Билеты на Шоу фонтанов «Принц цирка» исчезают из касс стремительно, а чтобы зайти в цирк на представление, нужно отстоять километровую очередь. Все потому, что в нашем городе гастролирует одна из самых ярких и зрелищных программ, которые только приезжали в наш город, и продлятся гастроли только до 14 августа.

Яркие декорации, самый современный свет и звук, две сотни авторских костюмов, холеные животные с блестящей шерсткой и высочайший профессионализм всех артистов, собранных в программе, дополняет настоящая водная феерия. Струи разноцветных фонтанов бьют на высоту 20 метров из 248-ми форсунок (чтобы воронежцы увидели все это великолепие, потребовалось 90 тонн воды). Поставил программу обладатель высочайших цирковых наград (в том числе международной премии циркового искусства «Мастер»), режиссер Руслан Ганеев, который ставил шоу-спектакли небезызвестному Гие Эрадзе, поэтому о масштабах действа можно уже догадываться хотя бы этому факту. Чтобы воронежцы смогли увидеть все это великолепие, в наш город было доставлено 350 тонн оборудования.

В программе собраны в основном титулованные артисты, успевшие покорить не один международный цирковой фестиваль. К примеру, создатели номера «Лиры» Дарья и Александр Оноприенко, являются обладателями серебряной награды на Международном фестивале в Москве. Главные участники их сказочно красивого номера – огромные разноцветные попугаи Ара, которые крутят кульбиты, катаются на велосипедах и выполняют прочие замысловатые трюки. На манеже воронежского цирка можно будет увидеть красивый номер с белоснежными лайками, а также гимнастов, эквилибристов, велофигуристов и жонглеров.

Главным аттракционом программы, который можно увидеть в финале, является номер с большой группой хищников. Руководит аттракционом «Один среди львов» заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов, обладатель «Золотого Слона» в Москве, «Золотого Пьеро» в Будапеште, «Золотого медведя» в Ижевске, «Серебряного клоуна» в Монте-Карло, Гран-При на фестивале в Астане и «Серебряного эквилибриста» в Москве Владислав Гончаров.

Что удивительно, Владислав не потомственный цирковой артист. В цирк он попал случайно, после армии, в 20 лет. А в 23 года впервые вывел на манеж свою первую львиную группу. Сегодня дрессировщик имеет 12 африканских львов. Когда-то пробовал брать в работу экзотических белых львов, но после навсегда отказался от данной затеи.

— У меня были два таких льва, но больше я ее хотел бы их заводить. Они — как инопланетяне — мягче, нежнее, немножечко тупее и заторможеннее. С ним нужно долго заниматься, потому что они боятся собственной тени. Кто-то щелкнет из зала фотоаппаратом, а у них уже страх. Томас постоянно рычал – так он защищался от всего вокруг. А Брюс постоянно ходил перепуганный. Да и в группе они ведут себя совершенно иначе — такие неженки.

— Какие трудности возникают в дрессуре львов?

— Львов дрессировать сложнее, чем львиц или тигров. Они медлительнее и довольно ленивы. Ты заставляешь их работать, а они спят. Все львы индивидуальны, к тому же они разного возраста. Мне никак не удается подобрать такую группу, чтобы всех десятерых растить и воспитывать с юного возраста. Кто-то уходит на пенсию, кто-то заболевать, кто-то умирает своей смертью… С животными, которым по 17-18 лет приходится расставаться и брать молодых львов, чтобы аттракцион жил.

Скоро мне привезут двух 3-месячных львят. Я уже придумал клички – Миша и Ваня. Мне нравится называть животных обычными человеческими именами – Стас, Максим, Боря, Дима, Паша, Денис, Гриша, Эдик, Рома… Главное, чтобы имена были короткими и не были созвучны. К примеру, Александр – слишком длинное имя, поэтому называть нужно будет Шуриком. В одной группе не должно быть Майкла и Миши, так как на одинаковые звуки будут реагировать оба льва. Вы не представляете, какой кайф и заряд я получаю, когда придумываю им человеческие имена. Во-первых, это умилительно. Во-вторых, запоминается. Вы меня можете забыть, а вот то, что у дрессировщика были львы с человеческими именами, запомните навсегда.

— Сколько времени занимает дрессура львенка?

— Три года. Когда приедут Миша и Ваня, сначала я буду с ними просто играться, носить на руках. И всем буду давать их на руки, потому что хочу воспитать ручных, контактных львов. Не любому ведь льву пасть в голову засунешь. Раньше из покладистых у меня был Цезарь, сейчас – Гриша. Причем у Гриши все зависит от настроения. Если оно хорошее, можно даже дважды ему голову в пасть засунуть, а вот если плохое, надо быть начеку. У меня был лев Цезарь, которому я доверял безоговорочно – засовывал голову и отпускал обе руки. И это вызывало бурную реакцию публики, так как было очень эффектно.

Учить трюкам львят начинают не сразу. Сначала их нужно научить сидеть на своих местах (плюс определить, где они будут сидеть и что будут делать). Это обычная физподготовка – сидеть, лежать, прыгать, стоять, бежать домой, кушать. К моменту, когда они этому научатся, уже будет примерно ясно, кто на что способен. Я уже буду понимать – этому можно голову в пасть засунуть, а под этим можно лежать, чтобы он меня переходил.

— А со взрослыми особями малыши сразу начинают ладить?

— Нет, конечно. Не так-то просто соединить молодых львов со старыми. Драки будут сумасшедшие, и это неизбежно. Но чтобы аттракцион был свежим, активным, приходится идти на это. Впрочем, отношения они выясняют не только друг с другом, но и со мной. Каждый из них, это характер, личность. Вот, к примеру, не уживаются два льва рядом, и надо их рассадить по другим тумбам. И ты не спишь ночами, советуешься с коллегами, как лучше поступить. Потому что если за полгода он привык именно к этой тумбе, то на другой она начнет путаться, волноваться. Нервная система животного расшатывается… Дрессура львов – это целый институт!

— Вы их строго воспитываете или стараетесь добиться нужного эффекта лаской?

— По-разному пытался. Сделал вывод, что лучший способ – рассоединить их и не портить нервную систему. Когда психуешь, кричишь, ругаешь – это не работает. У меня так с сыном было, которого вы могли видеть в программе «Принц цирка» в номере «Полет Гагарина», он там в роли космонавта. В детстве я и кричал на него, и даже рукоприкладством занимался, пока не понял – ребенок ничего не будет делать, если ему не интересно. Нужно отпустить ситуацию и плавно подвести его к тому, что ему самому интересно. Так и со львами…

— Львы – звери своенравные, каждый считает себя Царем зверей. Ваши подопечные часто конфликтуют между собой?

— Конечно, они выясняют отношения, ведь в моей львиной труппе все особи разного возраста, с разными характерами. Особенно агрессивными они становятся на фоне полового созревания и каких-то климатических изменений. В такие моменты приходится отсаживать их друг от друга, так-то они живут вместе, в одном вольере.

— На представлении я заметила, что некоторые львы во время трюков рычат, скалят клыки… Не страшно в такие моменты?

— Я это делаю специально, чтобы зрители не писали потом в комментариях, что львы у нас обкормленные таблетками, поэтому спокойные. Когда читаешь такие комментарии, обидно становится. Поэтому я теперь специально дразню их, чтобы люди видели, что на манеже настоящие хищники.

— Они у вас такие красивые, шкурка блестит… Чем вы их кормите?

— Хорошее питание — залог красивой внешности. Когда мы хорошо кушаем, мы хорошо выглядим. Видели, у них валики под животами? Это потому что мы им мяса все время докладываем. В день каждый и них съедает по 7 кг говядины, плюс добавляем еще курицу. Только в понедельник – когда у них выходной и нет представлений и репетиций – мы даем мы молоко с яичком для расстройства желудка, за счет чего он очищается. В природе львы делают это за счет каких-либо колючек, которые они едят и отрыгивают.

— Страшно засовывать голову в пасть хищника?

— Страшно, но не всегда. Со временем привыкаешь, и если видишь, что лев в хорошем настроении, можно и дважды голову засунуть. А бывает делаешь это уже на грани фола. Если лев не в настроении – он не дается.

— А какие ощущения, когда лежишь под хищником?

— У меня был момент, когда лев остановился надо мной и не пошел дальше. Я подумал – все, мне конец! Больше всего в жизни я боюсь, что хищники повредят мне лицо, остальное ерунда. На меня много раз нападали, рвали, но это все можно пережить. Лицо — самое главное. Буквально два месяца назад лев споткнулся, перешагивая через меня, и мы вместе рухнули вниз. Я сильно повредил пальцы рук. А животное получилось большой стресс. Лев был настолько испуган сложившейся ситуацией, что потом два месяца не мог переступать через меня – думал, что снова упадет. Причем, на репетициях все было хорошо, но на представлениях, когда появлялся свет, звук, зрители – его начинало клинить.

— Еще вы носите льва на плечах, это тяжело?

— Я делаю это дважды в день – на репетиции и во время самого представления. Когда есть возможность, я конечно занимаюсь физическими нагрузками, чтобы организм был сильным. Но одно дело тягать железо, а другое – поднимать двухсоткилограммовое живое существо, которое на тебе шевелится. Это гораздо опаснее, ведь если я не так обниму льва, или где-то случайно придавлю, он может и за руку прихватить.

— Этот трюк тоже можно исполнить не с любым животным?

— Не с любым, конечно. Некоторые рычат на меня, показывая, что не желают этого делать. Есть такие, которых я долгое время учил этом трюку и так и не смог научить. Спрыгивая с меня, они царапались, а потом убегали. Поэтому я выбрал для данного трюка 6-летнего Гришу, с ним и работаю.

— Наш земляк – народный артист РСФСР Борис Бирюков, который очень много лет бессменно руководил воронежским цирком, тоже делал такой трюк…

— Я вам больше скажу – я учился у Бориса Константиновича. Практически вся трюковая часть перенята у него. Конструкция тумб уже другая, более современная, но концепция – это все от Бирюкова. И то, как львы прыгают друг через друга, и голова в пасти хищника, и взятие льва на плечи – все от Бориса Константиновича. Мы дружили, я приезжал к нему, и мы общались. Жил в вашей цирковой гостинице «Орбита», ходил смотрел программы, которые у вас гастролируют. А вот как артист выступаю в вашем цирке впервые. Но мне очень приятно выступать на родине моего учителя и моих предков. У меня ведь корни отсюда – бабушка была родом из Воронежской губернии.

— На представлениях случались форс-мажоры?

— Бывает, они начинают драться. Такое, к счастью, бывает не часто, но все же случается. И в этот момент ты не понимаешь, что делать — то ли открывать клетку, чтобы они убежали за кулисы и зрители не видели потасовки, так как они пугаются и начинают убегать с первых рядов, то ли встать между ними и разогнать по тумбам. Последнее на порядок сложнее — здесь должна работать интуиция, должна быть слаженность с ассистентами, и ты должен четко понимать, что нужно дальше делать. Это приходит с опытом.
Когда я только начинал в 23 года, я кричал – открывайте скорее клетку. Сейчас уже нет, пытаюсь «разрулить» ситуацию прямо на манеже. Потому что, если их загоняешь за кулисы, они начинают драться там. Зрители этого не видят, но ты моментально теряешь группу – один, другой, третий выходят из-под контроля.

— А на вас нападали?

— Один раз на гастролях в Китае было серьезное нападение. Львы напали на меня и начали жрать. Стрелять естественно не стали, потому что можно было попасть в меня. Хорошо, что ассистенты быстро забежали в клетку и отбили меня.

— Вас львы воспринимают как кого?

— Не вожака точно, потому что вожак наводит порядок везде, а я в их жизнь не лезу. Я только задаю дисциплину на манеже, в остальное время они предоставлены сами себе. Есть грани, через которые я не переступаю. Я не хочу давить на животных, ломать их. С одним это может получиться, а с другим можно добиться обратного эффекта. Я в своем уме и хочу быть здоровым. Поэтому мы с моими подопечными – партнеры. Но все же стараюсь держать их в тонусе. Хищник знает, что я человек, а он зверь, который может меня достать, поломать, но он должен понимать, что я этого ему не позволю.

— Гастроли программы «Принц цирка» должны были продлиться до 4 сентября, но их сократили до 14 августа…

— Министерство культуры РФ возложило на нас благотворительную миссию. По зову родины мы едем в ДНР и с 27 августа по 18 октября будем выступать на освобожденных территориях. Но в конце октября мы вернемся в Воронеж и обязательно доработаем в вашем городе.

Марина Хоружая,
Фото Иван Семенец

...