В Воронежском Краеведческом музее начала работу выставка моделей старинных моделей «Автомобиль на ладони», учредителем которой стал департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Экспозиция посвящена 75-летию ОРУД-ГАИ-ГИБДД.

В экспозиции представлено более пятисот уменьшенных копий знаменитых, необычных и эксклюзивных автомобилей отечественных и зарубежных моделей. Все модели взяты из частных коллекций. Имеются среди них и ручной работы, они были созданы членами клуба стендового автомоделизма «Автомобиль на ладони». Самой дорогой моделькой является карьерный самосвал Белаз, который делали на заказ в Белоруссии. Его стоимость оценивается в 20 тысяч рублей. Удивляться тут нечему – каждая модель состоит из 600 деталей, на ее изготовление уходит около полугода.

Также на выставке можно увидеть первые русские автомобили, которые выпускал завод «Руссо-Балт» — таких моделей на выставке целая витрина. Здесь можно проследить импортные корни русских автомобилей: превращение из «Остина» в Ленинский броневичок (постарался Путиловский завод), или кустарная переделка в 38 году импортного гоночного авто в ГЛ-1. На выставке в большом ассортименте представлена военная спецтехника, пожарные, милицейские автомобили… А также автобусы, фургоны, спорткары и даже хлебовозки. Есть здесь и наш воронежский ГАЗ-21 (в 60-70-х годах «мебельный пикап» выпускали именно в Воронеже)

Около стеклянных витрин коллекционеры – взрослые казалось бы дядьки – могут стоять часами. Они не только любуются моделями, они знают историю. К примеру, об автомобиле П-1 коллекционер Вадим Нечаев может увлеченно рассказывать очень долго: «Эту машину, в количестве семи штук, выпустил завод «Красный путиловец». За основу был взять «бьюик»1935-го года, и правительство сделало заказ – сделать точную копию.
На работу ушел год, но как на совершенно не подготовленном технически производстве, можно было собрать машину, тогда так и осталось загадкой. Тем более что больше завод не выпустил ни одной такой машины. Видимо путиловцы просто покрасили автомобили в другой цвет, заменили перемычку между фарами и поменяли знак «бьюика» на П-1. Документация пропала. Сейчас уже всем ясно, что они ну никак не могли собрать эти машины. Но и признаться в этом не могли, их бы расстреляли…»

Руководитель клуба стендового моделизма «Автомобиль на ладони» при областном центре технического творчества учащихся Геннадий Андреев не считает коллекционирование машинок ребячеством. Он называет коллекционеров хранителями истории. «Эти люди увлечены историей автопрома. Причем, им интересно не только коллекционировать историю, но и создавать то, что давно утеряно». Как выяснилось, умельцы запросто воспроизводят модели машин, память о которых сохранилась лишь на фото или чертежах. Кстати, по словам Геннадия Андреева, у девушек это порой получается куда лучше. «Здесь же ювелирная работа! Мы делаем в 43-м масштабе шипы на зимних покрышках!», — смеется Андреев.

Выставка «Автомобиль на ладони» продлится до 31 мая.

Телефон для справок 252-16-47.

Время работы: с 10.00 до 19.00.

Цена билета 60 рублей, для пенсионеров, инвалидов, студентов и школьников – 30 рублей.

Марина Хоружая,
Фото автора.

...