Известный политтехнолог и медиаменеджер Кристина Потупчик рассказала о том, почему Западу выгодна информационная война против России и «русского мира» и какие основные цели она преследует.

Политолог рассказала о механизмах ведения информкампании против России и о том, насколько она успешна.

— Сегодня в западных СМИ мы видим беспрецедентную информационную кампанию против России и её граждан. Но это же не новое изобретение?

— То, что мы наблюдаем сегодня в западных СМИ — самая дорогая пиар-кампания в истории. Она имела аналоги, но в меньших масштабах, такого накала ненависти ко всему русскому я не припомню. Америка имеет обширный опыт агрессивного координирования информационных потоков, с которым наши соотечественники почти не знакомы. Но украинская кампания гораздо дороже, чем кампания против того же Трампа.

Возьмите хотя бы проект президента Украины. Он, безусловно, дорогостоящий медиапроект, который возник не на пустом месте. Можно вспомнить о его советниках, гражданах США, вроде Эндрю Мака, который занимается в Вашингтоне организацией интервью и выступлений украинского президента на официальных площадках – от сената до премии «Гремми». Можно уверенно говорить о лоббистских компаниях, которые помогают киевской администрации стоять в очередях в приёмных мировых лидеров. И оплачивает это не Киев, а его партнёры в Белом доме в Вашингтоне.

— Какая основная цель информационной кампании против России?

— Цель, на самом деле, очень простая. Русский человек (и жители всего мира) должен почувствовать, что он — ложка дёгтя в западной цивилизации. Что Запад может отказаться от романов Толстого, музыки Чайковского и русских учёных и программистов безо всякого вреда для себя, как от чего-то лишнего. А самих граждан России перевести в людей второго сорта через лишение их права разделять гедонистические ценности. Предполагается, что для этого надо отобрать у нас «Макдональдс», «Луи Виттон» и «Мерседес». Лишить нас уверенности в себе и внутреннего самоуважения.

Нам и до этого внушали чувство стыда и собственной ненужности. Говорили, что одни мы ничего не можем. Переписывали историю, пытались отнять у нас гордость за победу во Великой Отечественной войне, за вклад в мировую культуру XX века.

И не то, чтобы совсем не получилось. Сейчас мы видим некоторых, кто поддался на многолетние провокации и сбежал из родной страны, повинуясь чужому приказу, полученному через социальные сети. Винить таких людей сложно, просто нужно понимать, что у них отняли, вернее, они сами отдали свою силу, и теперь с ними сделают все, что захотят.

Это не всегда глупые люди, но почему-то оказавшиеся в нелепом положении, причём нелепость положения может быть какой угодно. От того, чтобы оказаться вынужденным убирать самостоятельно свой многосотметровый особняк (потому, что нанять уборщицу не можешь) и до необходимости в ручном режиме управлять спасением своей суперяхты от украинцев, берущих её на абордаж. Вы могли раньше представить себе абордаж суперяхты самодельным плотом?

И они только самые заметные. Есть люди попроще, подвергшие себя автокенселенигу, завернувшиеся в простыню и поползшие на кладбище. Но, что характерно, так поступили далеко не все. Очень многие сейчас почувствовали, что открылись новые возможности. Старый порядок изменился и грядёт новый. Что-то подобное, наверное, чувствовали в России в 1917 году или в преддверии победы в мае 1945 года.

Политика Запада в отношении санкций — это символическая политика. Нас лишают не услуг, а признаков цивилизационного статуса. Как мир может считать цивилизованной страну, в которой не работает «Нетфликс» или «Майкрософт»? Это как бедный ребенок в классе. Они всерьёз считают, что гедонистические ценности это некое ядро «западной» идентичности.

Но лишив нас их, Запад приводит нас к самим себе. Механизмы внушения отключаются и тем самым сокращают возможность влиять на граждан России.

— Поражает масштаб происходящего, а также скорости, с которыми распространяется тот или иной инфоповод, направленный на дискредитацию России. Как им это удалось?

— НАТО готовилась к такому развитию событий уже несколько лет. Достаточно вспомнить, что в январе 2021 года Инновационный центр НАТО (iHub) опубликовал отчёт, в котором прямо указано, что человеческий разум и его восприятие информации рассматривается военным союзом как новая область ведения боевых действий. Речь идёт о таком виде вооружений, как cognitive warfare — «войне умов» или «войне в умах».

Это новый тип боевых действий, определяемый как использование общественного мнения внешними субъектами в качестве оружия с целью оказания влияния и дестабилизации нации.

Таким образом, то, что мы наблюдаем сегодня — есть не что иное, как совершенно новый вид оружия, впервые применённый в таких масштабах.

Он не похож на обычные методы информационной войны. Это особая культура управляемого кенселинга. В ней вам не нужно отдавать каждому «солдату» приказ воевать против всего русского. Достаточно задать направление, а дальше отработанные на BLM и кампании против Трампа механизмы заработают в автоматическом режиме. В эту войну сразу включились страны Балтии, координация внешней политики которых давно отдана на аутсорс посольствам США. Кстати, Центр кибербезопасности НАТО, имеющий статус военной организации, располагается в Таллине. Это к вопросу о продуманности и подготовленности к информационной войне против нас.

В краткосрочной перспективе это может работает, но в долгосрочной такая метавселенная неизбежно столкнется с объективной реальностью.

Стоит помнить, что затраты на антирусскую кампанию в медиа несопоставимы с платой за газ и товарным оборотом между Россией и Евросоюзом. Рано или поздно этот факт даст о себе знать ростом инфляции на Западе, безработицей, промышленным кризисом и как самое ужасное – голодом. Признаки этого уже есть.

— Какие механизмы, например, используются в кампании?

— Пропаганда берёт на день одну-две магистральных темы и начинает заливать этими информационными поводами все свои каналы коммуникации — от крупнейших СМИ до микроблогеров с условно 28 подписчиками. Не напрямую, разумеется, а через прокладки в виде своих специальных центров на той же Украине, в восточной Европе и т.д.

Безусловно существует и какой-то медиаплан чуть ли не на каждый день, универсальный темник с несколькими магистральными линиями, которые нужно протягивать в СМИ и у блогеров.

Подсвечивание какого-нибудь лидера общественного мнения из России, который выступает с критикой. Цель этой линии, например, создать впечатление у российской аудитории, что множество авторитетных медийных персон не одобряют спецоперацию.

Или тема с западными компаниями, которые покидают Россию, цель которой продемонстрировать нашу изоляцию.

Или фейки на тему спецоперации, цель которых – распространение ложных сведений о ходе боевых действий.

— Чем мы отвечаем?

Мы неустанно разъясняем свою позицию, разоблачаем фейки, нам иногда удаётся прорывать информационную блокаду. Как это было с роддомом в Мариуполе, про который писали, что мы якобы сбросили на него авиабомбу. Мы с коллегами почти сразу выяснили, что некоторые «погибшие» в нём оказались вполне живыми инстаблогерами.

Мы, как правило, занимаемся скрупулёзным разбором каждого конкретного случая, фейка и вброса. Оно, конечно, хорошо, но это инерционный подход.

Сейчас такой период времени, что тот, кто громче обзовет своего противника Гитлером, тот и победит в глазах общественности. Но повторюсь — это разговор о краткосрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе у технологии есть проблемы. Когда первый цикл завершится и истерика выйдет на новый круг, у аудитории начнёт возникать всё больше вопросов. На фоне инфляции и кризисов такие вопросы потом выльются в голоса против действующих властей.

Так что мы играем в долгую.

— Какие предварительные политические итоги этой кампании?

— На самом деле не очень успешные для наших оппонентов. Несмотря на некоторую депрессию у креативного класса, общество скорее готово сплотиться вокруг власти. В этом нет ничего удивительного.

Малколм Гладуэлл в своей «Бомбардировочной мафии», на примере бомбардировок мирного населения со стороны Германии и Союзников доказывал, что в случае репрессий противника против мирного населения страны, население вовсе не собирается свергать власть. Наоборот, становясь более зависимым от власти, население начинает ещё сильнее её поддерживать.

В России народ объединился вокруг лидера. Рейтинг президента у нас более 80%, а у Байдена – от 9% до 20%. Почувствуйте разницу.

...