Согласно древней легенде, богиня Венера могла возвращать людям молодость и красоту. Однажды она сделала прекраснейшим из смертных моряка Фаона, изменив его внешность до неузнаваемости. А для совершения такого чуда приготовила специальную эссенцию из трав.

Однако с этой точкой зрения не согласятся современные западные маркетологи. Вооруженные новейшими научными теориями, имеющие за плечами огромную экспериментальную базу, они знают, что те древние мифы рассказывали правдивые истории. Их трудно назвать преувеличением — особые свойства растений используются и сегодня. Более того, они нашли широкое применение именно в большом бизнесе. Возможно, власть растений над эмоциями, умом и физическим состоянием древних людей в мифах была даже преуменьшена.

С этим согласятся многие экологи. Печальная статистика ухудшения нашей естественной среды обитания за прошедшее столетие ни у кого не вызывает сомнения. А если представить, какой была природа тысячелетия назад, в те времена, откуда дошли до нас легенды об олимпийских богах и древних героях, то любые сомнения скоро развеются. Тогда вопросы экологии не были актуальны, а растения оказывали колоссальное воздействие на людей. Да и носы у древних были получше (не случайно сегодня врачи бьют тревогу по поводу тотального ухудшения человеческого обоняния).

Конечно, это были не просто растения, что украшали луга Древней Греции, а особые и специально приготовленные масла, настои и порошки. До наших времен дошли некоторые рецепты, что с успехом применялись в древней фармакологии и косметологии. Об этих давних рецептах, а также находках современных ученых и пойдет речь в нашей книге.

Ароматерапия давно уже стала наукой. Несмотря на скептическое отношение к ней многих наших современников, научный мир отбросил предубеждение и уже сто лет пристально изучает чудодейственную силу трав. За это время были сделаны поразительные открытия. И в то же время стало понятно, что ученые не останутся без работы еще много лет — загадки, которые сулит им новоиспеченная наука, пока что не разгаданы. Более того, чем дальше заглядывает пытливый человеческий ум, тем больше тайн возникает на его горизонте. Впрочем, они только разжигают наше любопытство.

Например, таинственные феромоны, о которых грезит вся парфюмерная промышленность. Вещества, делающие нас привлекательными для противоположного пола, еще далеко не полностью изучены. Производители духов (не важно каких, к примеру, духи Шанель или духи Киев) в один голос утверждают, что в желанных флакончиках, что украшают прилавки магазинов, содержатся эссенции, которые вскружат голову любому человеку. И мы азартно бегаем по магазинам и ищем средства для усиления собственной привлекательности. Причем прежде всего новые ароматы.

Так, может, феромоны — это рекламный трюк, преступный сговор парфюмерного сообщества? Ничего подобного. Феромоны естественным образом вырабатываются человеческим организмом и могут быть синтезированы химическим путем. Однако если у животных выделение подобной секреции оказывает молниеносное воздействие на особей противоположного пола, то таинственный механизм человеческой сексуальности до конца не изучен. Впрочем, с тех пор, как ароматерапией заинтересовались генетики, дело сдвинулось с мертвой точки. Так что, может быть, очень скоро те обещания, которые нам не устают давать парфюмеры, станут реальностью…

Но не только феромоны могут кружить нам головы. Эффекты, которые дает использование растительных смесей, различны. И это замечательно: ведь в одних ситуациях мы хотим почувствовать возбуждение, в других, наоборот, успокоиться, в третьих — испытать поистине детскую радость. Наверное, многие замечали, что запахи каким-то странным образом воздействуют на нашу память — пробуждают воспоминания, меняют настроение. Порой мы даже не подозреваем, что поднявшиеся в нас чувства вызваны каким-то особым ароматом, может быть настолько легким, что сознание его просто не зафиксировало. Действительно, запахи проникают нам прямо в душу — и прячутся в глубинах бессознательного, чтобы однажды неожиданно пробудиться и одарить нас букетом особенных переживаний.

Впрочем, запахи не только провоцируют наш интерес. Они могут оказывать и обратное действие — успокаивать, дарить гармонию, приводить нервную систему в норму. А ведь психологическое здоровье — основа здоровья физического. А если вдруг вы страдаете каким-либо заболеванием, ароматерапия и здесь придет вам на помощь: растительные снадобья для целебных ванн и массажей обладают просто магическим эффектом.

Кстати, маркетологи прекрасно знают эту нашу особенность и уже давно злостно используют человеческую восприимчивость к запахам для увеличения спроса и поднятия продаж. Все мы помним случаи, когда вдруг ни с того ни с сего решались на какую-нибудь покупку не слишком нужной нам вещи. Что на нас воздействовало? Красивая рекламная картинка? Возможно. Затейливые слова, посулившие нам какие-то особые блага? Очень может быть. Приятный аромат, который неуловимо витал в магазине? Именно!

К счастью, такие стратегии в основном применяют на Западе. Но и в наши магазины, особенно торгующие косметикой и парфюмерией, уже бывает страшновато зайти — без покупки не уйдешь. Ведь запахи, которые витают в воздухе, лишают даже самых сознательных граждан последних логических аргументов. Рука автоматически тянется к кошельку.

Случайность? Ничего подобного — трезвый расчет: математически вычислено, что ароматы парфюмерных магазинов увеличивают покупки на 15%. Есть даже список тех растений, который специалисты по маркетингу рекомендуют использовать для воздействия на покупателей. Он невелик, но характерен: лаванда, лимон, мята, базилик и ваниль. Считается, что такие запахи провоцируют на покупку — причем не обязательно парфюмерии, но и белья, верхней одежды. Ароматизация воздуха специально применяется в западных странах и для повышения спроса на продукты питания. Маркетинговые исследования показали, что в продуктовых магазинах должно пахнуть огурцом, арбузом и свежим хлебом. А для повышения продаж в предновогодний период уже повсеместно распыляют ароматы мандаринов, еловой и сосновой хвои, корицы. Так что, почувствовав особо приятный аромат, будьте бдительны — маркетологи не дремлют!

По материалам echomsk.spb.ru.

...