Глава государства считает, что партия выигрывает в конкурентной политической борьбе
«Ведомости» в среду публикуют интервью президента России Дмитрия Медведева, которое он дал газете накануне своего визита в Давос. Речь в нем, естественно, идет о многих вещах, но нашлось место и политике. В частности, глава государства заявил, напомнив, что «Единая Россия» поддержала его на президентских выборах, что опирается именно на нее в законотворческой деятельности. Вместе с тем он подчеркнул, что его поддержка «Единой России» не означает ослабления политической конкуренции в стране.
Говоря о согласии на использование своего изображения в выборной кампании, которое он дал «Единой России», Дмитрий Медведев заявил, что «президент у нас пока фигура беспартийная, но я все-таки не могу забывать о том, что «Единая Россия» меня поддержала на выборах». «Поэтому я ей признателен за ту поддержку, которую она мне оказала тогда и которую оказывает сейчас. Давайте все-таки не забывать, что было, когда президент Ельцин не мог провести через парламент почти ни одной своей инициативы, — все блокировалось оппозицией», — отметил глава государства.
Вместе с тем, Дмитрий Медведев не считает, что такой постановкой вопроса подрывает шансы других партий и политическую конкуренцию. «Все мы друг на друга влияем, это процесс взаимный, — уверен президент. — До тех пор пока тебя поддерживают, надо давать согласие. Ведь если изображение Медведева или Путина будет вызывать стойкую аллергию у значительной части населения, то такое изображение, скорее всего, сыграет во вред партии».
Глава государства также заявил, что «у нас сейчас, может быть, не очень сильная оппозиция, но она у нас есть». «И что мешает, например, нашим парламентским оппозиционным партиям поднимать подобные истории на щит и привлекать внимание и правоохранительных органов, и в конечном счете руководства страны»? – отметил он.
Эксперты прокомментировали ER-Portal эти два тезиса.
«Можно считать, что «Единая Россия» является неким скрепляющим элементом в российской политической системе, — заявил ER-Portal.ru доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики, политолог Леонид Поляков. — Дело в том, что в силу особого конституционного устройства российской политической системы, в ней очень сильная позиция президента, президентской власти, которая вынесена за пределы трех ветвей власти, исполнительной, законодательной и судебной. И долгое время вот этот пост президента, по сути дела, был главной политической силой в стране. Но когда президентом был избран Дмитрий Медведев, поменялись конфигурации, и политическая система получила еще две опорные точки. Это, прежде всего, премьер Владимир Путин и партия «Единая Россия». То есть, стабильность и прочность системы в такой конфигурации значительно повысилась. Если раньше практически все зависело от президента, и это, с одной стороны, создавало жесткую централизацию власти, но, с другой стороны, делало всю систему очень уязвимой, то теперь, эта система опирается на три опоры: на президента, на премьера и на «Единую Россию». Поэтому, конечно же, когда Медведев отмечает стабилизирующую роль этой партии, он действительно констатирует очень важные особенности той политической системы, которая сформировалась за последние несколько лет. Ну и разумеется, такое подчеркивание не исключает того, что «Единая Россия» — это партия среди других партий, что у нас должна быть конкуренция. Это не означает, что сама «Единая Россия», будучи доминирующей партией, должна играть в поддавки. Но это значит, что другие политические силы также должны стремиться выдвигать конструктивные предложения, не нарушая политической стабильности и предлагать альтернативные варианты развития, на которые мог бы опираться и Медведев, в том числе».
«Когда говорится об оппозиции, то имеется в виду двухпартийная система, — отметил Поляков. — Наиболее яркие примеры — США, Великобритания, Франция. Если в этом смысле говорить об оппозиции, то предполагается, что она не слаба, а просто в данный момент не находится у власти, потому что значительное большинство избирателей предпочитают, скажем, более консервативный или более либеральный курс. А у нас получается так, что на одном поле партия «Единая Россия» доминирует, а все остальные выступают в роле оппозиционеров. Они не объединяются между собой, поэтому наша оппозиция по своей природе раздроблена и обречена на слабость. Если в какой-то перспективе мы можем говорить о том, что у нас может сложиться двухпартийная система, то тогда вот этот «эффект слабости» уйдет сам собой. А пока все стараются противостоять «Единой России», тем самым обрекая себя на некую слабость и маргинальность».
«Позиция главы государства реалистична, — заявил ER-Portal генеральный директор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев. — «Единая Россия» имеет большинство в Государственной Думе и для того, чтобы реализовывать государственную политику и обеспечивать нормальный законотворческий процесс, необходимо тесно и плотно работать с партией большинства».
«Проблема оппозиции заключается в том, насколько она включена в политический процесс, от метил эксперт. — Если оппозиция выключена из политического процесса и из политической дискуссии на серьезные темы, если она не участвует в дискуссиях, то она вырождается. Собственно говоря, это у нас и произошло. Поэтому, когда мы сегодня справедливо критикуем оппозицию за это, мы все-таки должны отдавать себе отчет, что такой мы ее сделали. Именно то, что происходило последние годы, привело к тому, что оппозиция у нас такая, какая есть. Если с ними не разговаривать – они тупеют. Поэтому да, действительно, оппозиция слаба, и она не может на должном уровне вести серьезные содержательные дискуссии. Но если мы хотим, чтобы дискуссии все-таки были, то необходимо обеспечивать режим компетенции для всех участников политического процесса. Собственно, я думаю, об этом и говорит президент».
«Эту позицию Медведев заявлял уже не раз, — заявил ER-Portal.ru заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. — Он неоднократно подчеркивал, что политическая система должна развиваться, что градус политической конкуренции должен повышаться и все это должно происходить в стабильном, нормальном режиме. Речь идет о том, что качество работы политических институтов, политической системы, партий, включая и правящую партию, и оппозиционные партии, должно расти. Институт правящей партии – важнейшая основа стабильного развития политической системы. Не случайно президент напомнил, как в прежние времена у нас невозможно было выстроить нормальное взаимодействие власти с парламентом и проводить те или иные законопроекты. Понятно, что стабильность партийной системы, наличие устойчивого парламентского большинства – важный момент. Медведев не раз заявлял, что он хочет от «Единой России», чтобы она не просто поддерживала модернизацию, но в ней участвовала и была бы ее основным «политическим мотором». Так что в этом смысле позиция президента обоснованная и понятная».
«Да, у нас есть оппозиция, но главное, что политическая система развивается, в том числе, и для того, чтобы у оппозиции появлялись дополнительные возможности для того, чтобы она была более дееспособной, — отметил эксперт. – Система развивается в конечном счете для того, чтобы когда-нибудь оппозиционные партии доросли до того, чтобы быть способными и готовыми прийти к власти. Это нормально. Любые политические системы так развиваются. У нас политическая система последние десятилетие формировалась, развивалась. Сейчас она уже и функционально устоялась».
«Ооппозиция должна быть конкурентноспособной, но всему свое время, — заявил эксперт. — Рано или поздно мы придем к тому, о чем говорил президент: политические партии будут мощными, будут сменять друг друга у власти, образовывать сильные коалиции. Но на сегодняшний день КПРФ, «Справедливая Россия» пока слабы».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.