Фото pixbay.com

Создание новой модели аспирантуры позволит претендентам на ученую степень сосредоточиться на подготовке своей научной работы. Сейчас жесткие требования  федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) мешают реализоваться молодым ученым, на которых помимо подготовки к защите диссертации лежат еще педагогическая и учебная нагрузки.

«Новая модель должна предполагать более высокую мобильность учёных — как внутри России, так и международную. Новые федеральные государственные требования, при нашем участии в их разработке, должны дать возможность реализовывать программы аспирантуры несколькими научными, образовательными организациями. Это повысит интерес молодежи к научной деятельности», — заявила руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.

«Мне как студенту идея новой модели аспирантуры показалась интересной. Молодые ученые действительно нуждаются в развитии действующей системы образования. Надеюсь, что научное сообщество по достоинству оценит предложение Елены Шмелевой, а также даст свои рекомендации», — прокомментировал предложение руководителя «Сириуса» студент исторического факультета ВГУ Батыр Ашыров.

Изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 сентября, должны исправить ситуацию. Теперь программы аспирантуры не будут проходить аккредитацию, а новые государственные требования заменят ФГОС.

С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. «Это произошло, в том числе, за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Жесткие требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), зачастую неприменимы к научным организациям. Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль», — пояснила Елена Шмелева.

«Реформа высшего образования в целом, а в частности, в сфере подготовки научно-педагогических кадров, – продуманный и верный шаг. Количество молодых преподавателей падает, аспиранты не выходят на защиты кандидатских в силу слабости работ или неуверенности в себе: таким образом значительно обесценивается сама сущность аспирантуры как ступени обучения. Надеюсь, что новая образовательная реформа даст больше реальных возможностей для профессиональных занятий научной и педагогической деятельностью потенциальным педагогическим кадрам», – считает аспирант ВГУ Кирилл Козлов

...