20 января в кинотеатрах страны вышел в прокат новый фильм Евгения Гришковца «Сатисфакция», к которому известный писатель написал не только сценарий, но и выступил в качестве продюсера и главного героя картины. Накануне премьеры Гришковец проехался по городам России, где представил свое детище и ответил на вопросы зрителей и журналистов. Не обошел Евгений вниманием и Воронеж.

Писателя поселили в престижном «Арт-Отеле», о котором он потом еще долго вспоминал с улыбкой. «Захожу в номер, а у стены стоит консольный столик. Я подумал: «Какого же странного дизайна ручка выдвижного ящичка этого столика!» когда я открыл этот выдвижной ящичек, то понял, что все еще гораздо более оригинально, чем я даже мог предположить — ручка от ящичка почему-то оказалась не прикреплена к нему, а лежала внутри…»

«Дуэль» по-русски»

«Сатисфакция», в переводе с латинского — удовлетворение за оскорбление чести и достоинства, осуществляемое в виде поединка. Сюжет картины и основан на поединке между главным героем и его помощником по работе и другом по жизни, с которым ему изменила жена. Крупный бизнесмен и влиятельный человек в своем городе по имени Александр узнает об измене, и в конце рабочего дня везет «предателя» в ресторан. Но к удивлению Дмитрия, там их не ждут ни деловые партнеры, ни друзья — в помещении вообще нет посетителей. Мужчинам придется провести время в компании молчаливых официантов и многочисленных бутылок с содержимым различной крепости. Когда дверь запирается изнутри, у двух героев на выяснение отношений остается целая ночь. Поединок заключается в том – кто кого перепьет. При этом тот, кто первым отказывается пить, начинает ругаться матом, вести себя не адекватно или прерывает разговор – считается проигравшим. На кону – жена Александра, роль которого блестяще исполнил Евгений Гришковец.

По сюжету герой Гришковца пребывает в разных степенях опьянения на протяжении почти всей картины. Однако, по словам Евгения, крепкие напитки на площадке отсутствовали — использовали только подходящие по цвету заменители. «Вместо коньяка мы пили очень сладкий чай — гадость ужасная, вместо виски – яблочный сок. На крупных планах в рюмки наливался алкоголь, потому что сразу видно — вода это или водка, — поведал Гришковец. — А дальше все зависело от нашего актерского таланта. Кроме того, пьяного пьяным сыграть, по-моему, просто невозможно физически. И потом, это все-таки антихудожественно. Однако я настолько поверил в свое исполняемое состояние, что в результате заболела голова, появилась нестерпимая жажда и даже соответствующая усталость. Мне кажется очень похоже на пьяных получилось, потому что мы просто впали в состояние «похмелья» от затяжной ночной работы. Главную сцену за столом снимали 14 ночных смен без выходных!»

«Отказал Урганту из-за его «медийности»

Сценарий, по которому снят фильм «Сатисфакция», был опубликован в одноименной книге, в которую, помимо него, также вошли несколько пьес Евгения Гришковца. Для режиссера фильма Анны Матисон это первая работа в полнометражном кино, но не первый совместный проект с Гришковцом. Анна является режиссером и сценаристом короткометражки «Настроение улучшилось», а в пьесе «Дом» она выступила в качестве соавтора. Изначально на роль Дмитрия (помощника героя Гришковца) предполагалось пригласить Ивана Урганта. Однако затем Евгений увидел телевизионный сериал «Час Волкова», где играет Денис Бургазлиев, и понял, что ему в картине нужен именно этот актер.

«Мне нужен был человек, который мог сыграть крепкого и очень уверенного в себе менеджера. Который говорит, что он учился в Лондоне, и его внешний вид не противоречит этому. Который умеет носить пиджак, очки, у которого осанка. И главное — чтобы он был из другого поколения, такой успешный, ироничный, — рассказывает Гришковец. — Должен сказать, что первый человек, с которым мы начали говорить на эту тему, был Иван Ургант. Ване очень понравился сценарий, мы обсуждали это, потом я посмотрел несколько картин с его участием. Ургант — исключительно талантливый драматический актер, и, главное, есть ощущение, что он просто привит от пошлости. Но он с этой ролью вряд ли справился бы, он слишком благополучный и не смог бы дать вот того самого странного излома. И самое главное, было важно, что за ним идет, скажем так, бэкграунд жизнерадостного благополучия. Он длительно создавал такой образ, и так воспринимается. И был довольно длительный период, месяца три, когда я вообще не мог понять, кого пригласить. Такое было легкое отчаяние, в этом поколении я не видел никого, вообще никого. Даже появились мысли пригласить иностранного артиста – польского, чешского, потом его озвучить, чтобы было другое свежее лицо. И тут в сериале «Час Волкова» я увидел Дениса Бургазлиева. Я страшно удивился, узнав, что ему на самом деле 40 лет, потому что он воспринимался мной как человек, которому 32-33.

Его первый серьезный опыт в актерской карьере — работа в знаменитом культовом спектакле с Петром Мамоновым «Лысый брюнет». Это, конечно, большая школа. У Петра Мамонова вообще почти нет близких друзей, а Денис его близкий друг. После первой же пробы стало ясно — вот он, и больше никого не нужно. Мне стоило больших усилий собраться и позвонить Урганту с этой новостью. Хотя конечно в качестве рекламной составляющей фильма Ургант был бы гораздо предпочтительнее. С другой стороны, пришла бы другая публика. Денис – более опытный артист, он имеет опыт не только отечественный, но и европейский, и голливудский. У него большой послужной список, он профессиональный актер, он был идеально готов к работе, в отличие от меня, который не мог выучить собственный текст. Я могу легко выучить текст Чехова, Тургенева, Гоголя, а собственный не могу. Он выучивал мои тексты, подсказывал мне мои фразы, и очень помогал на съемочный площадке. Денис — это тот человек, без которого картину представить невозможно.

«Я часто несчастен и одинок даже среди самых близких людей»

— Евгений, как появилась идея фильма «Сатисфакция»? С чего началась эта история?

— Идея этого фильма пришла совершенно неожиданно. Мы хотели сделать большой проект о Москве глазами приезжего человека, очень долго сидели над сценарием у меня дома в Калининграде, в итоге даже как-то от него подустали. А во время работы мы периодически отрывались, выпивали, я беспрерывно что-то рассказывал. И вот Юрию Дорохину пришла в голову такая идея — сделать фильм, где бы я долго с кем-то разговаривал, выпивал, а я уже додумал историю про дуэль, где герои пьют не просто так. Обычно, если двое мужчин собираются вместе, пьют и разговаривают, то неизбежен мат, поэтому было необходимо ввести некие дополнительные условия, чтобы герои говорили о самых важных вещах, выпивали и при этом не матерились. Вот так родилась завязка сюжета.

— А почему местом действия вы выбрали Иркутск?

— Тому есть две причины — художественная и практическая. Художественная заключается в том, что фильм «Сатисфакция» — это исключительно провинциальная история, то есть, история большого города, но не Москвы. В столице такая история вряд ли могла бы произойти, а если бы и произошла, то с другой остротой и накалом. Да и любовная интрига в Москве могла бы потеряться – герои бы даже не узнали об измене. Я вот лично знаю персонажей, которые живут на 3 семьи, и никто ни о чем не догадывается, семьи друг друга не знают и верят, что папа уезжает в командировки. Москва может поглотить кого угодно, а в провинции — пусть даже в большом городе как Иркутск — все люди на виду, все друг друга знают, почти все круги общения так или иначе соприкасаются.

Еще одна причина съемок в Иркутстке – в том, что режиссер Анна Матисон, Юрий Дорохин и вся студия, занятая в съемках, находятся именно там. Мы изначально в целях экономии бюджета рассматривали Украину, Донецк. Но потом посчитали, и поняли, что в Иркутстке получится еще дешевле, потому что все друг друга знают и какие-то съемочные площадки предлагались либо совсем недорого, либо вовсе бесплатно. Сибиряки — люди широкой души и щедрые натуры, способные на поступки — мы в этом убедились за полтора месяца съемок.
— Ваш герой внешне успешный, но на самом деле не знает, как жить. На ваш взгляд, с чем это может быть связано?
— Если бы я знал, то я сам был бы счастлив. Нет, я конечно счастлив, успешен и удачлив в профессии, у меня прекрасная семья, чудесные дети, хорошее жилье, нет недостатка в средствах последние 6-7 лет… Но я часто несчастен и одинок даже среди самых близких людей. И если бы я знал рецепт, то применил бы на себе сразу же. Мне совсем не интересны сюжеты, которые сейчас весьма популярны в фестивальной среде — когда герои борются с социальными трудностями. Они — жители каких-то спальных районов, деклассированные элементы, маргиналы, живут страшной жизнью. Ну и что? В чем же тут конфликт, я не понимаю? Писать про сложные взаимоотношения хороших людей гораздо интереснее, когда проблемы человека внутренние, а не внешние. Ну, нет у человека жилья — это проблема. Я знаком с ней не понаслышке, так как жил с родителями будучи уже женатым человеком. До 28 лет у меня не было средств снять или приобрести квартиру. Первая однокомнатная квартира была получена путем сложных хитросплетений, когда мой отец давал взятку какому-то чиновнику — история для сериала, а не для серьезного художественного произведения. Когда у человека вроде бы все налажено, но он не понимает, что с этим делать – тогда он затевает всю эту историю, чтобы успокоить свое болезненное самолюбие и убедиться, что он лучше, чем тот, кого он вызывает на дуэль. Вот это было интересно и сыграть, и написать, и снять.
«Я не знаю, что такое прощение»

— Если перенести ситуацию на ваш личный жизненный опыт – вы сами легко прощаете предательство?
— Я не знаю, что такое прощение. Приходилось в жизни сталкиваться с предательством, но я в этот момент просто расставался с людьми. Болезненно знать, что тебя предали, обманули… В любой лжи, даже мелкой, есть предательство. Особенно тяжело, если это делают люди, которым ты доверял, которые тебе были близки и дороги. Мстить? Нет. Я могу тысячу раз в момент отчаяния и гнева пообещать себе, что отомщу, а потом остываю и использую любую возможность, чтобы снять напряжение. Понятно, что на моменте лжи и предательства все отношения заканчиваются, но если обида останется, нужно, чтобы она не была жгучей и горячей, потому что нужно жить дальше, а с обидой или в состоянии мести — это не жизнь. Все равно, что проживать прошлое.

— Ваш герой говорит, что отличительная черта настоящего мужчины в том, что он должен о ком-то заботиться. Какие еще черты должны быть у мужчины и как вы относитесь к мнению, что настоящих мужчин сейчас очень мало?
— Настоящих вообще мало. Настоящих женщин тоже немного. Конечно, больше чем настоящих мужчин, но женщины вообще лучше, чем мужчины. Мужики сотканы из самолюбия и из-за этого все наши страдания, мнительность, ревнивость и прочее. Есть некие черты и свойства, которые, на мой взгляд, не допустимы вообще, а для мужчины тем более. Я терпеть не могу жадных и трусливых мужчин, с ними у меня не может быть никаких отношений. Глупый мужчина – тоже не хорошо, согласен. Но бывают веселые и глупые добряки — это неплохо. Мужчина может скрыть свою глупость молчанием, хорошей одеждой, наконец, жена из мужа может сделать что угодно, создать любой имидж. Я знаю абсолютных идиотов, при этом о них говорят, что они тонкие интеллектуалы. Но жадность и скупость мужчина скрыть не может. Абсолютно бесстрашных людей я тоже не знаю, либо это какие-то совершенно идиоты. Поэтому нормальной мужской чертой и даже обязанностью является преодоление страха. Если мужчина трусливый и не может преодолеть страха — это проявляется во всем: в походке, в том, как он обращается к женщине, или не обращается, боясь отказа, боясь испытать боль страдания уязвленного самолюбия. Такие люди могут быть довольно успешными в силу своей изворотливости, осторожности и хитрости, но трусость всегда омерзительна — особенно у мужчин.

Марина Хоружая.

Фото автора.

...