Многонациональному дереву нужны корни: значимость этнокультурного образования в России
Процесс глобализации в последние годы дошел до абсурда: в мире трудно отыскать уголок, не охваченный всемирной паутиной Интернета, а значит – массовой культурой с ее англицизмами, несбыточной «американской мечтой» и стиранием любой другой национальной идентичности.
Без памяти о своих корнях, о языке предков и национальной культуре, человек всегда рискует превратиться в безродного космополита, которому при желании всегда можно навязать любую идеологию и мировоззрение. В этой ситуации поиск своего «я» является естественной защитной реакцией, которую очень важно поддержать, чтобы в конечном итоге водоворот глобализации не превратился в общемировой плавильный котел, где понятия «народ», «этнос» потеряют всякий смысл.
В то же время главным преимуществом и залогом прочности многонационального государства, такого как Россия, является гармония в разнообразии, построенная на любви к культуре и языку, любви к малой и большой, общей Родине.
И не напрасно спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин заявил, что суть образования состоит отнюдь не только в накоплении знаний с навыками, нет – образование должно строиться на базовых духовных, моральных ценностях, без которых невозможно формирование личности, разделяющей государственные интересы, настроенной на национальное строительство.
С нового учебного года 2021/2022 в российских школах появляется новый предмет – тщательно разработанная программа патриотического воспитания. Она призвана сформировать у учащихся представления о патриотизме, нравственности, духовных скрепах, исторической роли России и её месте на международной арене, уважение к традициям как своего народа, так и соседей по нашей уникальной в своем разнообразии стране.
Важность этой программы отметил член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Ариф Пашаевич Керимов. Он подчеркнул, что ключевые знания и убеждения, формирующие личность, необходимо закладывать в детском и юношеском возрасте, когда душа человека настроена на искреннее, заинтересованное познание мира, когда человек ищет свое место, ошибается, падает и встает снова, верит и сомневается одновременно. И здесь крайне важно, чтобы рядом оказался мудрый учитель, который направит юношу на правильный путь, не даст ему совершить роковую ошибку. «В первую очередь именно от учителя зависит, какие принципы, какие нравственные основы сформируются у вступающего в жизнь человека», – цитируют Арифа Керимова «Новые известия».
Ариф Керимов сам в 1970-е годы работал учителем средней школы в Азербайджанской ССР, поэтому о вопросах патриотического воспитания он судит с профессиональных позиций. После работы в школе он занялся госуправлением и стал председателем исполкома Беюк-Соютлинского сельского совета народных депутатов.
Сейчас Ариф Керимов более известен как президент Федеральной Лезгинской Национально-культурной автономии (ФЛНКА) и создатель фонда «Национальное Возрождение», который способствует реализации проектов в этнокультурной и образовательной сферах.
По мнению Арифа Пашаевича Керимова, оторванный от корней человек, никогда не сможет ощущать себя частью как малой, так и большой общности. С тезисом отца согласен президент «Национального Возрождения» Токай Керимов. Он уверен, что целостность этноса в первую очередь сберегает язык.
Ариф и Токай Керимовы настаивают, что сохранение национальной идентичности является фундаментом единства народов многонационального государства. Поэтому региональные патриотические программы будут гармоничным дополнением федеральной. Они позволят сформировать общность людей и этнических групп, постоянно проживающих на одной территории, а потом из этих кирпичиков сложится единая крепкая стена в масштабах всей страны.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.