С 1 по 3 апреля в Воронеже проходил Международный фестиваль школ-студий балета «Тодес». На региональном туре свое мастерство показывали филиалы из 15 городов России и Украины. По мнению руководителя шоу-балета «Тодес» Аллы Духовой, воронежцы оказались самыми талантливыми.

«В Воронеж, разумеется, приехали не все школы. Всего у нас 70 школ-студий, в том числе и за границей: В Болгарии, на Мальте… Здесь проходит региональный конкурс, подобные фестивали пройдут в Киеве, Казани, в Прибалтике. Потом победители региональных конкурсов будут соревноваться между собой. Но здесь, среди 15-ти городов, Воронеж показал себя лучшим. Мы несколько дней проводили семинары, смотрели уровень подготовки. Педагог показал комбинацию движений, а танцовщики должны были слету повторить. Ваши ребята справились лучше всех!, — поведала корреспонденту «ВестиПК» Алла Владимировна во время интервью, которое проходило на радиостанции «Европа плюс».

«Я очень люблю воронежских танцоров!»

Как выяснилось, в основном составе «Тодеса» всегда было много наших земляков. «В свое время у нас танцевала семья Астаповых. У них в семье было пятеро детей, и четверо из них работали в «Тодесе». Очень были талантливые ребята, я безумно их любила. Мы много лет проработали вместе, но потом все разъехались по семейным обстоятельствам. Ярослав сейчас живет в Израиле – он там женился. Витя, Саня и Соня тоже обзавелись семьями… 13 лет у нас танцевал Денис Бугаков, Михаил Шабанов…», — вдохновенно рассказывала «мама» «Тодеса».

Алла Духова поведала, что в Воронеже, и других городах, где родились ее танцоры, коллектив всегда встречают хлебом-солью. А точнее, домашними пирогами и прочими вкусностями. «В Воронеже нас балует мама Ярослава, всегда приносит что-нибудь вкусненькое. Вообще, это у нас традиция. Если жилищные условия не позволяют принять всех дома, родители приносят все на площадку. Домашняя кухня, это потрясающе! Наши ребята это обожают. А как нас в Донецке встречают! Весь коллектив идет в гости к Юле Филипповой — ее мама готовит просто гениально. Она и вареников налепит, и пельменей, и пирогов напечет…»

— А вы участвуете в застольях?

— Конечно. А как же!

— Вы же сами хорошо готовите. Когда последний раз стояли у плиты?

— Не часто мне это удается, но когда возникает такое желание, с удовольствием это делаю. Готовка для меня не обязанность, а хобби. Я хорошо пеку ватрушки и пироги – с мясом, с капустой и яйцом… Вкусно делаю холодные супы, варю неплохой борщ… Да много чего! А младший сын Костик больше всего любит пельмени в моем исполнении. Весь в меня пошел, сама их обожаю. Правда, лепить не помогает!

«Мой сын мог стать гениальным пианистом»

— Вы уже перевезли детей из Риги в Москву? Вы же как-то рассказывали, что их там воспитывает ваша родная сестра в ваше отсутствие…

— Давно уже перевезла! Теперь 9-летний Костик с племянниками переговаривается по скайпу. Скучает по ним, все-таки вместе росли. У моей сестры уже пятеро детей! А старший — Вовка сейчас учится в Лондоне. Ему 16 лет, он колледж заканчивает. Изучает экономику, бизнес. А еще увлекается рок-музыкой, у него там своя группа. Он сам пишет музыку, делает оранжировки, играет на всех инструментах – и неплохо это делает. В общем, человек-оркестр! Слава Богу, что он играет достаточно мелодичный рок, это меня радует. Там такая сумасшедшая энергетика!

Вове прочили большое музыкальное будущее пианиста. Он же у меня на конкурсе во Франции занял первое место! Педагоги говорили: «Он — настоящий музыкант! Если будет серьезно заниматься, достигнет большого успеха!» Но становиться пианистом Вова не хотел, сказал, что никогда не сможет сидеть целыми днями за пианино. Конечно, быть классическим пианистом очень сложно — представляете, какая конкуренция! Но он действительно это делал хорошо – я объективно это говорю.

— Его папа ведь живет в Америке?

— Да.

— Они общаются?

— А вот об этом давайте не будем, я на личные темы не разговариваю.

— Тогда расскажите о младшем сыне…

— Косте 9 лет, он живет со мной в Москве. Когда меня нет – за ним приглядывают няни. Костя такой артист – мы просто ухохатываемся над ним. Он прекрасно танцует, к музыке тоже не равнодушен… В общем, тоже творческая личность растет!

«Работа со звездами стала для нас отличным стартом!»

— В одном интервью вы сказали, что восхищаетесь ансамблем им. Моисеева. Ходите на их выступления? Может, что-то пытаетесь почерпнуть для себя?

— К сожалению, очень редко. Времени катастрофически не хватает. Минутку-то выкроить некогда. Вот сейчас, перед поездкой в Воронеж, урвала наконец время и сходила в Ленком на премьеру спектакля «Пер Гюнт». И только когда я зашла в театр, я поняла – сколько же лет я здесь не была! Это очень плохо!

— Раньше «Тодес» ездил на гастроли с Леонтьевым, Орбакайте… Почему сейчас вы не практикуете работу со звездами?

— Это было наше начало. Любой артист, любая творческая единица всегда стремится к самостоятельности. Работа со звездами – это прекрасно, это был отличный старт, за который мы благодарны всем артистам, с которыми работали. А работали мы с великими артистами, мы очень многому у них научились. Но все равно мы были поставлены в рамки – хотя бы в рамки того музыкального материала, который нам предлагался. Для нас же специально не писались песни. А нам хотелось выйти за эти рамки, мне как постановщику было в них тесно, хотелось сделать что-то свое. И когда мы стали востребованы как отдельный творческий коллектив, у нас просто стало не хватать времени на постоянную работу со звездами.

— Когда вы впервые сказали Леонтьеву, что «Тодес» больше не будет ездить с ним на гастроли, он не обиделся?

— Вы знаете, это все как-то произошло само собой. Валера очень мудрый, разумный человек, он нас понял. Он сказал: «Ребята, я вас очень хорошо понимаю, поэтому отпускаю. Работайте сольно». Мы с Валерой дружим, он часто задействует «Тодес» в своих съемках. Звонит и говорит: «Ну что, тряхнем стариной?»

«У нас надо пахать!»

— А звезды никого из ваших ребят к себе в коллектив не переманивали?

— Ну, переманивать не переманивали. Просто когда некоторые из наших ребят ездили с артистами на гастроли, у них складывались какие-то отношения, какие-то взаимные симпатии – профессиональные я имею в виду. И они оставались. У Филиппа Киркорова работает наш педагог и артисты его балета – выходцы из нашего коллектива. У Кристины Орбакайте почти все наши, у Долиной много. Я могу очень долго перечислять.

Безусловно, работать со звездами легче, потому что основную нагрузку берет на себя артист, все внимание обращено в первую очередь на него. А у нас же надо пахать! Я могу сказать вам точно, абсолютно не кокетничая, что наш труд намного превышает нагрузки профессиональных спортсменов. Плюс у нас бешеный гастрольный ритм. Я считаю, что мои ребята подвиг совершают. Конечно, за рубежом райские условия. Те ребята, которые работают там, не смогли бы работать в этих условиях. У них там все размеренно, безумное количество времени на репетиции… Кстати, я была удивлена, узнав, что цирк Дю Солей одну программу репетирует 9 месяцев. Можете себе представить? А нам порой надо за месяц поставить новую программу, отработать ее, вычистить и показать зрителю.

— Вы посещаете все свои 70 школ, чтобы отсматривать танцоров?

— Львиная доля школ все-таки находится в Москве и Подмосковье. У нас постоянно проходят открытые уроки, так что я за ними постоянно наблюдаю. Плюс у нас видео-камеры стоят во всех залах. Я могу в любой момент включить камеру, и посмотреть что происходит. В любом городе, причем! Кроме того, нередко проходят вот такие фестивали, где сразу можно понять, на каком уровне находится та или иная школа. Так что у нас нет такого, что открыли школу, и забыли о ней. Нет, мы постоянно держим руку на пульсе.

— А как часто обновляется основной состав?

— Текучки нет, все ребята работают долго. У нас труппа — 150 человек. Один состав ездит на гастроли, другой работает за границей, третий выступает в Москве, кто-то задействован в концертах звезд – они часто просят нас поддержать их в больших концертах. Плюс у нас всегда есть «зеленый» состав, это те, кто уже на подходе.

Сейчас весь состав «Тодеса» состоит из наших учеников. «Старички» тоже все при деле — кто директор студии, кто педагог. Одни уходят по возрасту, точнее по здоровью – травмы и т.д. Другие по семейным обстоятельствам. В коллективе остался лишь один ветеран, который танцует со дня основания коллектива – с 87 года! Это Саша Глебов. Ему уже 40 лет, а танцует он ничуть не хуже нашей семнадцатилетней молодежи. Тем не менее, я беспокоюсь о его здоровье, все время спрашиваю: «Санечка, как там твои коленки, как твоя спина?» Он отвечают: «Я отлично себя чувствую. Меня унесут со сцены!» Но он действительно в отличной форме. Хореография она ж вообще как молодильное яблоко – все, кто танцует, очень молодо выглядят. Всегда!

«В танцах главное – желание и фанатичное трудолюбие»

— Вы сразу видите, кто сможет танцевать, а кого не реально обучить?

— У меня-то глаз наметан, я сразу вижу, есть ли в человеке стержень, желание и способности, или нет. Через неделю уже точно можно сказать, будет он танцевать или нет. Я никогда не говорю людям в лицо: «Из тебя ничего не получится». Если вижу, что великих достижений не будет, просто предлагаю ему попробовать стать педагогом. Не всем же быть артистами. Мы берем на обучение и педагогов, это отдельные группы.

А еще я хочу сказать, что всегда проще учить с нуля, чем переучивать. У нас много людей из хореографического училища, из спорта, из художественной гимнастики. Но много и с улицы. Иногда приходит классический танцовщик, и моментально схватывает то, что нужно схватить – техника отточена. А бывает наоборот. Тут все решает даже не талант, а фанатичное трудолюбие и безумное желание добиться своего.

— Что нужно, чтобы попасть в основную группу?

— Пройти кастинг, мы их проводим 2-3 раза в год в Москве. Причем, заранее не объявляем, информация распространяется с помощью сарафанного радио.

— Алла Владимировна, как находятся темы для ваших постановок?

— Я по мурашкам ориентируюсь. Если пошла мурашка, когда я услышала музыку, значит мое! Очень помогает состояние влюбленности, да и просто переживания… В общем, все как у всех творческих людей.

— Вы в Воронеже находитесь 3 дня, успели погулять по городу?

— Вы знаете, в Воронеже я успела погулять в прошлые мои приезды. Я здесь бывала очень много раз, последний – два года назад. Но по городу меня водили очень давно, я если честно, уже ничего и не помню. Зато всегда с удовольствием вспоминаю турбазу «Лесная сказка», где мы каждый раз останавливаемся. Там такая волшебная природа, лес… Красота! Я очень люблю природу, мне так этого не хватает в Москве!

Марина Хоружая,
Фото автора

...