27 марта в культурно-образовательном центре «Иллюзион» состоялась дискуссия «Право на образование и законотворческие инициативы». В рамках мероприятия обсуждался новый Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и его возможные альтернативы. Интерес к теме выразили как школьники и студенты, аспиранты, так и преподаватели вузов и школ, а также представители НКО.

Напомним, что 1 декабря 2010 года данный проект был предложен для общественного обсуждения (порядка 300 страниц текста) на сайте www.zakonoproekt2011.ru. А к 1 февраля 2011 года сбор комментариев и поправок уже был завершен. Несмотря на то, что многие заинтересованные люди знали о такой возможности, в полной мере выразить свое отношение к законопроекту и его отдельным главам некоторые не смогли из-за ограниченности формата принимаемых комментариев – только узко по отдельным статьям.

Своеобразным ответом на подготовленные правительством законопроект стал документ, разработанный по инициативе Олега Николаевича Смолина (www.smolin.ru), депутата Гос.Думы и заместителя председателя Комитета по образованию.

Анализ и сравнение этих двух альтернативных документов и легли в основу выступления приглашенного эксперта Ильи Владимировича Сиволдаева, юриста-ювеналиста, начальника Управления по правам ребенка Общественной приемной при Уполномоченном по правам человека в РФ (в Воронежской области).

В общих чертах различие между предлагаемыми законопроектами заключается в том, что проект, подготовленный правительством, направлен на развитие элитарного образования, в то время как документ, разработанный командой Смолина, направлен на реализацию стратегии «доступное образование для всех» и является в значительной мере социально ориентированным. Последний также отличается меньшим объемом и большей конкретикой — в отношении финансирования, статусов участников образовательного процесса и прочих нормативов.
Участники дискуссии обсудили положительные и негативные аспекты и того, и другого законопроекта и договорились в дальнейшем отслеживать судьбу будущего закона об образовании, который по своей комплексности претендует на роль Образовательного кодекса.

Мероприятие прошло в рамках дискуссионного клуба программы «Я вправе», которые проводятся ежемесячно с участием представителей общественных организаций региона, научного сообщества и СМИ, а также студентов и всех тех, кому интересны права человека и механизмы их защиты.

...