Институт научной философии

Фото voron-news.ru

Институт философии РАН, отмечающий 100-летие, издал книгу о своих первых сотрудниках, в которой раскрыты новые факты о жизни и трудах основателя — Густава Шпета, святого мученика Ивана Попова, религиозных философов Ивана Ильина и Семена Франка, знаменитой ученицы Юнга и Фрейда Сабины Шпильрейн.

Об этом, а также о перспективах «морального лидерства России» в интервью РИА Новости рассказал редактор-составитель издания, руководитель сектора истории русской философии Института философии РАН Анатолий Черняев.»Всемирный день философии (установленный ЮНЕСКО в 2005 году и отмечаемый ежегодно в последний четверг ноября) в нынешнем году совпадает со знаменательной годовщиной — 100-летним юбилеем Института философии РАН. К этой дате приурочен выход в свет нашего коллективного труда «Институт научной философии. Начало». Основная часть книги состоит из очерков — ярких интеллектуальных портретов замечательных ученых-философов, стоявших у истоков академической философии в стране», — сказал Черняев.

По его словам, проведенные исследования показали преемственность между Институтом научной философии, созданным в 1921 году на базе МГУ, и Институтом философии Академии наук. «В коллективной монографии, на основе изучения многочисленных документов из архивов России, воссоздается история создания и работы института в 1920-е годы. Некоторые интереснейшие тексты публикуются в книге впервые», — отметил собеседник агентства.

Лица и судьбы
Первый директор института, философ-феноменолог Густав Шпет, был представителем классической научной традиции России и Европы. «Новые материалы о Шпете и его учениках подготовлены соредактором книги Татьяной Щедриной. Свою задачу как руководителя Шпет видел в том, чтобы собрать в новом институте, как в своеобразном Ноевом ковчеге, приверженцев разных философских направлений, объединенных по принципу научного профессионализма. Благодаря этому сложилась уникальная ситуация, когда сотрудниками одного Института стали одновременно выдающиеся религиозные философы Иван Ильин и Семен Франк, марксисты-материалисты Александр Богданов и Любовь Аксельрод, стоявшие на позициях идеализма Георгий Челпанов и Павел Попов«, — пояснил Черняев.

Шпет должен был быть выслан из России на «философском пароходе», однако не захотел расставаться с Родиной. «Несмотря на польскую кровь, он считал себя человеком русской культуры и принял смерть по приговору «тройки» в 1937 году. Подобная участь была уготована многим сотрудникам Института», — добавил собеседник агентства.

Он особо отметил, что у Института философии появился и собственный небесный покровитель. Это выдающийся патролог, бывший профессор Московской духовной академии Иван Попов. Он был одним из сподвижников патриарха Тихона, трудился и на благо науки, и на благо Церкви, и завершил свой путь как мученик. В 2003 году Русская православная церковь причислила его к лику святых.Еще одна примечательная фигура из числа сотрудников Института научной философии, его психологической секции – специалист по детскому психоанализу Сабина Шпильрейн. В начале XX века она прошла стажировку в Швейцарии, где училась у Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда. История ее непростых взаимоотношений с великими учителями легла в основу голливудского фильма «Опасный метод» режиссера Дэвида Кроненберга, где роль Сабины Шпильрейн исполнила актриса Кира Найтли.По словам Черняева, коллективная монография издана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований тиражом в 300 экземпляров. Согласно условиям фонда, книга не подлежит продаже, но ее можно будет найти в основных библиотеках страны и ведущих российских университетах.

«Моральное лидерство России»
Отвечая на вопросы об актуальности издания и современной русской философии, руководитель сектора Института философии РАН отметил, что «наиболее перспективными могут стать исследования, посвященные осмыслению самобытности цивилизации России, ее традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей». Актуальным Черняев считает и популяризацию национального идейно-философского наследия, раскрытие его мирового значения.»Такие исследования должны способствовать укреплению суверенитета нашей страны и повышению ее роли в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве. Российская философская школа призвана стать одним из факторов «мягкой силы», обеспечивающей моральное лидерство России в мире», — убежден Черняев.Вопреки расхожим представлениям, по его словам, философия – не отвлеченная наука, ее достижения востребованы смежными социально-гуманитарными науками. «В частности, история не может развиваться без понимания теории и закономерностей исторического процесса, которые укоренены в философских концепциях», — сказал собеседник агентства. Одна из проблем современной исторической науки, добавил он, заключается в том, что «история России пишется на основе концепций исторического развития, разработанных в западной философии», а «цивилизационный опыт Запада не совпадает с российским».

«Наша история не укладывается в прокрустово ложе западных теорий, в свете которых она выглядит сплошной чередой недоразумений и срывов, что отражается и на проблемах с учебниками русской истории. Историки России нуждаются в методологической помощи философов, которым предстоит разработать аутентичную концепцию исторического развития, соответствующую цивилизационной специфике России. Эта концепция должна способствовать защите исторической правды, обоснованию преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействовать фальсификациям», — считает Черняев.В современной мировой дискуссии о соотношении философии и религии он особо отметил вклад таких сотрудников Института философии, как Генрих Батищев, Пиама Гайденко, Сергей Хоружий. «Их концепции значительно повлияли на современные религиозно-философские и богословские исследования», — сказал Черняев.А перспективы философской работы в сфере религиозной проблематики представитель академического института видит «в изучении и актуализации духовно-нравственных ценностей традиционных российских конфессий, укреплении культуры межконфессионального диалога, разработке академического компонента научной и образовательной специальности «теология».

Подробности — в материале по ссылке.

Источник

...