываются!»

— По каким критериям вы отбираете ребят? Важна ли для актера внешность?

— Внешность всегда очень важна! Мы представители МХАТовской школы, а МХАТ – это фактура. Я заметил такую закономерность: чем дальше от Москвы, тем фактура лучше. Вот с вами по соседству – в Ельце – очень хорошую девочку нашел. Буду за нее биться, потому что такими фактурами не разбрасываются. А какие критерии отбора? Самобытность, и конечно же наличие таланта. Вот в деревне под Новосибирском, к примеру, нашли девчонку неземной красоты. Я ее когда увидел – чуть не упал — Мерилин Монро прямо! Привез в Москву на свой страх и риск, она кое-как прошла конкурсные испытания. Но Бог ей не дал таланта. Мы с педагогами, и с Олегом Павловичем Табаковым сидели и думали: «Ну что с ней делать? Играть она не может. Просто будет ходить?» Природные способности все-таки очень важны.

— В колледже Табакова учится наша землячка Маша Пестунова. Что вы можете о ней сказать?

— Машка Пестунова очень талантливая девочка. Она достаточно мелкая, на МХАТовскую артистку не тянет. Но у нее такое нутро, такая энергетика! Именно этим она может затмить любую красавицу с более яркой и выгодной фактурой. Маша – маленький бриллиантик. Я, по-моему, единственный педагог, который знает о ее музыкальном прошлом. Просто я хитрый — я должен все знать про своих студентов. Это был большой шаг — на музыкальном поприще Маша уже достигла определенных результатов, и вдруг остановилась и пошла в другом направлении.

— На просмотре Олег Табаков спрашивал у Маши, какое варенье она любит. А у вас есть какие-то оригинальные тестовые вопросы?

— Варенье, это еще ерунда. Когда нужно было в последний раз отсеивать детей, Табаков сделал смешную вещь — взял мыльные пузыри и попросил ребят дуть. Он смотрел не на то, как человек пускает эти шарики, а на реакцию ребят. В нашей профессии главное – восприятие партнера. Ему хотелось живого восприятия – это и есть природа, непосредственность.

«Нам нужна первозданность!»

— Можете назвать основные ошибки, которые ребята допускают на кастинге?

— Ну, это не ошибки — это закономерности. В столь юном возрасте редко кто идет на кастинг сознательно. В большинстве случаев это происходит так: шел по коридору, зашел не в ту комнату. Мало кто готовится по-настоящему, читают в основном школьный материал. А те, кто уже занимается в каких-то драмкружках – для нас испорчены! Нам нужна первозданность, дикая природная фактура. А дальше уже мы попытаемся научить, подсказать. Хотя Табаков считает, что научить этому невозможно. Талантливым человек рождается! Как говорит Олег Павлович: летит Бог и посыпает манной. Кого-то чуть-чуть зацепило, кому-то побольше досталось, а кого-то всего обсыпало. И наше дело рассмотреть эти обсыпанные головы.

— Табаков рассказывал, что когда он родился, его дядя сказал: «Парень будет артистом, у него глаза большие!»

— Я думаю, что он имел в виду выразительность глаз. Я тоже всегда говорю студентам: «Кино — это глаза!» Взгляд должен был таким, чтобы нельзя было оторваться, чтобы человек посмотрел тебе в глаза и пропал!

— Как вы выходите из положения, когда дети не проходят, и начинают плакать?

— Несмотря на то, что они дети — они уже не маленькие. Я также в 15 лет поступал в Иркутское театральное училище, также проходил кастинги. И у нас прослушивание было куда жестче. А мы сейчас и на отборочных турах, и во время учебы создаем детям райские условия. Они стирают только свои носки и трусы, все остальное сдают в прачечную. У них пятиразовое питание — это рай. Они в коммунизме живут. Но при этом с них и спрашивают по полной программе! Они все из разных теплиц попали в один ящик, и тех ребят, что проучились уже год – не узнать. Они кардинально изменились – повзрослели, стали более ответственными.

«Селин – удивительно деликатный человек!»

— Александр Анатольевич, вы снимались вместе с нашим земляком Сергеем Селиным в сериале «Братаны», вы же были и режиссером сериала. Какое он на вас произвел впечатление?

— Сережка удивительно деликатный человек. Наша первая встреча была очень странной. Его утвердили в кино, и мне потом сообщают, что главного героя будет играть Селин. Я говорю: «Вы что, с крыши упали? Герою же 26 лет!» Да, Сережа в хорошей форме, но не на 26 лет же он выглядит. Мне объяснили, что он и так уже отказался от двух других проектов, хорошо хоть на этот согласился. И я решил с ним встретиться. В Питере мы посидели в кафешке, поговорили, и я в хорошем смысле влюбился в него. Он настолько оказался открытым! В результате я придумал историю, что он старшина. Обычно у таких узнаваемых людей – а у Сережи внешность очень запоминающаяся — крышу сносит. У Сережи нет никакой звездной болезни, он ведет себя со всеми очень деликатно. И на площадке был словно студент, все спрашивал, как сделать лучше. Меня такие вещи всегда трогают. Н очень мучается тем, что за ним закрепился имидж Дукалиса, хочет уйти от этого образа. Он, наверное хочет, как всякий артист сыграть Гамлета…

— Вы и актер, и режиссер. Сложно совмещать эти две профессии?

— Легко. То, что ты умеешь, как актер, перетаскиваешь волей неволей в режиссуру. Это естественный выход из одного состояния в другое. Сейчас мне более интересен режиссерский проект. В кино даже больше, чем в театре. Сейчас в театре Табакова у меня вышла премьера «Леди Макбет Мценского уезда», но мне почему-то интереснее заниматься кинорежиссурой. В театре уходит много времени на то, чтобы настроиться на одну частоту с артистами. А в кино артист приходит к тебе на пару месяцев, у него изначально есть готовность. Кино – это режиссерская работа процентов на 80-90. Я себя в кинорежиссуре чувствую более комфортно, потому что там больше рычагов воздействия, а значит я могу в принципе гарантировать результат. Для меня театр как лаборатория, мастерская. А кино дает лицо, деньги…

«На самом деле я эмоциональный и заводной!»

— Александр Анатольевич, вы производите впечатление человека уравновешенного, мягкого. А что вас может вывести из себя?

— Спасибо за комплимент, но это обманчивое впечатление. На самом деле я очень эмоциональный и заводной. Просто с годами приходит опыт и житейская мудрость. Когда уже понимаешь, что нет белого и черного, есть полутона. И стараешься быть коммуникабельным, дипломатичным. А вообще я человек с периферии — с Дальнего Востока. У нас все вопросы решались посредством кулака. Так я действовал поначалу и в студии Табакова. Олег Павлович сначала разнимал драки, а потом сказал мне: «Если ты хочешь чего-то добиться в актерской профессии, научись быть дипломатом. Это не значит, что нужно прогибаться, кому-то зад лизать — просто нужно думать головой, быть умнее. Подраться – много ума не надо, ум нужен – чтобы не подраться». И у меня эти слова прочно засели в голове. Вот я приехал из Москвы, могу с вами поругаться, нахамить… Но для чего? Вы же видите, что происходит с супер-звездами — с годами от близости к власти люди теряют контроль. Я не достиг таких высот, но пытаюсь ошибок коллег не повторять. Я человек взрывной — могу завестись, если почувствую запах алкоголя на площадке. Не знаю, что сделаю! Я тоже могу выпить, но алкоголь на площадке для меня табу. Хотя раньше я себе позволял хулиганить. Это вопрос опыта. И Табаков так хулиганил по молодости, он мне рассказывал.

— Чем занимаются ваши сыновья?

— Старший отслужил в армии и сам поступил в институт. Учится на оператора. Он не хочет быть артистом, хотя и снимается в кино. А младший сынишка пока в садик ходит, ему всего 4 года. Макар растет очень смышленым мальчишкой и частенько заводит меня в тупик. Недавно спрашивает: «Пап, а что такое привидение?» Я отвечаю: «Это то, что привиделось, что-то непонятное…» Ну как я еще могу это объяснить 4-летнему ребенку? А он мне говорит: «Нет, пап, привидение – это человек, который умер. Он уже не на земле, но еще не на небесах!» Вот тебе и 4 года. Или выдает недавно: «Пап, чего ты на меня голос повышаешь? ты скажи нормально, я тебя пойму. А то я начну нервничать». Вот и не понятно, кто кого учит.

— О чем вы думаете, глядя на звезды?

— О том, что все мимолетно. Мой девиз по жизни — свети пока есть возможность светить. Не важно, на 3 или на 220 вольт.

Марина Хоружая,
Фото автора.

...